Планетарий на конце

Та разнузданная бессмыслица, которая служит к украшенью Казани под названием архитектуры, а еще больше новые (вполне безумные, на мой взгляд) планы вызывают потребность что-то сказать по этому поводу. Сразу оговорюсь - я не специалист в градостроительстве. Но то, что и как пишут люди, причисляемые к специалистам, удручает. Связь таланта и умения внятно излагать свои мысли, не абсолютна, но исключения бывают настолько редки, что ими можно пренебречь. Человек, ясно мыслящий, ясно излагает - это подмечено задолго до нас. Путаница в голове тут же выдает себя на бумаге.

Люди, часто закончившие специальные учебные заведения, совершенно не способны сообщить что бы то ни было читателям. Лишенным языка и вследствие этого - мысли, им остается лишь пересыпать свои заметки бессмысленными замечаниями, "модными" словами и кошмарными конструкциями. Все это сдобрено неуместной претензией на философию и так называемую "продвинутость". У меня таких претензий нет.

Внедрение для усиления для укрепления
Проблемы градостроительства время о времени занимают местную общественность, прессу и заинтересованных лиц. Специалисты, к примеру, изъясняются на эту тему так: "В историческом центре появились здания, чей внешний облик с трудом можно назвать эклектическим пафосом, нарушающим единую гармонию с привычным классицизмом центра столицы. Но проблема отсутствия элементарного вкуса в оформлении фасадов…".

Бог с ними, с фасадами - налицо проблемы с русским письменным у редактора журнала "Стройэкспертиза": дивная конструкция "здание назвать пафосом" явно об этом свидетельствует. Впрочем, ясностью изложения не затрудняют себя не только простые редакторы, но и целые доктора наук. "Бьюсь об заклад, что мы в данном случае имеем дело с разновидностью находящегося сейчас на апогее борьбы с некоммерческими организациями, осужденной всеми демократическими странами", - пишет в "Звезде Поволжья" д-р исторических наук Дамир Исхаков, обижая здравый смысл и русскую грамматику. Архитекторы тоже не отстают. Вот как определяется цель проекта "Араис", детища доктора архитектуры С.С. Айдарова (цитата с презентационного стенда): "Практическое внедрение в историческом центре Казани европейско-азиатского компонента на принципах симбиотической архитектуры для усиления национально-региональной целостности восприятия исторического образно-содержательного облика столицы и республики Татарстан для укрепления статуса Казани как Евразийского центра". Нехитрый грамматический разбор выявляет конструкцию "внедрение…для усиления… для укрепления". Историки из "Звезды Поволжья" нервно курят в сторонке.

Нечто вертикально торчащее
В свое время "Восточный экспресс" объявил конкурс "Лучшая идея к 1000-летию Казани". Идеи не заставили себя ждать. "Всем известна прекрасная башня Сююмбике. Вот что я хочу предложить, это будет выглядеть великолепно! На башне надо выложить мозаикой девушку - Сююмбике. Она должна стоять в белом платье, как нежный цветок. На рукавах и подоле - золотые манжеты. Распущенные волосы, белый калфак... Лицо девушки покрывает фата, но из-под нее печальные глазки все-таки смотрят на проходящих людей... А около девушки, рядом с башней Сююмбике, на коленях должен стоять Иван Грозный, то есть его каменная скульптура. И он должен быть очень мрачным. Вот это и есть моя идея. Надеюсь, вам понравится", - писала читательница из Альметьевска.

Конечно, трудновато представить Сююмбике, трижды побывавшую замужем, "нежной девушкой" с "печальными глазками". Да и царю не к чему было кручиниться - казанское взятие было его триумфом. Но если Казанский кремль сунули в Список мирового наследия как якобы "единственную сохранившуюся татарскую крепость", то почему бы не пофантазировать и насчет Грозного на коленях? Другой читатель предлагал установить "нечто вертикально-торчащее, как ростральные колонны Рима и Петербурга", "нечто типа обелиска или столба". На башне читателю хотелось "поставить несколько объемных символов: 1 - мужчина и женщина с ребенком в булгарских одеждах как символ бывшей государственности; 2 - нечто о взятии Казани в 1552 году, хотя бы двуглавый орел, терзающий башню Сююмбике; 3 - два символа - татарин-джадидист (становление нации) и воин в каске со звездой (участие в защите Отечества); 4 - о современности, например, КамАЗ с нефтяной вышкой в кузове. А вот на вершине сией башни - взмывающий в небо с расправленными крыльями Ак барс - герб РТ".

Указывалось и место этого сооружения: "этот комплекс как бы завершит линию фонтанов Булака". К Булаку, читатель, мы еще вернемся.

Сокровенное значение общего знаменателя
Разрушение старой Казани, во многом вполне сознательное, уже стало предметом работ нескольких исследователей, и надо сказать, что даже наброски этих работ впечатляют. Но это отдельная тема. Сейчас же речь о том, как натужное старание искусственно придать Казани побольше ориентальности, не может не вылиться в торжество архитектурного китча и пошлости. Пару лет назад бывший председатель местного Союза архитекторов познакомил изумленную общественность со своим проектом "Исторического бульвара". Начинал он это знакомство так: "Зрение горожанина-обывателя сейчас затрудняется собрать из отдельных домов, их лицевых фасадов целостное впечатление, где знакомый титул - "городское пространство", сумма фасадов, газонов, деревьев и киосков, - не собраны "казанской" средой тысячелетнего качества, в которой оживают тротуары и фонари, цветники и остановочные павильоны городского общественного транспорта, скамейки и урны, кафе и рекламные тумбы и пр., оживают в сокровенном значении общего пространственного, стилистического и цветового знаменателя улицы этого времени и этого имени в этом городе".

Ахинея, где тротуары оживают в "сокровенном значении общего знаменателя", а "зрение затрудняется собрать впечатление" плавно переходила в грезы о набережных с такими простыми и милыми названиями как "Легенды и философии Востока "Хашти Бехешт". Перед новым 2006 годом симпатии к царю Шахрияру, Шахразаде и Али-Бабе со всеми сорока разбойниками прервали наступившую было ремиссию, и свет увидел проект новогоднего оформления Казани как подобия Багдада времен халифов - это почему-то считалось данью национальным традициям.

Известные архитекторы
Казалось, что все успокоилось, и город стал решать насущные проблемы: неурядицы с городским транспортом, с бедственным положением дорог, с вопиющей антисанитарией. Но это только казалось. "Восточный экспресс" сообщил, что "специалисты сразу нескольких научных институтов во главе с Институтом истории АН РТ заняты разработкой инновационной программы "Исторический бульвар Араис". Правда, "Время и деньги" утверждают, что авторский коллектив возглавили люди из архитектурно-строительной среды: ректор КГСА В. Куприянов и доктор архитектуры С. Айдаров (Бог весть, почему Татьяна Мамаева из "ВиДа" причисляет и В. Куприянова к "уважаемым архитекторам", ведь не секрет, что В. Куприянов архитектором не является вообще). "Есть среди авторов программы и такие известные архитекторы, как Э. Мавлютов. Н. Лекарев, Ю. Герасимов и другие, генеральный директор НПО "Пифагор" Д. Алтынбаев, - пишет та же газета.

Опять не понятно, отчего Э. Мавлютов произведен в "известные архитекторы" и еще более загадочно, как такого эпитета удостоился Н. Лекарев, проекты которого вообще никто не смог назвать. Д. Алтынбаев же даже близко не архитектор, а изготовитель-поставщик металлоконструкций для объектов городского дизайна. Последнее обстоятельство, как любят сейчас говорить, многое объясняет.

Многое в документ, названный "Архитектурно-инновационный проект "Исторический бульвар "Араис" перешло из старого проекта. Взять хотя бы "первую в России мечеть на воде". Был же в Петербурге храм "Спас на водах", так почему бы в Казани мечеть на воде не устроить? Правда, с той церковью все было понятно - ее построили в память погибших моряков и не на воде, а просто на берегу. В чем смысл и необходимость размещения на воде мечети пока остается загадкой. Сохранилась и "Набережная Президента Татарстана" с президентским же причалом у Тайницкой башни (там еще матушка - императрица причаливать изволила). Три бельведера с ротондами украсят набережную, будут на ней и ограждения "в стиле джиен". А вот ограждения "в стиле ногай" мы увидим у Кремлевского моста, там же порадуемся и "ротонде в стиле ногай".

1,5 млрд. на Благодать и Наслаждение
А теперь о китче и пошлости. Пока она только в проекте, в слащавых, жеманных, нарочито экзотических названиях тридцати с лишним объектов, сосредоточенных на небольшом участке набережной Казанки. В городе, власти которого постоянно жалуются на нехватку средств, вот-вот появятся порталы Аль Фирдаус (Наслаждение), Аль Алюбама (Вдохновение), Аль Нагим (Рассуждение), Аль Мави (Спокойствие) и, само собой, Аль-Гадаи (Великолепие). Но не только порталами будет славен наш город. В нем будут дворцы. Их ассортимент впечатляет: Джиннат (Любовь-терпение), Гулистан (Любовь-наслаждение), Базиликовый (Любовь-пристанище), Шафрановый (Любовь-обновление), Жемчужный (Любовь-прочность), Вселенной (Любовь-истина), Фиалки (Любовь-гармония). Не упущены и сады: Райский, Благодати, Эдема, Возвышенный, Смирение, Вечности.

Есть и еще один сад - Неподкупности. Странное название для нашего края. Впрочем, если учесть, что войти в него можно через портал Аль Жалал (Фантазия), то все становится на свои места. Чуть не забыл о портале Аль Салам, что значит Привет. Раньше думали, что трудно жить с приветом. Сейчас новые времена: под Благодати, Наслаждение и Приветы просят бабок и немалых - полтора миллиарда рублей. И ведь дадут. И будет кто-то в Райском саду, ну а иные - в саду Смирения.

Есть в проекте, на мой взгляд, и упущения. При обилии дворцов любви совершенно отсутствуют дворцы толерантности. В старой Казани (а у нас ведь исторический бульвар) были пользовавшиеся популярностью у многонационального и поликонфессионального населения если не дворцы, то хотя бы дома толерантности, часто сосредоточенные в определенных кварталах. Так почему же не возродить традиции предков? "Время и деньги" пишут": "Сейчас, полагают авторы проекта, настало время … придать городу неповторимый евроазиатский облик, сделать его культурно-туристическим центром Евразии".
Вот так, "центром Евразии", не менее… Но искусство пускать пыль в глаза - вещь довольно дорогостоящая. И Казань это почувствует.

Чуть не забыл: в главке "Нечто вертикально торчащее" я обещал вернуться к Булаку. Возвращаюсь. Снова Татьяна Мамаева из "Времени и Денег": "Украсит Булак и башня 1000-летия, на верхней площадке которой разместится планетарий. Эта идея мне особенно понравилась…".

Мне тоже. Планетарий на конце башни - это улет, крутяк и креатифф.

© "Новая Казанская газета",
№3 (2 - 9.05.2007)


 




Тартария_4


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: