Chef-d'oevre № 1

Головокружение от успехов. Сможет ли Казань сказать центру "нет"?
(Фрагмент статьи)

На минувшей неделе заместитель РФ Генпрокурора по Приволжскому округу Звягинцев обратился в Верховный суд РТ с заявлением о незаконности 40 (!) статей Конституции РТ. Нет смысла подробно останавливаться на этих статьях, ясно, что прокурор требует ликвидировать все то, что называлось "татарстанской моделью" и завоеваниями суверенитета. Конечно, прежде всего законника не устраивает статус суверенной республики (субъекта международного права, ассоциированного с Россией). И, соответственно, все, что из этого вытекает… Словом, все жизнеустройство Татарстана противоречит федеральному законодательству, посему мы должны выстроиться согласно линии последнего…

На этот в буквальном смысле слова прокурорский наезд оперативно ответил недавно созданный Конституционный суд РТ. Отповедь г-на Нафиева, который, как оказалось, не зря ест свой хлеб, была опубликована в официальной прессе и… все. В общественно-политическом поле этой проблемы как нет. Политбомонд повел себя так, как те воспитанные люди, что не замечают человека, испустившего газы на публике…

Рашид Галямов,
"Восточный экспресс" (№2, 19 - 25 января 2001 года).

Chef-d'oevre № 2

"Хартия-2001" общественных сил Татарстана в защиту суверенитета республики

Начало президентства В.В. Путина знаменовалось тотальным наступлением на государственность национальных республик и пересмотром основ федерализма в России. Результатом этого явилось изменение межбюджетных отношений между РФ и РТ, что привело к потере экономической базы нашего суверенитета и сокращению бюджета практически вдвое. Определением Конституционного суда РФ от 27 июня 2000 года отменяется суверенитет РТ.
Конституционный суд РФ явился орудием проведения политики президента России на сворачивание таких зачатков демократии, как свободное волеизъявление народа, право наций на самоопределение.
К сожалению, руководство Республики Татарстан, действуя келейно и без совета с общественностью, уже сдало экономическую базу суверенитета, и мы опасаемся, что не будет ли сдана и наша Конституция.

В сложившейся ситуации мы считаем, что руководство РТ должно проявить политическую волю в защите интересов народа Татарстана, напрямую обратиться к народу и найти способ обратной связи. В связи с этим предлагаем следующие действия:
1. Официальные власти должны немедленно начать переговоры с Москвой о нормальных и справедливых, а не грабительских и колониальных межбюджетных отношениях между республикой и Центром.
2. Повысить средние и низкие зарплаты бюджетников на 30%. Пусть, наконец-то, вкус нефтедолларов почувствуют не только узкие кланы, близкие к руководству, но и простые граждане.
3. Руководство должно дать народу твердые гарантии в том, что в указанные им конкретные сроки будут созданы Татарский национальный университет, 12-часовое татарское телевидение и с 1 сентября 2001 года начнется переход татарской письменности на латиницу. Ведь без развития татарского языка и превращения татарского народа в современную нацию с самовоспроизводяйщеся и жизнестойкой национальной культурой суверенитет для татарского народа не имеет никакого смысла, ибо идея суверенитета изначально была выдвинута татарской общественностью, исходя именно из этой задачи, а самостоятельность экономики явилась лишь средством для выполнения этой задачи.
4. Наш Госсовет на правовом поле должен не просто механически уничтожать или изменять наши законы и сидеть в глухой обороне, а должен наступать, ибо лучшая защита - это наступление. С этой целью мы требуем, чтобы председатель Госсовета подал в международный Страсбургский суд иск на КС РФ по поводу нарушения им прав народа на самоопределение и свободное распоряжение естественными богатствами и ресурсами. Только при таких экстренных действиях руководства республики между ним и народом может сложиться определенный консенсус и народ защитит государственность Татарстана.

В дальнейшем, в случае обострения борьбы с Центром, если он, например, применит финансовую и экономическую блокаду против РТ, мы предлагаем Госсовету РТ денонсировать Договор 1994 года о разграничении полномочий между РФ и РТ. Этот договор - единственное, что пока юридически связывает оба государства. Затем Татарстану следует наполнить суверенитет реальным содержанием.
В случае попыток силового вмешательства России во внутренние дела Татарстана мы будем вынуждены ввести в действие оперативный план создания массовых народных комитетов и дружин для защиты всех стратегических учреждений республики и их руководителей.

Наряду с этим государственные органы и общественные силы республики должны будут обратиться за политической и правовой помощью в ООН, СЕ, а также к президенту и Конгрессу США. Руководству республики также необходимо будет обратиться к Организации Исламской Конференции с тем, чтобы она не оставляла без внимания антиисламскую политику руководства России.

Мы полны решимости защищать государственность РТ. Вместе с тем мы всецело придерживаемся мирного пути решения проблем. Мы чтим Конституцию РТ, где в статье 8 сказано: "Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство решение споров между государствами и народами…" Мы рассматриваем данную "Хартию" одновременно и как открытое письмо к президенту РТ, ответ на которое он должен дать в СМИ или при личной встрече с делегацией представителей нашего Форума в течение ближайшего времени.

Если же никакой реакции со стороны президента не последует, то мы будем вправе считать, что президент отвергает народный путь защиты суверенитета. А так как другого пути защиты государственности на данный момент уже в принципе не существует, то будет считаться, что президент не собирается выполнять свой конституционный долг. При подобном кризисе власти нам придется обратиться к народу с призывом объявления импичмента президенту республики и проведения внеочередных выборов.

"Хартия-2001" принята на Форуме, в работе которого участвовали представители и руководители нижеследующих организаций:
ВТОЦ, Милли Меджлис, СТМ "Азатлык", Ассамблея народов Поволжья и Урала, Общественно-политическое движение "Идель-Урал", Всетатарская ассоциация "Магариф", Союз писателей Татарстана, Организация "Милли Юрт", Фонд беженцев и вынужденных переселенцев, Фонд защиты прав и свобод человека и гражданина, Фонд им. М.Султан-Галиева.

Р.Ф.Ягъфаров,
Г.Г.Муртазин,
Р.Ф.Мухамметдинов,
сопредседатели Форума.

14 июня 2001 г., г.Казань.

Chef-d'oevre № 3

Россию разоряет мировое правительство?

Россия самая богатая мировая держава, народ которой влачит нищенское существование. В чем причина такого парадокса?

Одна из причин (может быть, главная) развала экономики страны в том, что процесс этот тонко срежиссирован так называемым Мировым правительством или Мировой закулисой. Группа олигархов планетарного масштаба с мешками денег, объединившись, правят бал на мировой сцене. Эта компания богачей отвела России роль сырьевого придатка Запада и мировой ядерной свалки. Для осуществления своих замыслов они бесцеремонно покупают с потрохами ведущих политиков, руководителей крупных предприятий. Они могут приручить президента и парламент страны.

Осмелюсь высказать две версии.
Ельцин принимал решения, разрушительные для страны. В чем причина? Алкогольная и старческая деградация личности? А может, он губил Россию небескорыстно под чью-то диктовку? Для народа Борюшка был никудышным правителем, а для мировой закулисы он, похоже, был свой в доску. Может, его купили?

Вторая версия. По социологическим опросам, россияне выступают решительно против превращения России в мировую радиоактивную помойку, а вот депутаты Госдумы эту инициативу поддерживают. Причем, таких депутатов, сколько необходимо для принятия решения. Может, их купили? Повторю, это версии.

Мировое правительство - не абстрактное понятие. известны конкретные имена и организации, его составляющие. Это Бельдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия, Совет по международным отношениям. Долгое время главой всех трех организаций был Дэвмид Рокфеллер. В России филиалами мирового вредительства являются клубы "Магистериум" и "Большая Европа".

Рыжий энергетик Толик является членом Бельдербергского клуба, а бывший львовский боксер, а ныне руководитель известной фруктовой партии - член Трехсторонней комиссии.

Григорий Алексеевич очень пафосно и патриотично выступает с трибуны, чем подкупает электорат. Но когда дело доходит до голосование, то "Яблоко" не поддержало законопроект, предусматривающий территориальную целостность России!

Вот уже третий срок сидит в Думе политическая дива Хакамада, которая публично выступает за безвозмездную передачу Японских островов одноименной стране. Мне понятна позиция японки Ирины Мацуовны. Мне непонятно, почему она заседает в российском парламенте, а не в японском.

Похоже. что Госдума больше служит Мировой закулисе, чем избравшему ее народу. Посмотрите, кто в ней сидит! Тьфу!
Придет время, и лох-избиратель пойдет голосовать. Надо бы познакомить его с азбукой избирательных технологий и доходчиво объяснить, кто есть ху, чтобы опять, как всегда, не обвели его вокруг пальца. Среди разношерстной публики, рвущейся к власти, обязательно будут кандидаты-борцы, готовые верой и правдой служить Отечеству, которые будут решительно сдирать маски с продажных политиков-предателей. Будут, будут такие личности. Именно на таких и надо будет делать ставку простому избирателю, чтобы потом не было мучительно… бедно.

Сергей Молнин,
газета "Новая вечерка" ( №25, 21 июня 2001 года).

Примечание. Публикаторы этого роскошного текста знают, что отчество И. Хакамады - Муцуовна, что клуб называется Бильдербергским, что "дело доходит до голосования", а не "до голосование". Знают они и то, что никаких Японских островов "одноименной стране" передавать, да еще безвозмездно, не надо - Япония и без того расположена именно на Японских островах. Мы сознательно не изменили ни буквы в тексте автора, имеющего хотя и медицинское, но все же высшее образование и бывшего однажды депутатом Казанского горсовета.

Chef-d'oevre № 4

Уживутся ли барс с двуглавым орлом?

Завтра Сергей Кириенко с тяжелым сердцем вручит в Казани 50 паспортов нового образца. Скандальная эпопея с новым российским паспортом длится с 1997 года. Татарстан и Башкортостан не устроило отсутствие в документах графы "национальность" и записей на национальных языках. В новом документе не было также никаких ссылок на государственность республик.

После четырех лет противостояния (во время которого выдача паспортов у нас была приостановлена, выдавали паспорта советского образца), после смены пяти российских премьеров и одного президента РФ компромисс, якобы, найден. Республики, по мнению Москвы, должны удовлетвориться вкладышем, где на национальном языке будет выведено ФИО, дата и место рождения гражданина. Однако очевидно, что в данном случае мы имеем дело с псевдокомпромиссом. Вкладыш не пронумерован и, по сути, не обязателен. Хочешь, получай, хочешь нет. Говорят, что придется даже писать специальное заявление с просьбой о получении такого вкладыша. Естественно, многие проигнорируют всю эту канитель.

Из всей паспортной истории можно сделать один грустный вывод: Москва, увы, не чует под собой страны, не хочет считаться с национальными интересами и культурными особенностями ее граждан, не признает даже собственной Конституции, где записано, что республики - это государства. Выдача новых паспортов, которая состоится завтра в Казани, по большому счету, станет демонстрацией незрелости сегодняшней политической элиты России. Она пока не способна учитывать разнородные интересы и находить реальные компромиссы, и даже в политике надеется только на силовые решения. Как говорится, будем мочить в сортире.

Власти Татарстана уступили грубейшему нажиму федерального центра, но только поверхностные люди могут говорить об очередной победе Москвы над Казанью. Победа эта (победа над своими же гражданами и над здравым смыслом), как говорили древние, будет пирровой.

Мудрый барс всегда уживется с надменным орлом. Только последнему нужно помнить, что не надо пытаться клевать своим друзьям глаза.

Рашид Галямов,
газета "Восточный экспресс" (№ 22, 8-14 июня 2001 года).

Chef-d'oevre № 5

Что евреям можно, татарам нельзя

- Так вы сделаете это? - тихо спросила Маргарита.
- Ни в коем случае, - ответил Воланд, - дело в том, дорогая королева, что тут произошла маленькая путаница. Каждое ведомство должно заниматься своими делами.
Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше,
чем полагают некоторые, не очень зоркие люди...
- Да, уж гораздо больше, - не утерпел и вставил кот, видимо гордящийся этими возможностями.
Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита"


Муфтий Гусман Исхаков обращается к Папе Римскому с просьбой вернуть икону Божьей Матери из Ватикана в Казань. Мусульманский мир не понял такого пассажа, как, впрочем и общество в целом. Исхаков сразу исчез на полмесяца в Эмираты, не оставив координат. Духовенство делало эмоциональные заявления, но опровергнуть или подтвердить факт послания к Папе не могли даже ближайшие соратники хазрата. Можно понять, когда с такими воззваниями обращаются светские власти, но уму непостижимо, как это может исходить от духовного лица другой религии. Это будет таким же странным, если к примеру, владыка Анастасий обратится с властям Пакистана с просьбой прислать одну из древних книг Корана, пусть даже если она в свое время была издана в Казани.

Дабы читатель не заподозрил автора этих строк в фундаментализме, скажу что он в одинаковой степени неравнодушен как к проблемам мусульман, так и язычников и христиан. Просто речь идет о том, чтобы не совать нос не в свое дело. Вернется или не вернется икона в Казань, мне как-то все равно.Главное, наверное, в том, что она существует. Но все равно, если бы ее уничтожили, похитили или выставили на аукцион. А так как этого не произошло и не произойдет, то меня больше удручает потеря статуй Будды в Афганистане.

Бывая в разных поселениях, я посещаю мечети, и с неменьшим любопытством католические костелы, а также и христианские соборы. Национальная принадлежность интерес не перебарывает. Совершенно равно отношусь к другим расам. Правда, признаюсь, к чувашам и евреям все-таки с определенной доле иронии, но и это не мешало в свое время ухаживать за сдобными представительницами и этих национальностей.

Совсем никак чувство иронии не проявляется и сегодня, более того, думаю, если бы я жил в Чувашии или Еврейской области, то всячески поддерживал бы возрождение коренных народов. А это идет ох как непросто, они еще не могут очухаться после эпохи инкубаторского единого советского народа, когда позорно было говорить на любом языке, кроме великого и могучего. А в условиях рассеянности этнических групп, приобщение их к своей культуре становится невозможным.

Прекрасный образец выживания разработали те же евреи, собирая всех своих со всей планеты в одно местечко Израиль. Но что можно евреям, нельзя татарам. Представьте себе, если Татарстан бросит клич диаспоре перебираться на родину, предоставляя эмигрантам ссуды, работу, квартиры. Представляю, какое начнется визжание. Этот ор будет похлеще того, который поднялся по поводу смены алфавита. А казалось бы, чего так волноваться - не им же читать на татарском. Но истерия принесла результаты: струхнули даже вдохновители идеи, объявив реформу экспериментом.
Хазрат просит Ватикан прислать икону. Боюсь, что это уже диагноз.

Аяз Хасанов, заместитель директора ИА "Татар-информ",
газета "Доживем до понедельника" №1 (14.01.2002)


Chef-d'oevre № 6

Татарстан приводит законодательство в соответствие с конституцией России,
за которую он не голосовал


22 января наступит день "икс" для Татарстана. В этот день будет объявлен вердикт Конституционного суда России, который долго не мог принять решение по причине явно политического характера. Политическая подоплека настолько выпирает, что ее не заметит лишь слепец. Суд у нас далеко не новорожденный, да и прокуратура образовалась не сегодня. Суд такого громкого прозвища нацепил мантии и колпаки еще при царствовании бывшего секретаря свердловского обкома, а прокуратура обмыла почти трехсотлетнюю дату. Ларчик же открывается просто.

Сменился царек, и органы правосудия, независимые (!) от государства легли, выразимся аккуратно, под конкретное лицо.
Эти, повторимся, независимые от государства органы, сорвались указывать на все, что не соответствует, по мнению этого личика, главному уложению всех местных правил. Главное уложение, если кто-то подзабыл, в свое время тоже составлялось под конкретное лицо, но это наследие оказалось более чем удобно для любого последующего секретаря. А чтобы из секретарей или какого другого органа пересесть в президенты, достаточно двух каналов телевидения, а также умения лихо взбираться за штурвал самолета, лодки, грузовика, мопеда.

Сейчас уже, правда, не требуется садиться до следующей предвыборной кампании. Достаточно лишь встать на горные лыжи, чтобы все губернаторы враз, зашвырнув уже не модные теннисные ракетки, проторили лыжню даже в южных областях среди вечно цветущих тюльпанов. Ожиревшие от заботы о населении, страдающие астмой и остеохондрозом, слуги народа насилуют себя, но делают вид, что обожают спуски с горочки.

Вопрос, на который ответа нет: с чего бы это закон республики приводить в соответствие с тем уложением, за которое население НЕ ГОЛОСОВАЛО?! Ну не голосовал Татарстан, хоть лопни, за Конституцию России! А ранее не подписал Федеративный договор, провел референдум с конкретными результатами, подписал договор с Россией.

И все это досталось ой как не просто - чуть ли не через угрозы пролития рек крови. Вспомните только, какого накала достигла обстановка в канун референдума. Ведь рыгала не только партия Травкина, которому так и не дала Дарья Асламова. Но не только убогие ДПРовцы делали погоду. Размеры ресурсов, как финансовых, так и гебешных, долго еще останутся в тайне.

Так что, все это не считается? А что дремали судьи и прокуроры десять лет? Я понимаю, царь другой был, но вроде и ему в перерыве между рюмками можно было как-то определиться. Или нынешнего не слушать, а заняться своими прямыми обязанностями. Будут или не будут в марте объявлены выборы в парламент Татарстана - не так уж и значимо. Госсовет в части своей будет профессиональным лишь символически.

Или кто-то сомневается, что, к примеру, Сапоговский откажется от своих казино, магазинов, ресторанов и будет в поте лица писать законы? Это все равно, что думать - Семин, как бы ушедший из фирмы "Образование" заведовать комитетом по банкротству, не приумножает состояние "Образования".

Аяз Хасанов, заместитель директора ИА "Татар-информ",
газета "Доживем до понедельника" №2 (21.01.2002)

Chef-d'oevre № 7

Кто ты, татарин?

На душе неспокойно.
Татарам присуще одно дрянное качество: разделясь на группы, поедом есть друг друга. Об этом писали многие. И я, наблюдая перипетии человеческих судеб, задаю себе вопрос: почему так? Судьба татар и так не очень легка. Зачем выдвигать дополнительные трудности?

Не только в Казани, в любом городе, районе, деревне, где проживают татары, как и в любом самом насущном вопросе идёт мелкая возня. Поедешь в Москву, встречи с татарами тоже не радуют: один другого поливает грязью, постоянно заняты низвержением кого-то с каких-то постов, надеются, что и ты это одобришь. А что же одобрять? Непонятно. Личные ли амбиции, мелкие ли, кухне присущие проблемы? И в других городах России, и стран СНГ, точно так же многие, выступая против своих соотечественников, пишут слёзные письма. Мелкие амбиции становятся выше народной судьбы. Для борьбы татар друг против друга тратиться столько много сил, а ведь противостояние "тех" исходит лишь от того, что они из другой организации или другого института, с другой улицы или из другого дома. Кого же имеет ввиду татарин, говоря "наш человек"?

Журнал "Мирас" начал спор с Мирфатыхом Закиевым, растянув его на долгие годы, водил его по судам. Символическая картина. Мы из поколения в поколение переносим не только наше культурное наследие, но и свару, а свара, как известно, деяние сатаны.
В Конституционный суд РФ жалобу с обвинениями Конституции Татарстана не кто-то откуда-то написал, а проживающий у нас наш татарин - Марсель Салямов из Азнакаевского района. Он судился со своей республикой и со своим народом. Стыдно, что он татарин, стыдно, что он из одного с моей мамой района. Амбиции были удовлетворены. Каждый остался верен своей правде. А сколько было потрачено времени. Сколько сил ушло зря.

Откуда у татар такое качество? Мне кажется, что я нашёл ответ на этот вопрос. От рабской психологии ущербности. На протяжении многих веков татарами руководили, разделяя их, науськивая друг на друга. В таких условиях перестаёшь верить в свои силы.

Это, наверное, можно объяснить и по-другому? В своё время Столыпин предложил сделать отдельным народом каждую этническую группу татар, имеющую свой литературный язык, намереваясь тем самым уничтожить нацию. Большевики эту политику успешно продолжили. На карте появились узбеки, киргизы. В спешном порядке придумались башкирский язык и другие национальные атрибуты. В качестве визитной карточки башкир появился своеобразный танец, его танцуют парни в шапках с лисьими хвостами. Этот танец придумал и воплотил на сцене Файзи Гаскаров, который в 60-е годы переехал в Уфу, так как не смог получить квартиру в Казани. Этот танец - сценическое построение. Также был создан и народ, только для другой сцены - сцены политической.

Большевики широко развернули свою деятельность. Кавказские татары стали не только азербайджанцами, но и кумыками, балкарами, карачаевцами. А ногайцы, выдающейся представительницей которых была казанская ханша Сююмбика, превратились в самостоятельный народ. А её муж Сафагирей стал представителем совсем другого народа - крымских татар. Тогда что же они делали в Казани? Как же татары терпели, что на казанском троне сидели пришельцы? На этот вопрос ответ очень простой: на самом деле все они - один народ, возникший в период Золотой Орды.

Татары жили на разных территориях - в Казани, Астрахани, Сибири, Касимове, Крыме, на Мишарской земле, Ногайской, Башкирской и других территориях, поэтому и назывались по-разному: казанские, астраханские, сибирские татары, мишаре, крымские татары, ногайцы, башкиры. Русских, проживающих в Сибири, называют "сибиряками", но никому и в голову не приходит называть их "сибирскими русскими". Если этнографы и политики немного постараются, народ можно так запутать, что он скажет "Мы - не русские, мы - сибиряки". Им подберут национальную сибирскую одежду, танцы, отдельный говор - вот и готова ещё одна нация. В основе национальной политики всегда крылся обман.

Сейчас по постановлению Правительства РФ нагайбаки считаются отдельной малой народностью. Правда, они разговаривают пока по-татарски. Вот уже несколько лет искусственно создают сибирских татар и их отдельный язык, в этом активно помогают и наши учёные. Политики придумали и отдельный народ "кряшен". Их защищает не только Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук, но и Государственная Дума, и Приволжский Федеральный округ, и даже сам Патриарх. Кряшены говорят не на кряшенском языке, а на татарском, поют не кряшенские песни, а татарские, танцуют татарские танцы. Хотя ясно как день, что кряшены - всего лишь татары, исповедующие православную религию, обосновать это будет теперь нелегко. На самом же деле, кряшены - коренные татары.
Как раз именно у кряшен сохранены исконные татарские традиции. А ведь некоторые уже поверили в то, что кряшены могут стать отдельным этносом.

Народ, не имеющий ясной и осмысленной цели, может воспринять любой абсурд. Столыпинская политика торжествует. Не то ещё будет, дойдёт очередь до типтяр, мишар, астраханских татар. Найдутся активисты по созданию на заказ новых народов. В списке наций, подготовленном для переписи населения 2002 года, кроме татар отдельно названы мишаре и казанские татары. Теперь проживающие в Казани, но имеющие в своём роде мишар, должны очень хорошо подумать прежде, чем определить - кто они: татары, казанские татары или мишаре?
Институт Этнологии и Антропологии как хочет, так и обманывает народы, а татары молча терпят, а некоторые даже активно это приветствуют. Скоро мензелинских татар отделят от арских. Выяснится, что каждый имеет свой язык, свою графику, свою литературу, своих героев.
Куда тратится народная сила, наглядно показывает продолжающийся долгие годы фарс, придуманный "булгаристами". Они долго пытались выделить "булгар" в самостоятельную нацию. Хотели через суды добиться того, чтобы в паспортах записывалось "булгар", и очень этим гордились. Теперь в новых паспортах России графа "национальность" вообще упразднена. Приравненные к смыслу жизни деяния "булгаристов" оказались ненужными. "Булгаристы" выполнили чей-то заказ, и теперь они никому, кроме татар, не нужны.
Кряшен, сибирских татар и башкир ждёт такая же участь. Они лишь краплёная карта в большой политической игре. И не нужны никому, кроме татар. Рабам на роду написано пожрать друг друга на хозяйской кухне.

Дело не только в Столыпине, большевиках, политике федерального центра. Долгие годы наши самые видные учёные занимались поисками диалектов татарского языка, гордились тем, что постигли самые тонкие особенности культуры. Они нашли различия не только мишар, сибирских и астраханских татар, но и пермских, заказанских, чистопольских, сергачских, азнакаевских и других татар. Занимаясь разведением диалектов, совсем забыли о единстве нации. Учёных можно понять: защита диссертаций - тоже важная вещь. Но ведь к их мнению прислушивается народ. Им верят. Должна же быть и мера ответственности за свои слова и действия.
Крупные группы учёных проверили варианты эпоса "Идегей" и издали его казахский, ногайский, башкирский, татарский и другие варианты. А ведь и автор - один, и язык - один, и сам эпос - один. Если задумываться глубже, и народ - один.

Для того, чтобы объяснить одному учёному суть вопроса, я привёл пример, связанный с творчеством моего отца - Сибгата Хакима. Написанная им в годы войны песня "Грусть" стала народной. Фольклористы в различных районах нашли 34 варианта этой песни. Произошёл даже один забавный случай. На одном застолье отец слушает, как поют его песню. Среди гостей возник спор. Один обвиняет другого в искажении слов, второй защищает свой вариант. Они даже забыли, что за столом находится улыбающийся автор этой песни. Может, и автор "Идегея" созерцает сверху всё происходящее? Но улыбается ли он при этом? И глядя на усилия наших учёных, наверное, ноет у него душа. Надо было бы распространить этот единственный вариант "Идегея", но…

Когда в предверии переписи населения 2002 года московские демографы стали делить татар, стало понятно, что не только учёные, но и наши общественные организации не действовали для единения татарского народа. Что же они делали? С большим шумом прошли Всемирные Конгрессы татар. Затем прошли многочисленные встречи, концерты, собрания и десять лет жизни пролетели незаметно. А чего добились?
Нагайбаки от нас отделились, кряшены и сибирские татары заявили о том, что они самостоятельный народ, татаро-башкирские отношения окончательно запутались. Вдобавок не только Государственная Дума, но и некоторые татары, защищавшие на Втором Конгрессе переход на латинскую графику, выступили против.

Национально-культурные автономии существуют только на бумаге. Они не смогли стать в жизни народа ни политическим, ни экономическим, ни культурным факторами. Несмотря на широкие возможности этой организации, результаты деятельности очень низки, во всяком случае ясно, что в федеральном масштабе результат вообще отсутствует.

Неужели современные татары не способны на большее, чем Сабантуй? Где наши бизнесмены? Многие из татар умеют делать деньги и любят рассуждать о татарской истории и культуре. У многих даже есть своё разумение по этому поводу. В то же время культурные центры бедствуют и ждут помощи от Татарстана. До революции система образования татар существовала полностью на деньги бизнесменов. С их помощью появились мощные культурные центры не только в Казани, но и в Уфе, Оренбурге, Троицке, Санкт-Петербурге и других городах.
Сегодняшние татарские бизнесмены прежде, чем выделить деньги на образование, предпочитают поменять свой старый "Мерседес" на новый. Сегодня уже нет братьев Рамиевых, на деньги которых издавались лучший татарский журнал "Шура" и лучшая татарская газета "Время". Наш татарский меценат может, не жалея денег, провести большое застолье. Или может дать деньги на строительство мечети. Но только в крайнем случае, с большой неохотой, может помочь издать книгу.
До революции были чёрные и белые бизнесмены. Белые делились с народом, чёрные жили, пуская деньги на ветер. А сегодня уже нет известных на весь татарский мир бизнесменов.

Что же сотворили наши имамы и наши муфтии? Они построили много мечетей. И вместо того, чтобы стать духовными наставниками, заботящимися о единстве мусульман, стали хорошими прорабами. Из их среды редко кто вспоминает Курсави, Марджани, Мусу Бигиева, а уж тех, кто читал этих видных теологов, и того меньше. Многие муфтии переругались друг с другом, деля махалли, выказывая свою злобу, стали посмешищем на всю страну. Позор!
Для Талгата Таджутдина Казань - колыбель жизни. Он родился, вырос и учился в нашем городе. А сейчас для него Казань - гнездо ваххабизма. А ведь в Казани не может быть никакого ваххабизма, не может он и проникнуть откуда-то ни было. Таджутдин-хазрат об этом знает лучше других. Потому что культурные традиции татарского народа совсем иные.
Наши знаменитые теологи создали все условия для противостояния любым фундаминталистам. Можно понять стремление Таджутдина стать единственным муфтием во всей России, только где духовная гордость, присущая большому лидеру? Пройдёт время, и когда сойдёт на нет суть выполненного заказа, Талгат Таджутдин вернётся в эту вот Казань, потому что кроме татар он никому не нужен. А татары его простят, как и Заки Валиди.

А что делают наши писатели, поэты, философы? Всю боль татарского народа за своё будущее, все идеи я воспринимал с детства через приближённость к писателям. Видя, как уходят из жизни видные мастера, становится тревожно на душе.
Союз писателей быстро растёт. Один за другим приходят новые члены, только роль писателя падает. В советское время, когда татарская общественная мысль преследовалась, писатели не сломались, не согнулись. Они сохранили татарскую культуру, язык и традиции. В этом - их великое служение народу. В какой же степени вдохновляют народ, чем могут похвастаться современные писатели сегодня? Вспоминая прошлое… Татарская печать… Если хорошенько приглядеться, то там нечего читать. Татарское телевидение… Там нечего смотреть.

Когда-то татары были великим народом, управляли Болгарским государством, Золотой Ордой, Казанским и другими ханствами. Мы сегодня не можем управлять даже собой. Мы должны осознать свое место в России, в тюркском и исламском мире, должны обозначить свое отношение к Европе и мировой культуре. Нацию объединяют только такие высшие цели, только осознание великих целей уводит от мелочных распрей.

Видимо заботы связанные с переписью населения в этом году, и нужны были для того, чтобы высветить все наши недостатки. Когда-то давно один из советников Бориса Ельцина сказал мне: "При очередной переписи вы потеряете многих татар". Он не говорил это наугад, и Москва свои задачи пока очень хорошо выполняет. Для татар - отличный урок. Возможно, лучше поймут необходимость, наконец, объединить свои силы и мысль.

Из истории известно: татары всегда отличались широтой охвата в своих социальных проектах. Татарская мысль не любит проникать слишком глубоко, она опирается на общую картину. Если сказать образно, татарин не признает микроскопа, чаще применяет телескоп. Может поэтому среди татарских ученых чаще встречаются исследователи космических широт: Роальд Сагдеев, Рашит Сюнаев, Альберт Галеев - ученые, чьи имена известны всему миру.

Татары в периоды, когда не пожирают друг друга, cпособны выступать с передовыми великолепными идеями. Временами татары любят винить во всем русских и Российскую империю. Удобный метод оправдаться. Конечно, есть имперские традиции, мешающие татарам, даже самим русcким стать передовым народом. Путин ошибся, дав возможность возродиться имперскому духу. Россия не успела встать прямо на путь демократии и федерализма - перед нами уже замаячили тени прошедших времен. Необходимо всеми силами противостоять возрождению империи.

Татары, баз сомнения, должны встать на сторону свободы, демократии и федерализма. Вспомните, в какие периоды наш народ переживал пору наивысшего подъема? Первая волна подъема началась после революции 1905 года, когда возникли демократические свободы. В ту пору издавалось множество газет, журналов, открывались издательства, создавались партии. Образовался мощный слой татарских бизнесменов.
Очередной социальный подъем имел место после революции 1917 года и создания Татарской республики. У нас появляются высшие учебные заведения, татарский язык превращается почти в государственный, открываются новые театры, рождается оперное искусство, симфоническая музыка и др.
Третья волна приходится на период перестройки. За десять лет республика отрешившись от неизвестности, сделала исторический рывок в новый мир. Авторитет татар и республики сильно вырос. Авторитарность всегда действовала против нашего народа, довела его до грани - быть или не быть. Для татар выигрышна демократия!!! Она дает возможность в полной мере использовать нашу социальную активность и высшее образование.

Россия сегодня не знает в какую сторону идти. Она мечется между Востоком и Западом, между демократией и империей. Россия остановилась на перекрестке эпох. Такие умные головы из русских, как Солженицын, совершенно запутав российское общество, направили его на ошибочный путь.
Десять лет назад всё в России было передано в ведение олигархов. И олигархов не интересует судьба страны. Сегодня интеллектуальная и политическая элита плохо представляет положение России. Она озабочена личными, в лучшем случае, московскими интересами. Русских не надо ругать.
Великая русская культура переживает глубокий кризис. Она теряет своё влияние не только в мире, но и в странах СНГ, даже в своём государстве, потому что ее вытесняет дешёвая западная масскультура. Перед русскими стоят такие же проблемы как и перед татарами - как-нибудь выжить. Только они сами ещё не понимают этого до конца, до сих пор ещё утешают своё самолюбие воспоминанием о великом прошлом и иллюзиями сегодняшнего дня.

В начале 20 века видные татарские идеологи направили внимание татарского народа на европейскую образованность, в том числе, на русскую культуру. Тукай писал, следуя Пушкину. Он, беря пример с Пушкина, создал национальную поэзию.
Сегодня татары должны учиться у Европы. Все новые идеи и технологии возникают там. Мы не можем ждать, пока русские найдут свой путь. В условиях общей неизвестности, без всякого сомнения, необходимо полностью ориентироваться на Европу.

Необходимо взять на себя часть ответственности за представление общественных ценностей в стране.
Тукай мечтал видеть татар среди самых передовых народов мира. Для того, чтобы быть в числе передовых, надо подняться на их уровень.

Положение испанской Каталонии весьма схоже с положением Татарстана в России. Проживающие в отдельных странах каталонцы напоминают рассыпанных по Земному шару татар. Каталонцы - народ с древней традицией, мощной культурой, стремящийся встать на один уровень с другими нациями мира. Они стараются достичь этого не ругая испанцев, а путем активной деятельности в Европе. Их столица, Барселона, будучи городом-инициатором проведения международных форумов, всегда в центре внимания. Вот с таких народов надо брать пример.

Для того чтобы стать сильной нацией, необходимо ставить перед собой большие задачи, могущие привлечь внимание других народов и стран. В мире идет жестокая конкуренция между национальными культурами. Эта конкуренция не оставляет никаких перспектив другим нациям, обессиленных внутренними распрями. Уяснение этой простой истины рождает чувство искренней ответственности за судьбу своего народа. Всегда надо иметь ввиду: мы, татары - один народ. Как говорит Дерменд:

От татарства татарин откажется ли когда,
Человек собственное имя отвергнет ли?
От татарства татарина сын - татарин я,
Не говори, что не татарин - голову тебе разобью!

Кто ты, татарин? Задумайся! К своей душе прислушайся и дай ответ. Несчастной земли, несчастный ли гражданин ты, что стыдишься своих корней и прячешься за именами булгар, кряшен, мишар, нугайбеков, башкир? Или же ты наследник великих традиций, уверенный в возрождении своего народа?
Кто ты? Манкурт ли, стыдящийся коварных вымыслов о татаро-монгольском иге или поколение, гордящееся прошлым эпохи тюркской славы?


Татарин, ты забыл свое место в семье тюркских народов, поэтому-то не можешь найти свое определение в этом мире. Ты плетешься в хвосте чьих-то традиций, не можешь, отрешившись от них, заставить себя сам выйти на уровень мировых достижений. Если бросишь взгляд на прошлое свое - увидишь свое будущее.

Татарин, на одно мгновение остановись и отрешись от злого и ненавистного взгляда на своего родного соплеменника, не таи на него обиду. Прекрати междуусобные ссоры.
Твоя задача - быть сильным, это значит сохранить единство народа. Более того, ты обязан сплотить вокруг себя тюркские и другие народы, потому что когда в стране происходит сумятица, кто-то должен взять на себя ответственность за общее будущее.

Мы должны быть образованными, богатыми, умными, чуткими, терпимыми друг к другу и другим народам. Мы должны, создав крепкое кольцо обороны, так объединиться вокруг Татарстана, чтобы не один политический технолог не помешал нашей суверенности. То, что мы должны свершить, вершины, которые нам надо покорить, - неисчислимы.
О них прочитаете в других статьях.

Рафаиль Хакимов,
государственный советник
при президенте Республики Татарстан,
директор Института истории РТ
.
Газета "Татарстан яшьлерэ" ("Молодежь Татарстана"), 18 апреля 2002 года.

(Перевод с татарского).

 


Продолжение следует...


 




Тартария_4


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: