Работа с источниками

"Не за горами 1000-летие Казани, и к этому времени надо успеть многое сделать.
Для кремля это уникальный случай, ведь столь масштабные реставрационные работы не проводились здесь, наверное, с XVI века, когда после захвата Казани Иван Грозный
изменил кремль на свой лад".

Любовь Агеева, "Кремль - заповедная зона".


В начале февраля "Русского курьера" (№4 от 02.02.2004), где тема юбилея музея-заповедника поднимается вновь. Ощущение дежавю возникает уже с первой колонки. Чтобы не быть голословным, привожу пару фрагментов:

1. "Кремль - древняя цитадель Казани. Его стены и башни помнят булгарских князей, воинов Чингис-хана, ханов золотой Орды, всех русских царей. Это единственная в мире татарская крепость, и сегодня служащая центром государственности, самый южный образец псковского архитектурного стиля в России. <...>
Таким образом, Казанский Кремль остается образцом военно-оборонительного и крупного административного центра, сложившегося на основе двух главных традиций - татарско-восточной и русско-европейской с уникальными памятниками архитектуры и древним культурным слоем земли. <...>
30 ноября 2000 года на сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО".

  2. "Казанский кремль - образец военно-оборонительного сооружения и крупного административного центра. Его земля помнит булгарских князей, воинов Чингисхана, ханов Золотой Орды и русских царей.
Как древняя татарская крепость, кремль в 2001 году включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и нынче стоит в одном ряду с такими явлениями, как египетские пирамиды, Великая Китайская стена и другие уникальные шедевры, созданные человеком.<...>
Комплекс кремля - это яркое свидетельство исторической непрерывности культурного процесса, яркий пример синтеза татарской и русской культур. В его истории можно найти почти тысячелетние строительные традиции, следы османской, монгольской, золотоордынской культур. Это самый южный образец псковского архитектурного стиля в России".


Автор первого отрывка - Раиль Гатауллин. Насчет египетских пирамид и Великой Китайской стены он, конечно, не сообразил, да и вообще в составлении информации не особо усердствовал. Как выяснилось, сотрудник Интертата просто скопировал пресс-релиз, полученный от организаторов мероприятия - дирекции музея-заповедника "Казанский кремль", наивно полагая, что пресс-релизы пишутся умными и ответственными людьми в помощь молодым журналистам.

А вот автора второго отрывка, дополненного яркими художественными сравнениями, трудно заподозрить в наивности: Любовь Владимировна Агеева - журналист с завидным стажем. Все последние годы она трудилась на посту руководителя пресс-службы Госсовета РТ. Одна из специфик этой должности - бережное отношение к источникам информации. И возможно поэтому тексты недавнего выпускника журфака КГУ и патриарха местного журнализма столь похожи…

Но суть не в этом. Интересно другое: отчего Любовь Агеева - ныне редактор газеты "Казанские истории" - так старательно следует идее "единственной сохранившейся в России татарской крепости"? Неужели завиральные теории творцов новой татарской истории и впрямь кажутся Л.В. Агеевой серьезными, а маневры татарстанского руководства вокруг ЮНЕСКО в отношении статуса Казанского кремля - заслуживающими понимания? Что заставляет отнюдь не глупого человека с одобрением рассказывать о проделках исторических спекулянтов и недоброжелателей русской культуры? "Видя, как много бытует исторических разночтений, музейные работники решили сами заниматься организацией экскурсий - для этих целей создана экскурсионно-методическая служба", - пишет Агеева.

От себя могу добавить: учителям истории уже просто запрещено проводить экскурсии для своих классов в Казанском кремле, так как их точка зрения может отличаться от точки зрения дирекции музея-заповедника, сочиняющей все новые подробности и переделывающей памятник русской архитектуры на свой вкус. Последний пример - установка фантастического монумента "неизвестным зодчим" Казанского кремля - татарину и русскому, чтобы только не допустить восстановления колокольни Благовещенского собора. Причина простая - высокая колокольня православного собора внесла бы явный диссонанс в ансамбль гигантской мечети Кул-Шариф, подчинившей себе весь Кремль…

"Особенно интенсивно ведутся работы в последние годы. Однако после реконструкции это будет уже другой кремль", - сообщает Любовь Владимировна. Да и кто бы сомневался? Не на это ли сейчас направлены старания дирекции музея, а также руководства Татарстана? Г-жа Агеева это подтверждает: "Что-то утеряно безвозвратно. Так, мы никогда не увидим в прежнем виде колокольню Благовещенского собора, поскольку она восстановлена не будет"…

Будет, будет, Любовь Владимировна. Дайте только срок. И колокольню восстановят, и Кремлю соответствующий статус вернут, и русскую культуру с историей заставят уважать. Только это будет уже не ваша заслуга.

7 февраля 2004 г.

 

Читайте также по этой теме на нашем сайте:
Историческое мародерство
Реконструкция по-казански: мы теряем - они находят
Макет Кремля под охраной ЮНЕСКО
У татар отнимают единственную крепость
"Газета выступила. Что сделано?"
Дядя, вы дурак?

София Драгош расскажет про снятие венца безбрачия
 




Тартария_1


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: