Аттила с гармонью и академик с гармонией

Новое дыхание получила тема татарской латиницы: гадают - останется ли в силе запрет на нее, или московские власти найдут способ его отменить без потери лица.

Перевод татарской письменности на латиницу - без сомнения политическая акция, и многие авторитетные в татарской среде деятели этого не скрывали. Политическое и психологическое значение перехода на латиницу было велико, когда В. Путин, то окуная физиономию в катык, то расточая комплименты Шаймиеву и Мухаметшину, не забывал делать главное - методично возвращать то, что было отдано Б. Ельциным во время политического, экономического и организационного бессилия центра.

После торжеств по поводу так называемого "тысячелетия Казани" (празднование которого является просто предлогом дать властям Татарии отступного за приведение их к общероссийскому бюджетному, налоговому и политическому знаменателю) этим самым властям придется сильно покрутиться, чтобы найти новый подобный повод. Иначе всем станет видно, что, в отличие, скажем от Самары, Татарстан мог развиваться только тогда, когда платил в федеральную казну гораздо меньше других. Исчезли гербы Татарстана, украшавшие печати местных нотариусов и судов, не видно татарских флажков на номерных знаках машин, установлены российские орлы на тех вывесках, где они должны быть. В положенных местах появился флаг России. Мало того, бог знает почему, но над президентским представительским корпусом в кремле он по размерам гораздо больше флага Татарстана.

Практически не осталось внешних признаков, напоминающих о политической особости Татарстана. Одним из этих признаков и должна была стать татарская латиница. А сейчас запретили и ее. И запретили напрасно. Совершенно ясно, что переход на латиницу - акция прежде всего политическая. Разговоры о том, что буквы кириллицы "как-то не так звучат" - несостоятельны. Ведь буква - это всего лишь знак. И звучать она может как угодно: если ввести правило, что, к примеру, буква "а" в татарском будет обозначать звук "о", то она этот звук и будет обозначать. Но политическая направленность перехода татарской письменности на латиницу вовсе не повод делать глупости. А запрет такого перехода - очевидная глупость. Этически неприемлемо запрещать народу выбор алфавита для своего языка.

Если народ сочтет выбор своих властей плохим, то у него есть возможность расстаться с такими властями на выборах, а если латиница придется татарам по душе, то причем тут Дума? Политически неграмотно было заставлять В. Путина ставить подпись под морально ущербным законом - можно было не сомневаться, что его противники используют это по полной программе: не предвидеть появление страстных антипутинских заявлений всевозможных тоцев и идель-уралов мог только круглый идиот... Было совершенно ясно, что немедленно включатся дежурные защитники татарского народа из радио "Азатлык" и что мелкая политическая шпана получит возможность сделать себе рекламу на защите попранного права выбора алфавита для родного языка.

Не алфавит несет угрозу единству России, а попустительство и бесхребетность федеральных властей в тех случаях, когда их реакция должна быть быстрой, решительной и неотвратимой. Любой татарин должен иметь неотъемлемое право писать на каком угодно алфавите. Мало того, он должен иметь право писать на нем все, что угодно: о том, что шумеры - предки татар, о том, как Аттила обедал под звуки гармони, о том, что тюрки научили народы носить штаны и принесли в Европу цивилизацию - государственность и баню, о том, что не было Куликовской битвы, и о тысячах танков, окружавших Казань в марте 92-го.

Но как только появятся призывы к изменению государственного устройства России, сразу должен раздаться чувствительный щелбан по неразумному лбу. Еще призыв - еще щелбан, но больней. А настоятельная потребность в таком вразумлении была - достаточно только было внимательно читать местные газеты. Кстати, тексты там были написаны кириллицей, и даже не на татарском, а на языке, очень похожем на русский.

Говоря о шумерах и обедающем под звуки гармони Аттиле, я ничего не выдумываю - об этом на полном серьезе писал в своем знаменитом труде "История национальной государственности татарского народа и Татарстана" академик местной Академии наук Индус Тагиров. Этот исторический труд знаменит тем, что содержит в качестве ссылок на исторический источник ссылки на постмодернистский роман-лексикон Милорада Павича "Хазарский словарь". Причем не только ссылки, но и прямые цитаты. Уже одно это говорит об интеллектуальной мощи автора этого труда - депутата Госсовета И.Р. Тагирова.

Но Аттила с гармонью волнует меня куда меньше, чем другие сочинения академика. Вот одно из них:

"В Российской Федерации могут быть два типа республики: национальные и областные. Права и полномочия первых базируются на принципах самоопределения и самоограничения. Наиболее мощные республики могут строить отношения с Российским центром на конфедеративных, другие - на федеративных началах. Причем степени конфедеративности и федеративности тоже могут быть разными. Переход от одной к другой предполагает полную гармонию. В этом и заключается суть асимметричности. Конституции национальных республик не могут и не должны всецело соответствовать конституции Российской Федерации. Последняя может распространяться на республики лишь в объеме переданных полномочий. Сохранение целостности федерации не является безусловным обязательством республик".

В этом тексте нет "гармони", зато есть "гармония", наличие которой академик считает условием перехода от одной степени федеративности или конфедеративности к другой. Но дело, конечно же, не в гармонии. А в том, что заявление о том, что сохранение целостности федерации не является безусловным обязательством республик, сделал кандидат в депутаты Госсовета РТ по партийному списку Индус Тагиров.
Хотите узнать, как называется партия, которая его выдвигает? Загляните в "Список Шаймиева" в "Восточном экспрессе" - партия называется "Единая Россия".

3 февраля 2004 года.


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: