ЗАПИСКИ О СТАРОЙ КАЗАНИ

"Пионерский раввин" и вараксинская влага
Против Казанского подворья по Проломной выстроились три домовладения, состоящие в 128-м квартале. Интересно, что строительные кварталы Казанского посада и по сию пору имеют нумерацию более чем вековой давности - окончательно номера закреплены за кварталами были высочайше утвержденным планом Казани 1884 года. Домовладение на углу Баумана и Чернышевского (№ 38/17), где сейчас магазин "Кристалл", включает в себя несколько зданий. Все это раньше принадлежало очень богатому купцу Измаилу Апакову, а затем перешло к купцу И.П. Лисицину, о чем напоминают литеры "ИПЛ" над входом в "Кристалл". Этот дом, а вернее - дома, были начинены всевозможными ремесленниками: здесь были прачечные, красильные, перчаточные, чулочные и шапочные
мастер
ские. В этом районе раньше жило много евреев, а улица Чернышевского одно время при Советах звалась Пионерской, именно поэтому тайный раввин, проживавший в этом доме, носил странное для непосвященного прозвище "пионерский раввин". Долгое время в этом доме находилось так называемое Первое производство винзавода Азервинтреста , дирекция завода размещалась в здании напротив.

Соседнее домовладение (№ 40) состоит из двух зданий - довольно заурядного двухэтажного и великолепного трехэтажного. Не приходится сомневаться, что фасад его списан с образцовых фасадов, что целыми альбомами рассылало по губерниям Главное управление путей сообщения и публичных зданий, руководил которым известный каждому с детства граф Петр Андреевич Клейнмихель. Но кто может, глядя на этот дом, сказать, что образцовый фасад - это плохо? Архитектор Ф. Петонди возвел этот дом в 1839 -1840 гг., дворовые пристрои с впечатляющими полуциркульными окнами - гораздо позже. С 1863 года здесь находилась одна из старейших фотографий Казани - фотография Вяткина. Годом позже изготовлением посуды и осветительных приборов занялось вновь основанное Товарищество Н.М. Гутмана. Мало кто в Казани превосходил в антисемитизме крещеного еврея Николая Моисеевича Гутмана - об этом свидетельствуют журналы Городской думы, гласным которой он одно время состоял.

И, наконец, стоит вспомнить о кухмистерской Чистова - здесь в дни коронации Александра III в 1883 году выдавалось бесплатно по 500 обедов в день, причем каждый обед состоял из двух блюд с квасом. Кстати, о кухмистерских. Недалеко от кухмистерской Чистова была другая, "очень скромная, посещаемая небогатым людом", как писалось о ней не где-нибудь, а в "Санкт-Петербургских ведомостях". Внимания столичной газеты удостоился содержатель этой кухмистерской повар Гаврилов, происходивший из крестьян Свияжского уезда. Филипп Гаврилов умел и любил готовить консервы из грибов. "Нынешней осенью он получил нечто вроде медали, особый знак на орденской ленточке от Турской кулинарной ассоцации при дипломе, который гласит: "Высший совет на заседании 12 августа 1895 года постановил признать Филиппа Гаврилова в офицерском достоинстве по гастрономии и выдать настоящий диплом..."

Угловой дом № 42
первоначально проектировался всего лишь о двух этажах, зато на первом этаже должна была быть аркада. Но купцу Жарову это показалось непрактичным, и все тот же Ф. Петонди меняет проект: аркада упраздняется, но прибавляется третий этаж. С 1872 года в этом доме располагалась виноторговля известного казанского водочного заводчика Д.И. Вараксина. Здесь нет путаницы: водку в те времена все еще звали хлебным вином, отсюда и термин виноторговля , хотя торговали здесь все же водками. Причем водками тогда звали то, что сейчас мы назвали бы настойками, зачастую те водки были сладкими, недаром пелось: "сладку водочку да наливочку я пила, молода, из полуведра". Другой специальностью дома были гостиницы: "Торговые номера", "Одесса", а ближе к нашему времени - "Биржевые номера" К.Л. Урванцева, состоявшие из 45 покоев. Мы успели забыть о клопах и блохах - неизменном биче тогдашних жилищ, на нашу долю выпали лишь бессмертные тараканы. Периодически владельцы гостиниц устраивали гонения на насекомых. Вниманию г.г. содержателей номеров предлагалась масса способов борьбы с ними, порой совершенно чудовищных.
Вот самый безобидный способ борьбы с блохами (хорошо еще, что без ворвани и негашеной извести): "Должно взять семян гнидника или вшивой травы, высушить их как можно лучше, истолочь в мелкий порошок и усыпать оным постель и другие места, где более блохи любят водиться. По прошествии двух или трех дней блохи переколеют и делаются как бы похожи на пергаминовые обрезки".
Когда-то угловой дом 42 составлял одно домовладение с участком, на котором сейчас находится Дворец бракосочетания. Участок разделился, и в 1896 году на той его части, которая выходит на Петропавловскую (ныне М. Джалиля) улицу, было построено по проекту Г. Руша здание для Казанского отделения Волжско-Камского коммерческого банка. Через 15 лет, в 1911 году, здание после перестройки приняло нынешний вид. Через дом от него высится красивое здание истфака педуниверситета. Пока не удалось установить автора проекта, но известно время постройки: здание Казанского Купеческого банка - именно для банка и было оно построено - возвели в 1903 году.

На участке, где сейчас стоит красивый темный дом № 5, раньше торговали железом демидовских заводов. Нынешний дом был выстроен незадолго до первой мировой войны М.И. Челышовой, женой чистопольского, а затем казанского купца, торговавшего ювелирными изделиями. С 1914 по 1918 год здесь размещалась частная гимназия.

Но вернемся на улицу Баумана. Минуем кинотеатр "Родина", когда-то бывший "Унионом", соседний с ним дом В. Ложкина и М. Щербакова, построенный в 1849 году, и остановимся у здания театра им. В. Качалова. Здание это возведено в 1833 году для купца С. Синякова по проекту архитектора П.В. Пятницкого. Если заглянете в проезд справа от здания, ваше любопытство будет вознаграждено видом череды сводов в правой стене здания театра: это заложенные растворы лавок купца Синякова. Постепенно скромное двухэтажное здание путем последовательных перестроек и пристроек превратилось в довольно солидный доходный дом А.С. Меркулова. В 1906 году после очередной реконструкции здесь был открыт кинематограф Пате. В 1913 -1914 гг. здание перестраивается в очередной раз: владелец кинематографа Г. Розенберг приспосабливает зал не только для демонстрации фильмов, но и для постановок драм и оперетт. "Открывается только что отстроенный Большой театр: Б. Проломная, дом Меркулова.Самый большой в Казани, есть зимний сад, кафе, все помещения роскошно отделаны... Песни на злобу дня. 3 представления в день... Перед началом - кинематограф... Снимать верхнее платье не обязательно," - примерно такие объявления появились в казанских газетах 21 декабря 1914 года.

"Начался первый сезон Казанского Большого театра.Общий сбор от первого в его истории спектакля составил 674 рубля 75 копеек, из них 610 переданы общине Красного Креста,"
- шла Первая мировая война. И еще одна цитата из знаменитого "Казанского календаря" Бориса Ерунова: "25 октября 1917 года, когда город переходил в руки большевиков, в этом театре ничего не подозревавшие горожане наслаждались опереттой Оффенбаха "Прекрасная Елена". На сцене бушевал канкан - этакий "ветер Октября".

Генрих КЛЕПАЦКИЙ

Все для мужские костюмы свадебные Волшебная Свадьба.
 




Тартария_3


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: