Трудно быть настоящим индейцем

"Казанские ведомости" поместили рецензию Рабита Батуллы (Роберта Батуллина) на спектакль "Кармен" Крымско-татарского театра. Ниже приводятся выдержки из рецензии.

"БЕССМЕРТНАЯ КАРМЕН ЗАГОВОРИЛА ПО-ТАТАРСКИ"
У многих зрителей были сомнения и понятное любопытство: как истинно прозаическое произведение Проспера Мериме "Кармен", основанное на испанско-баскско-цыганском материале, будет выглядеть на татарской сцене? Можно трактовать данный спектакль как страстное стремление личности к свободе, а можно как криминальное произведение, основанное на убийствах из-за ревности. Ведь на сознание зрителя действует подтекст, заложенный в самом рассказе французского классика. Главная героиня Кармен - цыганка, которую оскорбляют, отвергают женщины-испанки и провоцируют на преступление. Она одна противостоит озлобленным на нее женщинам, берется за нож, которым режут табак, и ранит оскорбительницу. Другой главный герой - Хосе, тоже является представителем национального меньшинства - он баск.

И Хосе убивает своего соперника - мужа Кармен, при самозащите. И герой, и героиня преследуемы официальными властями, оба обречены на гибель. В мировой литературе немало произведений, написанных с большим сочувствием к представителям национальных меньшинств. Герой жюльверновского романа капитан Немо является последним представителем полностью истребленного европейцами индейского народа".

Комментарий Льва ЖАРЖЕВСКОГО
Как-то Рабит Батулла в "Звезде Поволжья" самозабвенно перечислял свои заслуги: изданные тома сочинений, преподавательскую деятельность в Казани, чтение лекций в Финляндии und so weiter und so fern. Судя по рецензии, лекции Рабита Батуллы должны были пользоваться успехом - кто же откажет себе в удовольствии посмеяться?

"Вот что произошло на сигарной фабрике на самом деле <...>. Вахмистр велел мне взять двух людей и пойти посмотреть, в чем дело. Я беру людей и иду наверх. И вот, сеньор, входя в палату, я вижу, прежде всего триста женщин в одних рубашках или вроде того, и все они кричат, вопят, машут руками и подымают такой содом, что не расслышать и грома божьего. В стороне лежала одна, задрав копыта, вся в крови, с лицом, накрест исполосованным двумя взмахами ножа. Напротив раненой, вокруг которой хлопотали самые расторопные, я вижу Кармен, которую держат несколько кумушек.
Раненая кричала: "Священника! Священника! Меня убили!" Кармен молчала: она стиснула зубы и ворочала глазами как хамелеон. "В чем дело?" - спросил я. Мне стоило немало труда выяснить, что случилось, потому что все работницы говорили со мной разом. Раненая женщина, оказывается, похвасталась, будто у нее столько денег в кармане, что она может купить осла на трианском рынке. "Вот как! - заметила Кармен, у которой был острый язычок. - Так тебе мало метлы?" Та, задетая за живое, быть может потому, что чувствовала себя небезвинной по этой части, ответила, что в метлах она мало что смыслит, не имея чести быть цыганкой и крестницей сатаны, но что сеньорита Карменсита скоро познакомится с ее ослом, когда господин коррехидор повезет ее на прогулку, приставив к ней сзади двух лакеев, чтобы отгонять от нее мух. "Ну, а я, - сказала Кармен, - устрою тебе мушиный водопой на щеках и распишу их, как шахматную доску". И тут же - чик-чик! - ножом, которым она срезала сигарные кончики, она начинает чертить ей на лице андреевские кресты", - это цитата из П. Мериме.


Кто тут кого первый оскорбил? "Героиня преследуема властями" - пишет рецензент. Очевидно, надо было спросить у Кармен: "Не цыганка ли Вы, синьорита?". А услышав утвердительный ответ, извинившись, отпустить. То же надо было бы сделать и в отношении Хосе: право представителей национальных меньшинств убивать своих любовных конкурентов из числа национального большинства священно. И совершенно восхитительна дремучесть великого татарского писателя, считающего капитана Немо индейцем. Я думаю, что бесполезно убеждать читавшего лекции в Хельсинки Батуллу, что капитан Немо не индеец, а индус. И что индусов европейцы не истребляли - их численность сейчас намного превышет население всей Европы. Печально, что газета кормит своих читателей легким писательским бредом. При этом к самому Роберту Батуллину претензий нет - тут собственное величие явно превозмогает разум. Нет претензий и к редактору газеты Венере Якуповой: для редактора Батулла - авторитет из авторитетов.
Но в газете был выпускающий редактор - Александр Воронин, пишущий время от времени о журналистском ремесле, призвании журналиста и прочих вещах. Как тут не вспомнить, что призванием выпускающего редактора, помимо прочего, является недопущение откровенной чепухи в текстах номера, который он выпускает.
Но я слишком многого хочу от А. Воронина. Ведь это он пишет в своей газете:

"Взять хотя бы легендарное племя даков, завоевавшего в незапямятные времена процветавшую Элладу. Уже через пару веков даки ассимилировались в среде более развитых в культурном отношении греков, от завоевателей не осталось и следа...".

После этого пассажа я с трудом поверю в окончание Александром Ворониным курса средней школы. Окончившие ее выходят в жизнь со стойким убеждением в том, что даки никогда не завоевывали греков и не ассимилировались ими: даки знакомы нам по римской истории - они оказывали сильное сопротивление завоевателям-римлянам, но в конце концов Дакия была завоевана императором Траяном - мы учили это, по-моему, в пятом классе.
Тот же А. Воронин пишет: "Зато не знавшая поражений воинственная Римская империя...". Римская империя, конечно, была воинственной, спору нет. Но поражения она знала: в 9-м году римляне были разгромлены германцами в Тевтобургском лесу, а в 250-м персы не только разбили римлян, но и взяли в плен императора Валериана.

Глупости пишут не только в газетах существующих за счет бюджета, и невежды служат не только в штатах казенных газет - их хватает и в частных изданиях. Но при этом есть существенная разница: купив один-два раза глупое частное издание, я больше не стану его покупать, и мои деньги останутся при мне. "Казанские ведомости" же выпускаются за деньги налогоплательщиков, и выходит, что и моя копейка попадает в карман Рабита Батуллы, полагающего, что капитан Немо - индеец, и в карман плохо учившегося в школе Александра Воронина с его греками, ассимилировашими даков. Мне копеек не жалко, но уж лучше я на них куплю ливерной колбасы дворовой кошке.

20 июня 2002 года


 




Тартария_3


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: