Странствие Казанской в казанских СМИ
"Я только что узнал из газет, что этот бесчестный старый мошенник умер снова в Арканзасе. Таким образом, он умирает уже шестой раз, и опять в новом месте... Этот исполненный благих намерений, но стоящий на ложном пути негр заставил население шести городов устроить ему пышные похороны и надул десятки тысяч людей...".
Марк Твен, "Чернокожий слуга генерала Вашингтона"
Обретение: версия "Восточного экспресса"
Суесловие - один из смертных грехов журналистики, и чаще всего грех этот проявляется в публикациях "к датам". Вот примеры. "Восточный экспресс" № 28: "…Во всех храмах… России будет отмечаться праздник Явления Казанской иконы Божьей Матери… С середины XVI века (точнее, с 1579 года) икона находилась в казанской церкви Николы Тульского… А вот 21 июля отмечается чудесное обретение в 1904 году уцелевшей на пожаре иконы". Не станем придираться к тому, что серединой века газета называет время, когда четыре пятых века уже позади - у каждого свое представление о середине. Но утверждение, что икона была обретена после пожара в 1904 году не лезет ни в какие ворота: в 1904 году икона была похищена, а не обретена.
"Казанская ярмарка" с иконой наперевес
"Казанская ярмарка" № 11-12: "Возвращение Казанской Божьей Матери в Благовещенский собор города стало бы серьезным подспорьем местному бюджету. А если успеть еще к празднованию 1000-летия Казани, которое состоится в 2005 году, то будет совсем хорошо. Ведь сотни тысяч паломников не прочь воочию увидеть на земле казанской ее родную чудотворную икону… Рассказывают, что… она не раз помогала русским воинам побеждать в крупных сражениях. А в 1941 году по приказу Сталина самолет с намоленным списком иконы… облетел вокруг Москвы, когда немцы окружили столицу СССР. Наступление фашистов, как мы знаем, захлебнулось. А сама икона сейчас хранится в Ватикане".
"Будет совсем хорошо", если "Ярмарка" поймет, что писать об иконе как подспорье для местного бюджета - это если и не кощунство и цинизм, то уж глупость - наверняка. А еще одна глупость - это рассказ об облете Москвы. В фантазиях журналистов икона облетала, и тоже, конечно же, по приказу Сталина, Ленинград и Сталинград. Немного подождем, и очередь дойдет до Орла, Курска, Одессы и Севастополя. И потом хотелось бы спросить редактора, разделяет ли он убежденность Динары Салаховой в том, что немцы в 1941 окружили Москву?
Осторожно: на TatNews "ученые Татарии"!
"Чудотворный образ был обретен в 1579 году девятилетней Матреной Онучиной у стен Казанского Кремля. Ей приснился вещий сон, что икона лежит под слоем золы на соседнем пожарище. Икону действительно нашли на пепелище и перенесли в храм. В июне 1904 года она была похищена, а недавно стало известно, что икона хранится у Папы Римского. Делегация Татарстана, побывавшая в минувшем году в Ватикане, получила принципиальное согласие Иоанна Павла Второго на возвращение святой реликвии на историческую родину. Пока икона не вернулась в Россию, нельзя быть стопроцентно уверенным, что это именно похищенная святыня, а не список с нее, считают иерархи Русской православной церкви.
Ученые Татарии настроены более оптимистически. Как сказал ИТАР-ТАСС замначальника отдела исторических исследований администрации Казани Дмитрий Хафизов, о подлинности священного образа, находящегося у Папы Римского, говорят документы трех научных экспертиз. Первая сделана учеными США в конце 1960 года, вторая - в Великобритании в 1963 году, и третья - в Ватикане за последние годы. Вывод единый - она написана не позднее ХV века." - а это уже цитата из сообщения агентства TatNews.
Мне по душе амбиции TatNews - оно хочет стать поставщиком качественных новостей. отслеживая темы в их развитии. Пусть пока сообщения TatNews чересчур многословны, порой несколько водянисты - со временем все образуется, главное - курс взят правильный. Тем обиднее видеть явный прокол: ведь всем уже ясно, что малоприличная возня г-д Р. Хакимова и Д. Хафизова с так называемым "возвращением" иконы закончилась пшиком - то, что в Ватикане находится вовсе не обретенная в 1579 году в Казани икона, стало фактом, признанным даже мэром Казани.
Уж кто-кто, а ведущие досье по теме "Казанская икона" журналисты должны это знать. И уж совсем умиляет, что голосом ученых Татарии стал голос г-на Хафизова - многие пассажи в его статьях, например в журнале "Казань", просто анекдотичны. Впрочем, что говорить о Д. Хафизове, когда бывший декан истфака КГУ Индус Тагиров уснащает свой ученый труд ссылками на роман-лексикон Милорада Павича.
Похоже, что скоро все местные историки переквалифицируются в рассказчиков исторических анекдотов - объявили же казанский кремль "единственной сохранившейся в России (вариант: в мире) татарской крепостью". Хочется, чтобы соблазн пересказывать анекдоты обошел TatNews стороной.