Дядя, вы дурак?

"А они весь Кремль построили? - Да. - И всю Казань? - Да. - И "Баскет-холл"? - Ну, что ты глупости говоришь! "Баскет-холл" недавно открыли, а они тысячу лет назад жили…"
Из разговора возле памятника зодчим Казанского кремля.

Был такой трогательный фильм "Сережа". В одном из эпизодов некий важный дядя, пришедший в гости к сережиной маме, решает пошутить - дает мальчику пустой фантик со словами: "На тебе, детка, конфетку!". Радостный малыш берет пустышку, разворачивает, и в недоумении спрашивает: "Дядя Петя, вы дурак?". Когда я услышал, как возле нового памятника рассказывают детям небылицы, фрагмент из фильма вспомнился сам собой.

Сейчас уже понятно, для чего был нужен монумент, воплотивший "собирательный образ" древних строителей кремля. Как рассказал за месяц до открытия скульптурной композиции в интервью газете "Курьер ЭС" архитектор С.П. Саначин, руководство музея-заповедника решило таким образом поставить крест на восстановлении колокольни Благовещенского собора, которая по плану должна была быть возведена в двух шагах от нынешнего монумента.

"Скульптурная композиция задумана авторской группой Александра Головачева, Владимира Демченко и архитектора Рустама Забирова в 2001 году как памятник талантливым зодчим - создателям Казанского Кремля", - сообщил "Интертат" в день открытия.

О глубинной мудрости идей авторской группы с похвалой отозвался президент Татарстана: "Такого в нашей истории еще не было. Историческое сооружение приобретает новый, и в то же время свой традиционный облик. Я хотел бы обратить внимание на особую ценность данного творения. Мы пришли к его сооружению осознанно, ведь памятник воплощает в себе соединение стремлений и культур татарского и русского народов. Памятник приближает нас к творческому и духовному единению".

С постамента, украшенного по периметру "орнаментальными поясами с восточными и славянскими мотивами", на посетителей Кремля смотрят двое зодчих - русский, держащий на коленях чертеж Спасской башни, и татарин с чертежами ханского Кремля. Как было неоднократно заявлено на церемонии открытия, "в оформлении постамента скульптуры заложена преемственность архитектурных традиций, что символизирует взаимообогащение татарской и русской культур".

А вот выдержки из русской летописи:

"И вскоре восхоте благоверны царь обещаніе свое исполнити - обещася предъ образомъ Спасовымъ, хъ Казани пошедъ, мечети поганыя раскопати и святыя церкви возвизати на месте ихъ… Самъ преже рукама своима древо секирою посече и отъ леса на плещу свою принесе, и во единъ день созда храмъ соборныи, Благовещенія пресвятыя Богородица, на месте красне, на площади, близъ царева двора…"
.

После этого образ абстрактного русского зодчего приобретает конкретные черты. Как следует из отрывка, одним из первых строителей новой Казани стал… сам Иван Грозный, с именем которого у поборников утраченной татарской государственности связано так много неприятных воспоминаний. И даже место начала царского строительства почти совпадает с местом установки памятника...
Насчет преемственности традиций летописец также выразился предельно ясно - еще до похода на Казань Иван Васильевич поклялся перед иконой Спаса Нерукотворного сравнять все местные мечети с землей.

Возможно, при строительстве новой крепости русские и использовали рабочих-татар. Однако это не могли быть казанцы - при штурме жестокий царь повелел брать в плен только женщин и детей - всех мужчин истребили. Конечно, оставались еще подданные-татары хана Шах-Али, который тоже участвовал в походе и грабежах…
В этом смысле, тезис о "соединении стремлений татарского и русского народов" кажется любопытным, но как-то чересчур оригинальным, что ли. Или я ошибаюсь?

28 ноября 2003 г.

© "Курьер ЭС", №18

Детальное описание рапэ на нашем сайте.
 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: