Макет Кремля под охраной ЮНЕСКО

Людмила Андреева срывает маски
"Казанский Кремль: дискуссия продолжается" - под таким заголовком в "Казанских ведомостях" вышел материал Ольги Иванычевой, посвященный снятию логотипа Организации Всемирного наследия с Духосошественской церкви в Казанском Кремле.
"На днях в Интернете появилась анонимное электронное письмо "Казанский кремль: вандализм под эгидой ЮНЕСКО". Анонимный автор выдвигает серьезные обвинения в адрес администрации Казани и руководства Татарстана в подкупе
Здесь только что был "макет" знака Организации Всемирного наследия ЮНЕСКО вместо креста. Фото: Максим БОГОДВИД
заместителя председателя ЮНЕСКО Мунира Бушенаки во время его визита в Казань в июне 2001 года, чтобы Казанский Кремль как уникальный памятник архитектуры был включен в список исторических памятников, охраняемых ЮНЕСКО", - пишет О. Иванычева в самом начале своего материала.

Ей вторит зампред Казанского горсовета Людмила Андреева: "Статья анонимная, но мы установили, что ее автор - Алексей Демин". К Ольге Иванычевой вопросов нет. Я уже писал однажды, как эта журналистка опубликовала в "Ведомостях" якобы свое якобы интервью с Виктором Шендеровичем - на самом деле опубликованный текст оказался компиляцией чужих материалов, причем компиляцией составленной до смешного топорно. Но что делать - других журналистов для нас у "Ведомостей" нет.
И на этот раз О. Иванычева не преминула блеснуть журналистским мастерством: про статью о вандализме в нашем Кремле она пишет "недавно в интернете появилась", хотя на самом деле этот материал висит на сайте с февраля прошлого года.
Зато есть вопрос к Людмиле Андреевой. Не утомилась ли Людмила Николаевна, устанавливая авторство статьи, особенно принимая во внимание, что на главной странице сайта помещен портрет его владельца? А при наведении курсора на фотографию сразу же появляется текст, где "аноним" Демин рассказывает о себе и о сайте. Надо сказать, что г-жа заместитель весьма мало напоминает наивную девочку, не заметившую картинки с бородатым дяденькой Деминым и как-то не сразу сообразившую, чей это материал - просто, наверное, очень ей хотелось произнести слово "анонимная".

Врач Демин лишь повторил подвиг ученых
"В сомнение экспертов ЮНЕСКО ввело еще одно утверждение Демина, что Казанский Кремль не татарская крепость, а памятник чисто русской архитектуры. Причем Демин по образованию не историк и не археолог, а врач, краевед-любитель, посчитал возможным сделать такое смелое заключение", - продолжает Людмила Андреева.

Если не ошибаюсь, сама Людмила Николаевна по образованию учительница, а отнюдь не специалист по древнерусской иконописи, но именно ей принадлежат слова о том, что икона Казанской Богоматери, находящаяся в Ватикане - та самая, что была явлена в 1579 году в Казани. А это утверждение гораздо более смелое, чем деминское. И уж если мы будем касаться темы "историк-не историк", то рассказ о том, как Аттила обедал под звуки гармони или как византийский император Феодосий в V веке откупался от гуннов французскими ливрами, не становится, говоря аккуратно, менее странным оттого, что помещен в книге профессора и академика Индуса Тагирова, доктора исторических наук. И это не говоря о ставших анекдотом его ссылках на "Хазарский словарь" Милорада Павича как на исторический источник.
Другой доктор наук, Гузель Валеева-Сулейманова, приписывает казанским ханам персидский трон, подарок шаха Аббаса I Борису Годунову. И что с того, что история сохранила описание прибытия трона в Москву и имена людей, сопровождавших подарок в пути - "трон казанский, а русские увезли его из Казани в Москву", утверждает доктор искусствоведения.
Пройдет лет пять, и вполне возможно, что еще какой-нибудь национально озабоченный доктор наук развернет кампанию по возвращению трона - с этих докторов станется.

Что же касается смелости заключения врача Демина о том, что Казанский Кремль - русская крепость, то я не склонен преувеличивать героизм Алексея Леонидовича: смельчаки находились и до него. Ими были практически все авторы трудов по истории русского градостроительства: Л. Тверской, В. Шквариков, Г. Алферова. И удивляться следовало бы не смелости Демина, а отваге тех, кто утверждает о "сохранившейся татарской крепости" - не каждый решится идти наперекор очевидности.

Казанский Кремль: татарское городище и русский архитектурный ансамбль
"Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы обратились к профессионалу - доктору архитектуры, заместителю директора музея-заповедника "Казанский кремль" по научной работе Ниязу Халитову:
- Казанский кремль действительно татарская крепость, и раскопки подтверждают эту версию. Понимаете, есть профессиональная оценка архитектуры, а есть обывательская. С точки зрения обычного человека, архитектура - это то, что он видит: здание, наличники, колонны, какие-то украшения. А с точки зрения специалиста, архитектурный градостроительный комплекс - это организация пространства: планировка, привязка к местности, композиция, конструкции, заложенные в основу здания, и еще много других показателей"
.

У меня есть все основания полагать, что и Тверской, и Шквариков и Алферова были не меньшими специалистами в градостроительстве и имели представление о том, что такое архитектурный градостроительный комплекс. Но ни одному из них не пришло в голову писать о нынешнем Казанском Кремле как о сохранившейся татарской крепости. Не говорил об этом ни покойный Альфред Халиков, вполне профессиональный археолог, ни ныне здравствующий Сайяр Айдаров - доктор архитектуры: выходит, они оценивали архитектуру обывательски. Обывательская оценка просто сквозит в статьях "Татарского энциклопедического словаря" о кремле и его постройках. Читаем: "Казанский Кремль - архит. анс. сер. 16-19 вв. расположен... на месте древн. Казанской крепости".
Как же "на месте", если крепость сохранилась? Снова читаем словарь: "Казанская крепость, цитадель, архит. - градостроит. комплекс 12-сер. 16 вв. располагалась на верхней террасе сев. части совр. Казан. кремля... имела стены... внутри размещались...".
Итак, "располагалась", "имела стены", "размещались" - это далеко не то же самое, что "располагается", "имеет", "размещаются" - времена глаголов в русском языке выражены достаточно отчетливо. С нетерпением жду выхода соответствующего тома уже не "Татарского энциклопедического словаря", а "Татарской энциклопедии": интересно, к голосу каких профессионалов прислушаются её составители?
А вот и солидное официальное издание альбомного формата: 2-й и 3-й выпуски информационного сборника Министерства культуры республики. Он называется "Памятники истории и культуры. Историко-культурные территории. Исторические города". Составляли его не кто-нибудь, а специалисты Главного управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры. И что интересно: все подохранные объекты на территории кремля, начиная от башни Сююмбеки и кончая руинами Спасо-Преображенского собора в этом сборнике отнесены к русскому периоду. Мало того, к этому же периоду отнесен и сам комплекс "Казанский Кремль".

Читатель вправе спросить: а разве не поставлены на госохрану открытые на территории кремля археологические памятники? Спешу успокоить: поставлены. Но не как памятник архитектуры "Казанский Кремль", а под корректным названием - археологический памятник "городище "Казанский Кремль" и с указанием датировки: 10-16 век. А как нам сообщает все тот же "Татарский энциклопедический словарь", "Городище (археол.) - остатки древнего укрепленного поселения".

И я первый горячо одобрил бы взятие взятие его под опеку ЮНЕСКО - к древним камням надо относиться трепетно, какому народу они бы ни принадлежали.

Оглянемся на Европу
"Казанский кремль заложен в XI веке. Булгары выбрали этот холм, определили конкретные места проездных башен, дворца, мечети, гарнизона, проложили дороги. И с тех пор здесь все осталось на своих местах: если ломали деревянную башню, то вместо нее ставили каменную, вместо квадратной - круглую, менялась толщина стен, появлялись новые постройки, но принцип организации пространства, планировки и функциональные значения сооружений остались теми же самыми. Где был дворец князя, на том же месте возводили дворец хана, потом дворец генерал-губернатора, потом дворец президента", - мы снова читаем пояснения заместителя директора музея-заповедника "Казанский Кремль".

И снова появляются вопросы. Нигде и никем в доступной мне литературе не утверждалось, что кремль заложен в XI веке. Ведь в обоснование тысячелетия Казани положена в основном счастливая находка древней чешской монеты. Об этой находке разное говорят, но не станем повторять слухи - найдена, так найдена. Лучше попросим уточнить, кем и когда были найдены остатки стен или иных строений, позволяющих говорить о возникновении на этом месте крепости именно в XI веке?

Не встречалось и сведений о том, что под фундаментом хотя бы одной каменной башни были найдены остатки деревянной - может быть это совсем свежие находки, отчеты о которых еще не дождались публикации?
Я, безусловно, не профессиональный историк архитектуры. Но пока еще сохраняю определенную ясность рассудка. И меня интересует существенная разница в подходах замдиректора заповедника из Казани и всех остальных европейских ученых к одному и тому же вопросу.

В Европе есть множество сохранившихся крепостей. И чуть ли не половина из них стоит на месте древнеримских. Не будем лезть далеко, возьмем Лондон. Известно его римское происхождение. В Лондоне по сей день существует камень, который располагался на Форуме Агриколы, известный как "камень Лондона". Особенность этого камня заключалась в том, что он являлся точкой отсчета расстояний всех римских путей в Британии.
Этот камень можно увидеть и сегодня на стене дома 111 на улице Кэннон-стрит. Современный Лондонский Тауэр на Тауэрском холме был построен на месте римской крепости, а местоположение римских ворот города прослеживается в современных названиях: Элдсгейт, Элдерсгейт и Ладсгейт. Очертания оборонительных стен, построенных вокруг Лондиниума, можно проследить и в наше время. Они обозначали границы города в средневековую эпоху и приближенно повторяли "одну квадратную милю" сегодняшнего Сити.

Как видим, преемственность Лондона от Лондиниума заметна гораздо больше, нежели современной Казани от городища "Казанский Кремль", но что-то не слышно, чтобы английские историки архитектуры называли свой Тауэр сохранившейся римской крепостью. Хотя в Лондоне сохранились не только фундаменты, но и часть стен римской крепости - их видно в Тауэре и Барбикане.

Из Лондона перенесемся в Белград. Белградская крепость с турецким названием Калемегдан стоит на месте древней римской крепости Сингидунум, а та - на месте еще более древней кельтской крепости. Но никто не говорит о Калемегдане как о сохранившейся римской либо османской крепости.

Вот собор Парижской Богоматери. Он построен на месте древнеримского храма - тут не только топографическая, но и функциональная преемственность, однако слыхали ль вы что-нибудь о сохранившемся древнеримском храме Нотр Дам де Пари? И таких примеров даже я, непрофессионал, могу привести множество.

Ни богу свечка, ни черту кочерга
"Главное требование… ЮНЕСКО - снять знак Всемирного наследия с бывшей церкви. Надо сразу сказать, что это только макет знака, который был поставлен на период согласования этого вопроса. Дело в том, что здание храма Сошествия Святого Духа на апостолов стоит на мечети. В XII веке на этом месте была мечеть, которая была разрушена, может быть, монголами. Потом, в XIV веке на ее месте появилась новая каменная Ханджами, Ханская мечеть. Были здесь некрополь казанской знати и два каменных мавзолея казанских ханов Махмута и Абдул-Латыфа. В XVII веке этот огромный мемориальный комплекс был полностью разрушен русскими войсками, и на его месте была поставлена Дворцовая церковь. Как можно над этим зданием ставить православный крест?" - ведет свой рассказ дальше замдиректора музея-заповедника.
И опять вопросы. Нигде в литературе пока не встречалось упоминаний о нахождении каких-либо свидетельств как существования в XII веке мечети на месте церкви, так и разрушения её монголами - это первое.
И второе: Абдул-Латыф умер в русской Кашире, и нет никаких упоминаний о перевозке его тела в Казань. Зато есть обстоятельная работа Ф. Хузина и И. Газимзянова, в которой утверждается, что по соседству с Махмутом похоронен хан Мухаммед-Эмин.
А ответ на взволнованный вопрос насчет креста прост и понятен: ставить его надо, коль скоро вы решились сохранить церковь - крест неотъемлемый ее элемент. А то получается "ни Богу свечка, ни черту кочерга".

И последнее. Мы узнали, что блямба над церковью была всего лишь "макетом знака".
Судя по тому, как идут дела, и сам Кремль скоро может стать макетом исторического памятника.
Купить клинок для ножа клинки для сборки ножеи.
 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: