Русские в Татарстане наконец-то стали меньшинством

Архивные материалы сайта. Разместил Алексей Демин.

В Казани рассказали об итогах переписи населения

За время, прошедшее с переписи 1989 года, татар в Татарии стало больше, а русских меньше. Кроме того, в целом население выросло на 137,6 тысячи человек и продвинуло республику на восьмое место в России - 3 779 300 жителей. Об этом сообщил журналистам руководитель Госкомстата РТ Валерий Кандилов.

На пресс-конференции, посвященной итогам Всероссийской переписи населения, сенсации ждали меньше всего. Никаких национальных вопросов в Татарстане нет, ситуация давно находится под контролем, и "не нужно ее нагнетать". Поэтому о скандальных цифрах "39,5 процента русских и 53 процента татар" большинство местных СМИ предпочло упомянуть вскользь, как об обычной статистической данности. Между тем, подобная арифметика еще три-четыре года назад вызвала бы целый шквал споров и комментариев. Еще бы! Татарстан наконец-то стал в полном смысле татарской республикой.

Стал, потому что во времена, предшествующие суверенитету, количество русских и татар всегда было примерно одинаковым. По данным переписи 1989 года в ТАССР жило 1 765 404 человека или 48,5 процентов татар (31,9 процента всех татар в РФ) и 1 575 361 человека или 43,3 процента русских. Остальные этносы в расчет не брались, число их представителей было на порядки меньше. Впрочем, в республике была еще проблема кряшен, которые никак не хотели называться татарами. Но ее в итоге тоже удалось решить: если по данным Института этнологии и антропологии РАН до последней переписи в России насчитывалось 300-320 тысяч кряшен (из них около 210 тысяч в Татарстане), то после 2002 года их официально стало 24 700 человек. В Татарстане кряшен осталось всего 18 800.

Как заявляли два года назад представители кряшенского движения, в период переписи на желающих записаться кряшенами оказывалось прямое давление. На проблему обратили внимание даже российские правозащитники. Например, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева обвинила тогда руководство Татарстана в попытке сделать политическую ставку на национальную карту. "Если кряшен запишут кряшенами, то получится, что татары не составляют в Татарстане большинство", - заявила она.

Однако, по словам председателя Госкомстата РТ Валерия Кандилова, изменение численности главных этносов связано отнюдь не с кряшенами, а с обычными процессами миграции. За годы миграционного бума русские из республики постепенно выезжали, а татары приезжали. Причем так активно, что даже традиционно "самый русский город" Казань в итоге сохранил лишь чисто символический перевес в 1 процент. Который вряд ли просуществует долго…

Иммигранты из южных стран и регионов быстро меняют национальный состав республики. Темпы впечатляют. Судите сами: за 13 лет таджиков, постоянно проживающих в РТ, стало больше в 5 раз, армян - в 3,3, чеченцев - в 2,6 раза, азербайджанцев - почти в 2,5... Своеобразный рекорд бьют турки - их количество в Татарстане увеличилось в 32 (!) раза. Изменения по этническим группам пока что не превышают порога 10 тысяч человек, но тенденция налицо. И нечему тут удивляться.

Тем не менее, тезис господина Кандилова об уменьшении русских в Татарии "за счет миграционных потоков" вызвал сильное сомнение у независимых наблюдателей и ученых из Казани. Руководитель Центра аналитических исследований и разработок, профессор-социолог Александр Салагаев заявил, что если объяснять подобный сдвиг только миграцией, то многие цифры не сходятся. Количество въехавших русских даже больше числа эмигрировавших примерно на 20 тысяч человек. Об этом свидетельствует имеющаяся статистика миграционной службы республики за 10 лет.

Как пояснил господин Салагаев, с одной стороны, да, конечно, - еще в советские годы рождаемость среди татар была несколько выше, а смертность ниже, чем у русских. Но после распада СССР, в период становления татарстанского суверенитета, имевшего ярко выраженные национальные черты, социальная дезорганизация коснулась именно русского населения. Оно более тяжело переживало крах системы и начавшуюся дискриминацию по национальному признаку.

Не последнюю роль в "социальной растерянности" русских сыграла избирательная конфессиональная политика. Татарстанские власти поддерживали преимущественно организацию и развитие мусульманских приходов. Достаточно сравнить количество открытых православных храмов и мечетей - 168 и более 1000 соответственно. В то время, как коммунистическая идеология утратила значение для масс, русские, равно как и татары, лишились "психологической подпитки", но, в отличие от "официального" мусульманства, "официальному" православию долго не давали заполнить нишу.

Кроме того, с середины 1980-х годов, а в период суверенитета особенно, в Татарстане для русских "закрылись каналы вертикальной мобильности" - в глубинке сельсоветы переводились из русских деревень в татарские, в городах на руководящие должности назначались татары, русских выдавливали на социальную обочину. При этом федеральный центр никак не реагировал на "шалости" провинциальных феодалов, озабоченный своими проблемами. Вследствие этого у русских в Татарстане возникла апатия и неверие в возможность перемен. Их стало больше среди безработных, безудержно распространялось пьянство, многие быстро оказались на социальном дне. Как следствие - прогрессивное ухудшение здоровья, снижение продолжительности жизни. Русские просто начали вымирать…

Еще один фактор, который способствовал уменьшению числа русских в Татарстане - переориентация при выборе национальности детей от смешанных браков. Для получения "социальной мобильности" родители предпочитали записывать их татарами или менять запись в паспорте…

В любом случае, рубикон перейден - теперь Татарстан может по праву называться национальной республикой, а русские в ней - национальным меньшинством. За 15 лет правления Минтимера Шаймиева была частично выполнена одна из задач, которую ставили перед руководством республики апологеты татарской национальной идеи: взятие культурно-исторического, экономического и социального реванша. Поговаривали уже о модели ассиметричной федерации, но "не взошло" - маятник качнулся в обратную сторону. И кто знает, вернется ли?

© "Русский курьер", 424

 




Тартария_4


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: