Комсомольское православие
"Комсомольская правда"-толстушка за 6-11 сентября. Рубрика "Православный календарь". Под этой рубрикой изделие Людмилы Корниенко "11 сентября - скорбный праздник". Речь идет о церковном празднике Усекновения главы Иоанна Крестителя. Вот что пишет товарищ Людмила: "По библейским преданиям незадолго до рождения Спасителя Иоанн предсказал Его явление миру, а через несколько лет покрестил Иисуса в реке Иордан (из-за чего его и стали называть Крестителем) <...> В этот день православные отмечают Усекновение главы Иоанна Крестителя - один из великих церковных праздников (остальные относятся к двунадесятым)".
Когда-то были модны кампании по призыву комсомольцев то на флот, то в авиацию, то на целину. Теперь впору выдвигать лозунг "Комсомолец - к Евангелию!". Смотришь, тогда бы у "Комсомольской правды" появился бы хоть какой-то кадровый резерв, и можно было бы бросить на "Православный календарь" комсомолку, хотя бы раз в жизни читавшую Евангелие.

А то, что
Людмила Корниенко его не читала, это, как сейчас говорят, сто пудов.
Если бы читала, то знала бы, что Иоанн Креститель был старше Иисуса всего на полгода и никак не мог, только появившись на свет, предсказать явление миру Спасителя - об этом он возвестил тридцать три года спустя, в правление императора Тиберия. Именно тогда "...был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И проходил он по всей окрестной земле Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов..." (Лк:3, 2-3). И чуть ниже читаем: " Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идеи Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (там же, стих 16).Архангел Гавриил совершенно определенно разъяснил Марии: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое Слово" (Лк:1, 35-37).
Напомню. что Елисавета - мать Иоанна. Что же до праздников "великих" и "двунадесятых", то великие праздники суть Пасха и двенадцать (двунадесять) других главных православных праздников. Праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя к великим праздникам, при всей его значительности, к великим праздникам церковью не отнесен.

Странно: первыми был Якуня и Мурза, а памятник - Александрову
Не так давно Анастасия Герасимова из "Времени и денег" называла КАПО им.Горбунова первенцем авиастроения. Мне пришлось поправить журналистку из газеты деловых кругов - сотни самолетов были выпущены в России еще до революции. Снова "ВиД" и снова Анастасия Герасимова. Речь шла о посещении М.Шаймиевым "Красного Востока". "Экскурсия" завершилась открытием памятника основателю пивоварения в республике - купцу Ивану Александрову" - читаем в материале А.Герасимовой.
Могут сказать, что первым пивоваром Казани Александрова назвали не только во "Времени и деньгах", а во всех местных СМИ. Но то, что может позволить себе, к примеру, "Эфир", не должно позволять издание "деловых кругов" - деловые круги обычно не любят когда им преподносят что-то вроде развесистой клюквы.
А теперь о тех, кто на самом деле были первыми. В 1932 году были опубликованы писцовые книги города Казани 1565-1568 гг., с тех пор бесконечно цитируемые. Процитируем и мы.
Страница 13: "Да на Булаке ж от верхние бани к устью Булацкому три поварни по Булаку оброчные, а варят в них пива всякие казанские люди, а дают с чети по четыре деньги".
Первыми пивоварами в Казани были Третьяков, Якуня Данилов, Олешка Норохов, Нечай. А тем, кто говорит об изначальном отвращении татар к алкоголю, назову имя татарского пивовара XVI века - звали его Мурза, а пиво свое варил он за Булаком. Мало того, в Казани того времени не только варили пиво, но была даже улица Пивоваренная (её звали еще Пивоварской). Было в Казани тех лет и товарное, то есть на продажу, приготовление солода - этим промыслом занимались Костя Шахнов, некий Богданка, Максимка Яковлев, Милой Иванов и бесфамильный Микитка.
В более близкие к нам времена, в конце 1850-х - начале 1860-х годов в Казани было 4 пивоваренных завода - 3 принадлежали акцизно-откупному комиссионерству и один частному лицу. Задолго до Ивана Александрова, с 1866 года работал в Казани завод Петцольда. Часть производственных мощностей Петцольд продал наследникам И. Александрова. Снова цитата. "Казанскiй Телеграфъ", 4 января 1897 года. "Открытие завода. Перед праздниками (6 января - Благовещение - Д.Б.) пивной завод "Т.Д. Наследников Александровых", бывший "Петцольд и Ко" будет пущен в ход. Покупка зданий и капитальный ремонт обошлись Торговому дому до 100 тысяч рублей. На заводе нашли заработок до 100 человек".
Заводы Петцольда и Александрова работали в Казани параллельно до начала первой мировой войны. После введения "сухого закона" они стали продавать т.наз. "солодовый напиток" - нечто вроде безалкогольного пива, а после революции были объединены в одно предприятие под названием "Красный Восток". И если вести родословную "Красного Востока", то в начале её будет не Александров, а Петцольд.
А в утешение "Красному Востоку" добавим, что одна из казанских пивоварен в первом десятилетии после покорения Казани находилась почти на том самом месте, где сейчас находится пивбар "Раки", столь дорогой сердцу гендиректора Хайруллина.

"Республика Татарстан": лесоповал с тачкой
Несколько лет назад "Время и деньги" день 60-летия М.Шаймиева, на первой полосе поместили коллаж: у Медного всадника вместо головы Петра Великого была голова Минтимера Шаймиева. Прошло несколько лет. Перед нами первая полоса, но уже другой газеты - "Республики Татарстан" за прошлую субботу. На ней отчет Василия Шевчука из "Татар-информа" о поездке в Челябинск. У отчета изумительный заголовок - "Гость в дом - Бог в дом". Кто гость, мы знали еще в пятницу из других газет: Минтимер Шарипович. Из "Республики Татарстан" мы узнали, кто бог. "Время и деньги" отдыхают. А вообще-то с пословицами надо бы поосторожней: после гостя и бога, тут же вспоминается "Вот бог, а вот порог", - журналист должен просчитывать все, включая аллюзии и реминисценции. Впрочем, к казенным журналистам это не относится.
На фоне таких очевидных достижений в "РТ" есть и огорчительные просчеты. В номере за четверг находим материал Л. Карташовой "Как бунтарь Кузьма на каторгу попал". "Кузьму и его отца угнали на каторгу - валить лес под Архангельском. Кругом топи, - не убежишь. А если и убежишь, то с тачкой, прикованной к ноге", - пишет Л. Карташова. Может быть, я глуп как пень, но, во-первых, мне кажется, что человек, прикованный к тачке, мало приспособлен к лесоповалу. Тут, скорее всего, сыграл свою роль стереотип - раз каторжник, значит с тачкой - и все. А во-вторых, каторги в царское время в Архангельской губернии просто не существовало. Она появилась там сначала в английском концлагере на острове Мудьюг, а потом расцвела при Советах.

Удивил "Город" ТК "Эфир". Иллюстрируя склоку в Институте биологии КНЦ РАН, тележурналисты в подробностях, долго и нудно показывали ничего не подозревающим зрителям комнату N126 корпуса модельных установок совсем другого института - Института органической и физической химии. Соблазнились ребята телегеничностью аппаратуры из симаксовского стекла, не иначе.

14 сентября 2002 года


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: