Что ответить татарскому мальчику?

Информационные дехкане Интертата
"С аппаратной точки зрения, создание "Татмедиа" - это, безусловно, победа вице-премьера Зили Валеевой", - так оценил создания нового госагентства "Восточный экспресс". Более чем наглядное подтверждение этой победы нашлось на сайте Intertat.ru. В прошлый вторник там появилось сообщение о создании этого госагентства, призванного регулировать рынок СМИ - проще говоря, раздавать наши с вами деньги тем, кто понравился властям. Напомним, что ведать вопросами печати, радио и телевидения эта самая власть отрядила вице-премьера Зилю Валееву, бывшего министра печати республики.

А теперь повнимательнее взглянем на упомянутое сообщение в Интертате: на 3 абзаца текста там пришлось 3 (в скобках прописью - три!) изображения Зили Валеевой. Добро бы эти изображения хотя бы в чем-либо существенно отличались друг от друга. Но нет, перед нами почти одинаковые изображения. Не было совершенно никакого повода лепить три раза подряд погрудный портрет дорогой Зили Рахимьяновны, кроме одного - хотя бы таким нелепым образом выразить свое почтение к чиновнику, от которого в решающей степени будет зависеть направление финансовых потоков в республиканские СМИ. Кликнул на другой раздел того же сайта - "обзор СМИ".

Если упомянутые выше портреты различались хотя бы в мелких деталях, то "Обзор СМИ" украшают два совершенно одинаковых - один под другим - портрета все той же победительницы. Правда, не все резервы были использованы интертатовцами: заметка под заголовком "Зиля Валеева выбрала любовь" осталась без портрета, скорее всего, это просто досадное упущение.

Кетменем и мотыгой узбекские дехкане пролагали путь живительной влаге на свой участок. Информационные дехкане из Интертата лепят по одному начальственному портрету на абзац текста. Глядишь, и удастся испить, если не из потока, то хотя бы из финансового ручейка, все от жажды не помрешь.

Исповедание ислама не мешало громить церкви
"Что ответить татарскому мальчику?" - так Дауд Аминов из Петербурга озаглавил свою корреспонденцию в "Казанских ведомостях". "Приходит четвероклассник обычной санкт-петербургской школы в слезах: "Папа, учительница по истории рассказывала, какими жестокими и дикими были татары!" Что же может ему на это ответить отец-татарин?" - задается вопросом автор.
У него же готов и ответ: "Отбросим исторические купюры и конъюнктуру и посмотрим правде в глаза. Вот очерк доктора исторических наук Л.Н. Гумилева, напечатанный в "Известиях" 24 июня 1989 года "Человечность превыше всего". Оказывается, Орда не ставила целью разрушать храмы и демонстрировала традиционную веротерпимость. Факт остается фактом, православная церковь и священнослужители были освобождены от налогов. Кроме того, сложный конгломерат народов, получивших этноним "татары", уже исповедовал религию ислам, а по его канонам разрушение и осквернение христианских храмов считалось тягчайшим преступлением".

Не стану спорить о целях Орды. Приведу лишь некоторые сведения из самых разных, но вполне достоверных источников:
Вассиан I, епископ Владимиро-Волынский в 1494 году восстановил разрушенный татарами Владимирский Успенский собор.
Макарьево - Желтоводский монастырь основан в 1435 г. Макарием Желтоводским, в 1439 г. был разрушен татарами.
Успенский собор Княгинина монастыря был неоднократно разорен и разрушен татарами. На рубеже XV-XVI вв. он был отстроен вновь.
Троице-Сергиева Лавра расположена в Сергиевом Посаде Московской области. Основана Сергием Радонежским в середине 14 века на горе Маковец. В 1422 году здесь был построен первый белокаменный собор во имя Святой Троицы, заменивший деревянный храм, разрушенный татарами. В 1409 году, во время правления Великого князя Василия Дмитриевича, Антониево-Дымский монастырь близ Тихвина был полностью разрушен татарами. Преподобный Антоний, подвизавшийся на Болдиной горе в 1068 - 1069 годах, основал здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами (речь идет о Чернигове).
Был взят Переяславль-Южный. Город был хорошо укреплен: с трех сторон его окружали высокие берега р.Трубеж и р.Альты, а также высокие валы и стены. Но татарам удалось взять, разграбить город и полностью разрушить церковь святого Михаила.
В 1429 г. обитель преподобного Иакова Железноборовского (в нынешней Костромской области) была разрушена татарами. Он восстановил ее и много заботился о населении, пострадавшем от набега.

Представление об отношении Орды к церквям дает летописная повесть "О пленении и о прихожении Тахтамыша царя и о Московском взятьи": "Была внутри города сеча великая... до тех пор секли, пока руки и плечи их не ослабли и не обессилели они... Люди христианские... метались по улицам туда и сюда, бегая толпами, вопя и крича и в грудь себя бия. Татары же христиан, выволакивая из церквей, грабя и раздевая донага, убивали, а церкви соборные грабили... Книги же, в бесчисленном множестве снесенные со всего города и из сел и в соборных церквах до самых стропил наложенные, отправленные сюда сохранения ради,- те все до единой погубили. Что же говорить о казне великого князя, - то многосокровенное сокровище в момент исчезло, и тщательно сохранявшееся богатство... расхищено было". Татары "многие монастыри и многие церкви разрушили, в святых церквах убийства совершали".

Автор скорбит по поводу разорения Москвы: "До той поры, прежде, была Москва для всех градом великим, градом чудным, градом многолюдным, в нем было множество народа, в нем было множество господ, в нем было множество всякого богатства. И в один час изменился облик его, когда был взят, и посечен, и пожжен. И не на что было смотреть, была разве только земля, и пыль, и прах, и пепел, и много трупов мертвых лежало, и святые церкви стояли разорены, словно осиротевшие, словно овдовевшие".

Ига не было. Были завоевание, убийства, грабежи
"Нас все продолжают пугать "татарским игом". Когда оно было, это иго? И было ли вообще? За многие десятилетия не было ни одного серьезного объективного труда, всесторонне и глубоко освещающего этот вопрос. Исключение составляют труды Льва Гумилева. Печатаются же они чрезвычайно малыми тиражами и сразу же становятся библиографической редкостью. Не переиздаются книги выдающегося русского ученого М. Худякова... Зато трилогия Яна "Чингис-хан", "Батый", "К последнему морю" выходит по несколько раз огромными тиражами", - а этот пассаж из статьи Д. Аминова содержит прямую ложь.

Во-первых, как понять, что разгром почти всех русских княжеств в конце 1230-х - начале 1240-х был, потеря политической независимости, полное одичание крупных областей, постоянные набеги, грабежи, убийства и увод пленных рабов - все было, а вот ига - не было?

Во-вторых, изданные массовыми тиражами книги Л.Г. Гумилева встречаются на каждом шагу, а вот о трилогии Яна этого не скажешь.

"Ну, а что ответить татарскому мальчику? Ответить, что татары не являются прямыми потомками батыевских завоевателей, пришедших в Восточную Европу в XIII веке, а его предки - волжские булгары, создавшие у берегов Волги еще в начале IX века государство Великие Булгары. А само название "татары" было ими присвоено", - пишет Дауд Аминов.

А вот что отвечает в интернетовском форуме директор Института истории Р. Хакимов на вопрос: "ваше отношение к тому, что в российских учебниках до сих пор татар продолжают позиционировать с монголами?" - "Негативно только в одном смысле: что татаро-монгольское нашествие - нашествие дикарей, не видя это как цивилизацию. В принципе татары с монголами связаны, хотя это разные этносы. Но так случилось исторически, что несколько веков прошло совместно. И в любом случаи, ханы похороненные в Казанском кремле - чингизиды, от этого никуда не уйти".

Заканчивает свою корреспонденцию Д. Аминов такими словами: "Не надо мальчику стесняться, что его предки были татарами, не стеснялись же своих предков, выходцев из Орды, Апраксины, Кутузовы, Нарышкины, Карамзины, Аксаковы, Тимирязевы, Огаревы, Юсуповы, Рахманиновы, Урусовы, Дашковы, Кочубеи и представители многих других славных татарских фамилий".

Если речь зашла о Л.Н. Гумилеве и Юсуповых, то интересно, как Дауд Аминов относится к тому факту, что гроб создателя теории пассионарности был опущен в окончательно разрушенный для этой цели склеп Юсуповых на Никольском кладбище Лавры, на что сам поклонник Орды ни за что бы не согласился? Вдруг татарский мальчик спросит и об этом? А вообще-то мальчику надо говорить правду. А она, как известно, не всегда приятна.

Краснознаменные буржуи
Редактор редактору рознь. Один толково ведет газетные дела и столь же толково пишет сам. Другой умеет вести газету, но уклоняется от всяческих "слов редактора", передовиц и торжественных выходов на страницы издания по значительным поводам. Третий, напротив, не уклоняется: он просто не может себе представить, что руководство газетой и сочинение для нее текстов - разные вещи. В редакторе "Звезды Поволжья" воедино слит редакторский и журналистский талант. Наглядней всего он проявляется в его передовицах. Вот последняя из них под заголовком "Идем налево?". Речь идет о вожде местных коммунистов - Александре Салие, поводом послужила первомайская демонстрация и митинг. Такие тексты хочется декламировать: "Голос Салия звенел от неискреннего напряжения. Голос Салия парил над толпой пожилых и достаточно равнодушных коммунистов... Если Салий - честный человек, который уважает свою аудиторию, если эти люди ему дороги, то он должен был выступать обстоятельно, с вескими содержательными доводами, выверенно. Но его речи подчеркнуто, вызывающе бессодержательны, логически путанны, бессистемны, это поток сознания...".

Полнокровный образ коммуниста-миллионера, "буржуя под красным знаменем" возникает в сознании любого, кто дочитает передовицу хотя бы до середины. А дочитав, не оторвется, ибо речь идет уже о Камиле Исхакове, дежурном персонаже редакторских передовиц. "У Салия и Исхакова общее психологическое поле, их притягивает друг к другу как магнитом... На наших глазах вырисовывается интереснейшее политическое образование - союз новой прагматичной буржуазии", - читаем мы ближе к концу передовицы.

Нарисовав портреты, правда, разной степени полноты, двух буржуев с коммунистическим прошлым, редактор Р. Ахметов пишет далее: "Шаймиев здесь лишний, он интеллигент по духу... Для Салия и Исхакова близка ленинская колея, но Шаймиев закономерно, как интеллигент - не коммунист-временщик, ошалевший от власти, скорее терпеливый садовник, любящий свой сад. Вон как возделывал свой Татарстан".

Собственно, все предыдущие строчки были написаны редактором только ради этих, заветных. Остальное - гарнир. Но отдадим должное повару: гарнир съедобный и красиво оформленный...

11 мая 2003 года.


 




Тартария_1


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: