Мужик, Вагон и "старинные рецепты"
"Вечерняя Казань" время от времени знакомит нас с вестями с пивного фронта. "Красный восток" уже запутался в своей орфографической клоунаде с рекламой пива "Руски": от акционерного общества последовали какие-то не очень внятные то ли оправдания, то ли объяснения. Настала очередь отвечать и за рекламную надпись на этикетках "сварено по рецепту такого-то года" - тут следовало указание года конца XIX - начала XX века.
Ребят с "Красного Востока" поймать на лжи легче легкого. Начнем с того, что солод - главный ингредиент при варке пива - в то время приготовлялся совсем не из тех сортов ячменя, из которых готовится нынешний солод. То же самое относится и к сортам хмеля. А самое главное - нет у красновосточных технологов никаких "старинных рецептов", если, конечно, под рецептами не иметь в виду основные технологические приемы. Но тогда мы будем вынуждены сказать, что и хлеб на заводе г-жи Ким, например, печется по старинным рецептам, а шашлыки где-нибудь в "Пиросмани" жарятся чуть не в соответствии с законами царя Хаммурапи.
К чести названных заведений там не играют в "старинные рецепты" и не морочат людям голову. Архивы пивзаводов - предшественников "Красного Востока" - сохранились неплохо. Из главных технологических документов можно сделать выводы о том, сколько и чего шло на каждую "варю" (так называлась каждая отдельная варка пива), можно проследить за длительностью процесса варки, но не более того. Все остальные процессы (их много и каждый из них влияет на качество продукта) по сохранившимся документам проследить, а стало быть, и воспроизвести, невозможно.
Такова ирония судьбы: архивы сохранили сведения о том, что на заводе Петцольда в Плетенях работали лошадки Сивка, Рыжка, Буланка и даже Мужик и Вагон, а вот рецептов петцольдовского пива нам уже никогда не узнать. То же можно сказать и о заводе наследников Александрова, с той только разницей, что там и имен лошадок не сохранилось.
И еще. На контрэтикетках (они клеятся на задней стороне) бутылок с "Богемским" мы читаем трогательный в своей наивной безграмотности стишок, начинающийся так: "В час богемского веселья...". Ни рекламисты, ни их заказчики, очевидно, не подозревают о разнице между словами "богемный" и "богемский". Так уж и быть, поясню: "богемный" - это относящийся к богеме, а "богемский" - к Богемии. Ну а если и эти разъяснения не помогли, то и рекламистам, и заказчикам следует записаться в какую-нибудь "группу раннего развития с кубиками Зайцева" - объявления о наборе в такие группы обычно наклеены около детских садов.
Все сказанное относится только и исключительно к тем, кто причастен к появлению всех этих "старинных рецептов", "богемского веселья" и прочих глупостей - пиво на "Красном Востоке" ничуть не хуже других. Ну разве что "Невское" получше - не такое сладкое.
Президент Калмыкии есть. Его не может не быть
Наделавшее много шума предложение Муртазы Рахимова многочисленным региональным президентам изменить название своих должностей получило широкий отклик. Отозвался и самарский губернатор. "Совершенно очевидно, что президент в стране должен быть один - это президент России. На сегодня у нас очень много президентов. Был, к примеру, президент Калмыкии, а теперь эта должность называется "глава республики". То, что предлагает Муртаза Рахимов, - это очень правильная инициатива, и дай бог, чтобы эта инициатива нашла свое отражение, и процесс переименования президентов республики стал необратимым", - отметил К. Титов.
Мы же отметим как несомненный интерес предложения башкирского президента, так и странное заявление самарского губернатора: ведь как был президент Калмыкии, так он и остался. И должность его называется не "глава республики", а президент Республики Калмыкия. Разве что от экзотического названия "Калмыкия-Хальм Тангч" отказались - так это ещё когда было...
За что боролся…
Удивления достойны не только слова Константина Титова, но и сайт Московского татарского студенческого собрания. Все мы знаем, какое значение придает советник президента Шаймиева Рафаэль Хакимов татарскому интернету.
В интернете есть популярный сайт Московского татарского студенческого собрания. Есть на этом сайте страничка, на которой содержится знаменитая статья Рафаэля Хакимова "Кто ты, татарин?". Но уж очень странный адрес у этой странички, он оканчивается так: who_you_tatar.
Попробуйте это произнести. Нет, второй раз не надо - мы же с вами приличные люди.
Муфтий будет давать ярлык на строительство?
С совершенно удивительным заявлением выступил близкий к татарским властям муфтий Равиль Гайнутдинов. Он призвал Русскую Православную Церковь учитывать мнение мусульманской общины при возведении храмов, "чтобы непродуманные шаги не наносили ущерб межнациональному миру и согласию в России".
В этой связи муфтий обратил внимание на время, которое было выбрано для строительства часовни в Набережных Челнах. "Дело в том, что на текущий год приходится скорбный для татарского народа юбилей: 450-летие завоевания Казани русским царем Иваном Грозным, когда кровь текла рекой и убивали всех татарских мужчин вплоть до семилетних мальчиков, а также происходило насильственное крещение татар", - напомнил Равиль Гайнутдин. "Вот почему строительство православной часовни в год такого юбилея было не вполне корректным и даже оскорбительным для религиозных чувств мусульманского населения города", - отметил муфтий. При этом он подчеркнул, что в аналогичных случаях мусульмане шли на уступки православным общинам, когда им по разным причинам запрещали строительство мечетей.
Если принимать слова муфтия всерьез (а как их ещё прикажете принимать?), то можно сделать два вывода.
Первый. Строительство часовни было начато именно для того, чтобы оскорбить челнинских мусульман.
Второй. Православным храмоздательством на Руси теперь будут руководить мусульманские муфтии - они укажут, какой период времени будет наименее оскорбительным для мусульман.
Муфтий напомнил о жестокости, с какой была завоевана Казань. Любой прилежный школьник может составить список дат кровавых завоеваний и погромов, связанных с именем татар - этих дат хватит на все месяцы в году, многие из этих дат могут оказаться "юбилейными", т.е. кратными 50 годам.
А предстоятель Русской православной церкви, если бы его охватило безумие, мог бы строительство мечетей во время, близкое к этим датам, объявить нежелательным и даже провокационным. Но Господь уберёг патриарха от мысли выдавать ярлыки на строительство мечетей мусульманам. В свою очередь и православные в России вправе обходиться без предостережений муфтия Гайнутдинова в делах, которые его никак не касаются.
Опасные игры
Игра в даты очень опасна. Собираться на площадях и требовать уважения к себе могут не только татары в Казани. Вспомнить татарские завоевания и всё, чем они сопровождались, могут во Владимире, Муроме, Суздале, Рязани, Торжке, Твери, Нижнем, Козельске и многих других городах. Не только татары могут писать пламенные воззвания с призывами вспомнить, как их угнетали. Не только в Казани могут молиться в кремле, вспоминая погибших - в России много кремлей, и найдутся охотники ходить в крестных ходах и публично молиться на их площадях, вспоминая павших.
Могут вспомнить и то, с какой гордостью новые властители Казани числят себя в потомках Чингиз-хана, причем не в переносном, а в самом прямом смысле. У всего есть конец - есть он и у возможностей использования, причем уже почти не маскируемого, национально-исламской карты. Те кто покровительствует выходкам погромщиков и те, кто их оправдывает, должны это помнить.
Не знаю, может быть в Татарии татары и разделяют мнение муфтия Гайнутдина и его оправдания (вещи надо называть своими именами) произошедшего в Челнах. Только вот стало ли остальным татарам уютнее жить после известия о разгроме "безобидными мусульманами" челнинской часовни? И многие ли теперь будут верить рассказам того же муфтия о беспримерном миролюбии ислама?
Кстати, о дате покорения Казани. "Напомним, что Казань была взята Иваном Грозным 450 лет тому назад, 15 октября 1552 года" - читаем мы в сообщении TatNews.ru. Хотя на самом деле Казань была взята 12 октября 1552 года по новому стилю.
Ленивые работники обоих агентств слыхали краем уха, что к дате по старому стилю надо прибавить 13, и получится дата по новому стилю. Но это верно только для прошлого и нынешнего века. А для того, чтобы перевести в новый стиль дату события, случившегося в XVI веке, надо прибавит лишь 10 дней. Стало быть, Казань была покорена 12-го, а не 15 октября 1552 года.
|