Проект "Папа в Казани"

Кремлевские мечтатели
Появившееся на первой полосе "Известий" интервью с Львом Лифшицем под заголовком "Икона Казанской богоматери" - подлинная и чтимая" в который раз заставляет писать про давно уже ставшую неприличной возню вокруг Казанской иконы Богоматери. Пиар-проект президентского советника Р.С. Хакимова, как можно заключить из высказываний самого Рафаиля Сибгатовича или из публикаций, обильно сопровождавших все этапы его осуществления, состоит в следующем.

1)Объявить икону Казанской Богоматери, бывшей во владении католической организации "Blue Army" и переданной ею папе, первоявленной в Казани в 1579 году иконой.

2) Используя стремление папы совершить визит в Россию (этот визит мог бы явиться мощным заключительным аккордом понтификата Иоанна-Павла II), добиться торжественного возвращения в Казань иконы, ставшей святыней не только для православного, но и для католического мира. Насколько велико почитание Казанской иконы видно хотя бы из того, что она числится на одном из самых почетных мест в списке латиноамериканских (!) образов Богородицы.

3) Большую рекламу местной политической верхушке мог бы создать сам процесс подготовки возвращения: можно сделать бездну заявлений, дать кучу интервью, много раз встретиться с князьями церкви и высшим руководством страны.

Да что говорить - проект "Папа в Казани" превратил бы Рафаиля Сибгатовича в крупнейшего политтехнолога страны. Осечка с проектом переводит советника и, в определенной степени, М. Шаймиева в разряд кремлевских мечтателей. Поэтому будет сделано все, чтобы осечки не было.

"Будет совсем хорошо…"
И пиар-кампания началась. Материалами об иконе была наполнена казанская печать. Вот пример качества этих материалов. "Восточный экспресс" писал как-то: "Во всех храмах… России будет отмечаться праздник Явления Казанской иконы Божьей Матери… С середины XVI века (точнее, с 1579 года) икона находилась в казанской церкви Николы Тульского… А вот 21 июля отмечается чудесное обретение в 1904 году уцелевшей на пожаре иконы".
Утверждение, что икона была обретена после пожара в 1904 году не лезет ни в какие ворота: в 1904 году икона была похищена, а не обретена.
"Казанская ярмарка" не отставала от "Восточного экспресса": "Возвращение Казанской Божьей Матери в Благовещенский собор города стало бы серьезным подспорьем местному бюджету. А если успеть еще к празднованию 1000-летия Казани, которое состоится в 2005 году, то будет совсем хорошо. Ведь сотни тысяч паломников не прочь воочию увидеть на земле казанской ее родную чудотворную икону… Рассказывают, что… она не раз помогала русским воинам побеждать в крупных сражениях. А в 1941 году по приказу Сталина самолет с намоленным списком иконы… облетел вокруг Москвы, когда немцы окружили столицу СССР. Наступление фашистов, как мы знаем, захлебнулось. А сама икона сейчас хранится в Ватикане".
Перед нами пример сочетания невежества с цинизмом. В фантазиях многих журналистов икона облетала, и тоже, конечно же, по приказу Сталина, Ленинград и Сталинград, но "Казанская ярмарка" открыла нам глаза и на другое - оказывается, немцам удалось окружить Москву.
Лишь одна газета - "Вечерняя Казань" - оказалась на высоте положения, поместив аргументированный, основательный и грамотный материал Ю.И. Фролова из КГУ.

Торгующие покойники "Новой газеты"
Мутная волна публикаций, посвященных "папской" иконе со страниц местных газет хлынула на страницы федеральных изданий. Почин был сделан "Новой газетой", разразившейся в 2000 году двумя пространными статьями на эту тему. Статьи просто набиты несуразностями, авторы, вероятно, предполагали, что вряд ли кто прочтет их писанину с карандашом в руке.

"Нам удалось узнать, что таинственным лицом, купившим икону для своей коллекции у купца Шевлягина, был миллионер из Южной Африки Солли Джоэл, проживавший в Лондоне. До 1935 года он сомневался в подлинности иконы"
, - пишут два малоизвестных журналиста. И добавляют:"И только после того, как отдал ее экспертам, успокоился".
Но Соломон Джоэл никак не мог сомневаться "до 1935 года", хотя бы потому, что в 1931 году в возрасте 66 лет отошел в мир иной - такие вещи надо проверять хотя бы по Британнике, богатейшему алмазопромышленнику там посвящена статья. Но это первое.

Второе - никто и никогда не писал о переезде Шевлягина в Британию."В 1950 году Джоэл перепродал икону некоему Ф. А. Митчеллу-Хеджесу который поместил святыню в своем замке на севере Англии", - пишут халтурщики из "Новой газеты", для которых Ф.А. Митчелл-Хеджес, выдающийся археолог с авантюрными наклонностями является "неким".

Но главное даже не в этом, а в том, что почивший в 1931 году Солли Джоэл на девятнадцатом году после кончины умудрился что-то продавать.

Познер с Лесневской как поощрители невежества
Халтура Вадима Лебедева и Юлии Демянковой из "Новой газеты", стала основой массы публикаций-близнецов в московских и региональных газетах. Но если бы газетами все и ограничилось! Куда там. Через некоторое время стали появляться сообщения о том, что вот-вот на экраны выйдет нечто потрясающее, что-то вроде фильма-откровения об иконе казанской Богоматери. Вскоре фильм "Долгое странствие Казанской...", был показан по двум каналам - по "Татарстану" и "Эфиру".

У этого фильма было четыре консультанта и два научных руководителя, которых, будь моя воля, я заставил бы под угрозой увольнения пересдать экзамен по отечественной истории. Ибо нельзя говорить о широкоизвестном виде Казани 1767 года как о виде 1650-х, нельзя говорить: "1811 год. Образ Казанской Божьей Матери приходит в Санкт-Петербург, который давно ждал этого" - надо знать, что образ этот уже целое столетие находился в столице.

Нельзя, чтобы люди слышали с телеэкранов: "Когда в 1812 году русские войска оставляли Москву, Михаил Кутузов собственноручно вынес икону из собора на Красную площадь, завернув ее в шинель". Это уже совершеннейшая ахинея, ноги которой растут, во-первых, из свидетельства об участии князя Кутузова в крестном ходе с иконой и, во-вторых, из рассказов о том, что под шинелью фельдмаршал носил образок именно Казанской Богоматери. Фельдмаршал, с завернутой в шинель иконой выходящий из собора на площадь - просто немыслимая для православной столицы картина. В Москве было кому позаботиться об эвакуации святынь - этим занимался викарный архиепископ Московский Августин.

"Вот та самая рака, где хранилась икона...", - с изумлением слышат православные голос с экрана. Создатели фильма, не исключая и отряд научных руководителей с консультантами, страшно далеки от предмета своего рассказа: им и невдомек, что в раках хранятся отнюдь не иконы, а мощи святых.

"С триумфом вернулся с ежегодного сочинского кинофестиваля "Тэффи" новый татарстанский документальный фильм "Долгое странствие Казанской...", повествующий об истории Казанской иконы Божьей Матери. Он был признан победителем в номинации "Просветительское научно-популярное кино" и получил статуэтку "Лазурная звезда" - новое обличие награды престижного конкурса Российской академии киноискусства, фильм понравился таким "зубрам" отечественного телевидения, как В. Познер и И. Лесневская. Их мнение и предрешило результат борьбы. Добавим, что подобного признания татарстанский кинематограф добивается впервые", - с гордостью писала два года назад "Республика Татарстан".

"Работа над лентой продолжалась почти 5 лет, отснято 30 часов видеопленки, причем съемки велись шести странах мира", - сообщал весной 2001 года "Эфир". Эти бы деньги да на что-нибудь путное.

Слишком мутный первоисточник
Но вернемся к известинскому интервью.
"В конце прошлой недели некоторые информагентства передали "сенсационную" информацию, что икона Казанской Божией Матери, которая находится в покоях папы Римского Иоанна Павла II, якобы является "позднейшей копией". Как писали "Известия", Эта икона должна быть вскоре передана Ватиканом России. Однако информация о "копии", сделанная со ссылкой на "источник, близкий комиссии" российских экспертов, исследовавшей икону в Ватикане, может значительно осложнить ситуацию и отношение российского общества к этому жесту доброй воли. За разъяснениями обозреватель "Известий" Николай Молок обратился непосредственно к первоисточнику - к одному из членов экспертной комиссии, заведующему отделом древнерусского искусства Госинститута искусствознания Льву Лифшицу. Ученый разъяснил разницу между понятиями "копия" и "список" и сообщил, что "комиссия пришла к заключению, что икона, хранящаяся в Ватикане, является подлинной и была объектом богослужения и особого почитания".


Но как раз в этом никто и не сомневался - сомневались в том, что это первоявленная икона, то есть та, что нашла девочка Матрона в Казани.
"В чем была задача комиссии?"
- допытывается корреспондент.
"Наша задача - попытаться идентифицировать эту икону с одной из чтимых икон Казанской Богоматери. Дело в том, что до революции существовало несколько десятков икон Казанской Богоматери, почитаемых как чудотворные. Самые известные из них были в Казани, в Казанском соборе на Красной площади, в Казанском соборе Петербурга и в Шлиссельбурге. Древнейший памятник - икона, которая была явлена в 1579 году, украдена из Казанского собора в Москве в 1904 году, и с тех пор ее судьба неизвестна. Списки с нее и со многих других Казанских икон делались вплоть до XIX века и находились в разных городах России. Большинство из них пропало, но все они описаны, известны их размеры. Пока нам удалось установить, что ни с одним из четырех самых известных списков икона, хранящаяся в Ватикане, не совпадает. Но она может быть той, которая до 1918 года находилась в Вологде, Арзамасе или под Царским Селом и особенно чтилась царской семьей. Повторяю, чтимых Казанских икон были десятки, и чтобы ответить на вопрос, какой именно из них соответствует ватиканский список, требуется дальнейшее исследование"
, - отвечает Лев Лившиц, и я уверен, что этим своим ответом он удивит многих.

Дело в том, что никакой иконы из Казанского собора в Москве в 1904 году не похищали - в ночь на 29 июня 1904 года была похищена икона Казанской Богоматери из Богородицкого монастыря в Казани. Этот факт общеизвестен - материалы процесса над похитителем даже изданы отдельной книжкой.
А ведь интервью "Известиям" дает не случайный человек, и даже не просто искусствовед, а специалист по русской иконописи. И не просто специалист по русской иконописи, а назначенный министром культуры членом экспертной комиссии. Причем не какой-нибудь, а по идентификации Казанской иконы Богоматери. И этот эксперт по Казанской иконе не знает даже где и какую икону похитили. В следующий раз, очевидно, экспертом назначат того, кто вообще ничего не слыхал об иконе.

Что же касается иконы, находившейся под Царским селом, то я советую эксперту заглянуть в архив Отдельного корпуса жандармов, там сохранилось донесение жандармского подполковника Прогнаевского: одного взгляда на икону было достаточно, чтобы понять, что это не та икона: "овал лица был совсем другого рисунка, общими были лишь темные краски и почти такой же темный, глухой фон".
А изображение, правда, неважного качества, этой иконы можно найти в брошюре под названием "Явленная икона Казанской Божией Матери в Мариновке, Царскосельского уезда, Сосницкой волости. В изображенной там иконе очень мало сходства с ватиканской. Брошюра, кстати, подшита в архивное дело.
"Известия" назвали Льва Лифшица первоисточником. Первоисточник оказался мутноват.

 




Тартария_4


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: