Заключение

Республика Татарстан, как, очевидно, и другие российские регионы, переживает переломный период в своей истории. Процессы реформирования общества по пути перехода к рыночной экономике и демократическому политическому режиму сталкиваются с огромными объективными и субъективными трудностями. Можно предположить, что реформирование политической жизни республики на базе демократизации сталкивается больше с субъективными, нежели объективными, препятствиями. Вследствие этого Татарстан не удержался на рубежах, продекларированных в Конституции 1992 года, и допустил отход от демократических принципов.

Республика нуждается в четкой и последовательно осуществляемой реформе политической системы, инициатором которой мог бы выступить Президент Татарстана. Концепция этой реформы должна включать, очевидно, два важнейших компонента: определение путей наращивания материальных и культурных предпосылок для демократизации и разработку самого механизма демократизации всех аспектов политического процесса. Как свидетельствует международный опыт, демократизация - это долгий и трудный путь, но в исторической перспективе он неизбежен ввиду насущных экономических и политических потребностей Татарстана. И чем раньше республика встанет на этот путь, тем будет лучше для ее многонационального народа, тем выше будет ее авторитет среди других субъектов Российской Федерации и в глазах международной общественности.

По существу в дальнейшем политическом развитии Татарстана возможны три варианта: стабилизация на неопределенное время нынешней "авторитарной ситуации"; сдвиг в сторону авторитаризма классического типа, осуществить который в условиях хотя бы только декларативного курса руководства России на демократизацию российского общества представляется для региональной политической элиты и ее лидеров весьма затруднительным; эволюция в сторону демократии, осуществить которую представляется не менее затруднительным в силу укоренившихся позиций местной политической элиты, ее внешней монолитности и слабости демократических сил в республике.

Перспективы демократических преобразований в Татарстане могут быть связаны с изменениями в составе и политике местной политической элиты, а это зависит и от степени зрелости населения Республики, и от остроты противоречий внутри самой элиты, а также от давления федерального центра.

В настоящее время внутри Республики Татарстан практически нет организованных сил, которые могли бы бросить вызов установленному Шаймиевым режиму. Надежда на то, что путем простого голосования населения против существующей власти можно добиться кардинальных изменений в составе и политике правящих кругов представляются иллюзорными. Результаты любого голосования не в пользу власти могут быть фальсифицированы.

Вызов режиму может проявиться внутри либо вне политической элиты только при наличии определенных внешних условий. К ним, по крайней мере, относятся: (а) отказ федеральных властей от заигрывания с региональной элитой и ее руководителем и одновременно оказание мощной поддержки силам, выступающим против правящего в Татарстане режима; (б) усиление контроля за поведением местной элиты со стороны федерального центра; (в) политическое, экономическое и правовое давление на республиканскую власть с целью заставить ее действовать в едином политико-правовом и экономическом пространстве федеративного государства. Одна из мер в данном направлении - это обращения федеральных органов власти в Конституционный Суд РФ с целью приведения всей правовой системы Татарстана в полное соответствие с федеральным законодательством; (г) объективный (а, следовательно, в данном случае критический) мониторинг происходящих в республике процессов со стороны центральных органов массовой информации.

В одной из местных газет из Regions. ru была перепечатана статья под красноречивым названием - "Шаймиев сегодня- это Брежнев вчера". А у покойного генсека была одна, но пламенная страсть - упиваться властью. "Жажда власти, - говорилось в одном отечественном исследовании сумерек брежневской эпохи, - оставалась единственной страстью угасавшего Брежнева, потерявшего интерес ко всему, кроме разве что наград и подарков"
1. Известно, какой вред стране нанесла долгая, на протяжении 18 лет, несменяемость первого лица государства, ставшего олицетворением застоя и загнивания великой страны. Неужели такая же судьба грозит нашей республике только из-за того, что человек, уже не способный к серьезным инновациям, законсервировавший в Татарстане политический режим на уровне образцов прошлого столетия, не хочет добровольно оставить свой пост.

Когда-то это случится и чем раньше, тем лучше. Но тогда встанет (или уже встал) новый вопрос: кто будет следующим главой республики? Не составляет труда предвидеть, что М. Шаймиев и его клан предпримут колоссальные усилия, чтобы это был свой человек. Для них слишком многое будет поставлено на карту. Президент РТ как-то говорил: "Конечно, если я решусь не идти на выборы, это будет человек из команды действующего Президента Татарстана. По-другому я не представляю"
2. У нас не ханство, а цивилизованная республика. И у Шаймиева нет никакого права назначать себе преемника. Кто станет следующим Президентом, должен решать не он, а народ, хотя понятно его стремление обезопасить будущее своего клана и продолжать нависать тенью над новым руководством республики. Но будет ли лучше для республики, если новым Президентом Татарстана станет человек из команды М. Шаймиева? Известно, что М. Шаймиев подбирал в свою команду таких людей, которые не превышают уровень его личного интеллектуального развития. А он недостаточен для рывка, который обязан сделать Татарстан для того, чтобы войти, по крайней мере, в десятку российских регионов по всем основным показателям социально-экономического, политического и культурного развития. Нужно действительно поставить и решить задачу превращения Татарстана в регион европейского уровня. Над реализацией данной задачи нужно работать всем органам государственной власти республики.

Решение указанной задачи, безусловно, вывело бы республику на передовые позиции среди всех российских регионов и стало бы предметом настоящей гордости ее населения. Превращение Татарстана в регион европейского уровня сделало бы республику первопроходцем на важном направлении российской политики. Ведь о сближении с Европой так мечтают и общественность, и политическая элита России.


1. Черкасов П. Сумерки брежневской эпохи // Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 5, С. 107.

2. Республика Татарстан, 28 июля 2000 года


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: