Мелочи архитектурной жизни
в сокровенном значении общего знаменателя

Испытывая некоторый интерес к прошлому и настоящему Казани, стараюсь знакомиться с материалами в прессе, где это прошлое и настоящее затрагивается. Знакомство с такого рода материалами редко оставляет равнодушным.

Вот, например, во "Времени и деньгах" архитектор Е. Евсеев пространно рассуждает о новой казанской архитектуре. И не в том беда, что в историческом экскурсе архитектор Чечулин у Евгения Сергеевича стал Чуклиным, Жолтовский Желтовским, а Рыбицкий Рыбацким (отнесем это на счет безграмотной редактуры), а беда в том, что о постройке из силикатного кирпича на Эсперанто неодобрительно отзывается как раз тот человек, что украсил начало улицы Баумана на редкость безобразным строением именно из силикатного кирпича. Логично было предположить, что автор такого строения постарается уйти в тень и как можно реже напоминать о себе, но тут обычная логика не действует - действует уверенность в короткой памяти горожан.

В ноябре открыл "Звезду Поволжья". Большая иллюстрированная статья под заглавием "Исторический бульвар", да еще подписанная самим председателем правления Союза архитекторов РТ. Подумалось, что впереди четверть часа интересного чтения. Действительность превзошла все ожидания. Статья начиналась предложением, состоящим из 52-х слов, и это еще не рекорд - второй абзац начинался с фразы в 72 слова. Словесные конструкции были настолько причудливы, что в них было нелегко отыскать мысль автора. Постарайтесь прочитать вот это:

"Зрение горожанина-обывателя сейчас затрудняется собрать из отдельных домов, их лицевых фасадов целостное впечатление, где знакомый титул - "городское пространство", сумма фасадов, газонов, деревьев и киосков, - не собраны "казанской" средой тысячелетнего качества, в которой оживают тротуары и фонари, цветники и остановочные павильоны городского общественного транспорта, скамейки и урны, кафе и рекламные тумбы и пр., оживают в сокровенном значении общего пространственного, стилистического и цветового знаменателя улицы этого времени и этого имени в этом городе".


Прочитали? А теперь, пожалуйста, еще раз. Это не просто статья специалиста, сбивающегося с русского языка на профессиональный жаргон. Все гораздо печальней - это откровенная ахинея, где тротуары оживают в "сокровенном значении общего знаменателя", а "зрение затрудняется собрать впечатление". Печально и то, что автор этой галиматьи - целый председатель правления Союза архитекторов. "Кто ясно мыслит, ясно излагает" - это сказано явно не об Искандере Сайфуллине.

В тех частях статьи, где фразы короче и можно понять их смысл, остается дивиться этому самому смыслу:
"У Казани природный ландшафт последнюю тысячу лет сильно изменился, но предки, выбирая место для поселения, не ошиблись - мощь природного рекреационного ресурса нашего города, лежащего на излучине могучей Волги, позволяет городу иметь прекрасные перспективы для дальнейшего развития".

Всерьез поверить в то, что предки выбирали место для поселения, исходя из наличия "мощного рекреационного ресурса", можно только находясь под присмотром доброго доктора Менделевича. На самом деле предкам г-на Сайфуллина было глубоко наплевать на рекреационный ресурс, даже если допустить, что вообще догадывались о его существовании.

Колонны в республиканском стиле
Пропустим несколько сколь многословных, столь и пафосных абзацев, насыщенных как бы профессиональным воляпюком, и перейдем к главному - представлению автором так называемой концепции "Городского исторического бульвара".

Концепция сводится к созданию целого ряда сооружений, сгруппированных в 8 блоков с основной целью придать Казани облик "восточного города". Натужное старание искусственно придать Казани побольше ориентальности, не может не вылиться в торжество архитектурного китча и пошлости, особенно когда за дело берутся люди, столь причудливо выражающие свои мысли, как это делает Искандер Сайфуллин.

Не буду голословным. В блоке № 6 председатель правления СА РТ пишет: "завершение Булака двумя колоннами в республиканском стиле". "Колонны в республиканском стиле" по загадочности не уступят квадратному трехчлену из известного анекдота. А как вам блок № 2? "Набережная Казанки (набережная "Легенды и философии Востока "Хашти Бехешт")… - неужели вся эта гроздь слов в скобках является названием набережной? По точному смыслу написанного - да. Но не слишком ли кудряво? Но и это еще не все. Нам обещают набережную "Дружбы народов" с майданом и "городским кострищем".

Наверное, "городское кострище" - это именно то, о чем мечтают сигналящие в пробках водители, о "городском кострище" грезят медики, видя долгострой заразной больницы, его, родимого, вспоминают и пенсионеры, спускаясь зимой в переход на Кольце, в котором почему-то убраны перила.

"Здравствуй, зодчий, Новый Год!"
Недавно снова купил "Звезду Поволжья". А там снова Искандер Сафуллин, уже как автор материала "Елка тысячелетия". Многословием и пафосностью новая статья ни в чем не уступает предыдущей. Перед нами план превращения улицы Пушкина в подобие Луна-парка на темы "Тысячи и одной ночи". И снова цифра 8, на этот раз, правда, это не число блоков, а число "сюжетных модулей": тут и сама Шахерезада, и царь Шахрияр и Али-баба с сорока разбойниками. "Дислокация елок представлена на схеме. Конструкции достаточно просты, но возникают по мотивам восточных городов", - снова навязчивый мотив ориентализации Казани.

Если так пойдет дальше, то елки плавно сменятся сначала пальмами, а там, смотришь, и баобабами. А Снегурочек директивно переоденут в узорные шальвары - восточный колорит киряк.
"Ожидается необыкновенный эмоциональный всплеск, город решительно двинулся дальше, люди помнят слова президента: не терять темпа, все зависит от каждого из нас", - читаем мы в заключении материала...

И почему-то хочется негромко сказать: "Здравствуй, зодчий, Новый год! Приходи на елку".

10 декабря 2005 года

Решение онлайн тестов мфпу синергия тестсинергия.рф.
 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: