Одним Александром меньше

Год назад мы приветствовали создание нового правительственного органа - Агентства по развитию предпринимательства, и назначение его директором известного предпринимателя Александра Сергеева (см. "Одним Александром больше. Правительству потребовался бизнесмен без вредных привычек" - "МК" в Татарстане", 16-22 января 2002). Теперь, когда г-н Сергеев ждет президентского указа о своей отставке, - а он еще в момент назначения дал понять, что не намерен работать больше года - самое время выяснить, каково бизнесмену быть во власти.

- Я воображал, будто в вашем офисе толчея, беспомощные предприниматели тянут к вам свои ручонки, а тут тишина. Многим вы за год помогли?

- Более ста.

- Это выходит человек десять в месяц или один в три дня. Негусто. Почему? То ли вас еще не знают, то ли уже знают слишком хорошо?

- Я думаю, Агентство все же востребовано. Не забывайте, что за каждым обращением - судьба бизнеса.

- Уходя в отставку, можете вы сказать о чувстве глубокого удовлетворения?

- Ну, глубокое - это будет преувеличением. Сделал много меньше, чем мог бы при иных обстоятельствах.

- Насколько меньше?

- На порядок.

- Что, сопротивление материала?

- Можно и так сказать. Наша проблема в том, что чиновник, используя ресурсы, которые ему государство поручило распределять, делает из этого свой собственный бизнес. Он заставляет играть по правилам, которые выгодны ему, но не дают развиваться предпринимательству. Мы пытались эти правила изменить.

- Изменили?

- Частично. Вот смотрите. Еще недавно в Татарстане было порядка шестидесяти аукционных центров, реализовывавших имущество, в том числе и землю. Центры в основном негосударственные. Они продавали имущество кому считали нужным и как считали нужным. Аффилированные структуры и почти полная закрытость.

- Давайте проще. Я понимаю так, что государственный служащий, отвечающий за это дело, сажал туда свою жену, детей…

- Верно. Мы предложили создать единый аукционный центр. В его наблюдательный совет включить представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, уравновесив их предпринимателями из экспертного совета. Что самое важное - публиковать результаты этих торгов и изменить регламент их проведения. И нам это удалось.

- То есть теперь доступ к этим структурам свободен?

- Да.

- При этом они остались, как вы выражаетесь, аффилированными?

- Да.

- Извините, я не улавливаю диалектики.

- Чтоб уловить диалектику, нужно иметь в виду, что вопрос имущества конечен.

- А, его когда-нибудь окончательно распродадут. И тогда уже смысла в существовании аффилированных структур не будет. Так?

- Именно. Я никогда не строил иллюзий, что можно взять и наголову переиграть бюрократию. Но этим единым аукционным центром мы ускорили процесс приватизации на два-три года. И это замечательно. Появится чисто коммерческий вторичный рынок, там уже эти финты будут невозможны.

- У Агентства было еще направление, связанное с кредитными госгарантиями. Человек делает бизнес-план, находит банк и заключает с ним кредитный договор под гарантию правительства РТ, которая покрывает 75 процентов суммы залога. Я цитирую: "Эта схема решает проблему кредитов под венчурные, инновационные проекты, снимая одно из главных препятствий на пути научно-технического прогресса". Год назад об этом много писали. Ну, как же, всю Россию в среднем обставили, супер-пупер. А на самом деле выдали пару кредитов и все.


- Кредитов, действительно, выдали мало, два или три, но здесь причины очевидны. Во-первых, бизнесмены не привыкли работать с банками по таким кредитам. Во-вторых, банки Татарстана включились в эту программу только со второй половины года. В-третьих, кредит еще очень дорог.

- Вы уже стали хорошим чиновником: научились ссылаться на "объективные обстоятельства".


- Схема работает.

- Схема работает, а кредиты - нет. В чем дело?

- Сегодня они доступны, но дороги. Вопрос цены - это вопрос конкуренции. Включатся другие банки, процент упадет до 25 годовых. Это уже будет приемлемо.

- Для банков наш предприниматель - мелкая рыбешка?

- Конечно, зачем ему возиться? Кредит в 3 миллиона рублей - что это для солидного банка? Он лучше даст один кредит "Татнефти", и у него нет проблем.

- Как же банки заинтересовать этой "мелочевкой"?

- Они уже заинтересовались. В любом случае они пойдут в малый бизнес, это вопрос времени. 2-3 года, в зависимости от экономической ситуации в стране.

- Итак, кредитные ресурсы имеются, дорога к ним вами расчищена. Что мешает получению кредитов со стороны самого бизнеса - отсутствие бизнес-плана?

- Ну, это не проблема. Составление бизнес-планов уже давно само стало бизнесом. Возьмите любой справочник, там полно консалтинговых компаний. Платите, и они вам напишут нужные бумаги. Это раньше было много нареканий, поскольку фонд, который выдавал кредиты, имел при себе структуру, составляющую бизнес-планы. Кто ей платил, тот и получал кредиты. Сейчас этот вопрос снят.

- Какой же остался?

- Видите ли, для получения кредита нужен залог. Пусть на 25 процентов, остальные 75 гарантирует правительство. А в малом бизнесе далеко не все имущество оформлено официально. То есть в реальности оно есть, но в балансе его нет. В действительности на миллион, а по балансу на рубль. Надо легализовать его, внести в баланс, а потом уж претендовать на госгарантию.

- Легализовать - значит уплатить налоги?


- Да.

- Понятно.

- Вообще-то, у реально работающих предприятий отношения с банками строятся несколько по-другому. У них все-таки есть возможность, я считаю, получать кредиты без гарантий, без залога.

- Значит, система кредитов под госгарантии нужна преимущественно новичкам?

- Пожалуй. Но ближайшая перспектива такова, что "новичков", бросившихся в сферу производства, будет очень много.

- С чего вы это взяли?

- А вот смотрите. Изначально бизнес начался с торговли. Она прошла ряд этапов: торговали с рук, лотков, палатки, павильоны… Сегодня на рынок выходят крупные сетевые компании. Куда пойдет человек, который раньше торговал ножками Буша?

- Вы предполагаете, в производство?

- Конечно.

- А я думаю, он никуда не пойдет. Останется на месте, постарается минимизировать свои расходы, чтобы уцелеть и выжить. Это показывает мировой опыт. Никуда мелкий торговец не девается. У него нет образования, подготовки для производства.

- Хорошо, давайте по-другому. Компания "Александр" с чем ассоциируется у вас?

- Вы продаете бытовую технику, "Мастер-шкаф" делаете и что-то у вас, кажись, было в сфере сельскохозяйственной переработки.

- Так вот я вам скажу, что соотношение такое: 300 человек работает в торговле, 300 человек - в производстве. Это десять профилей, о которых вы знать не знаете. И мне об этом говорить не надо, потому что производство не требует рекламы, рекламы требует торговля, продвижение конечного продукта. После кризиса 98-го года очень выгодно стало вкладываться в производство.

- Вы и некоторые другие - исключения. Неужели вы полагаете, что все торговцы могут последовать вашему примеру?

- Рентабельность торговли падает, а производство растет. Люди либо приобретают какой-то бизнес, либо покупают технологическое оборудование на Западе и запускают его в работу здесь.

- Но как только вы пошевелились, на вас сей секунд набрасывается чиновник.

- Ну, без этого нельзя. Он приходит и смотрит, за что вас можно наказать.

- То есть всегда санкции, под угрозой которых получаются взятки?

- Естественно.

- Я бы не сказал, что это естественно. Откуда идут импульсы к либерализации рынка - из Москвы или Казани?

- Из Москвы - много сильнее. Если грубо сравнивать, то федералы стараются дать большую свободу, а местные - немножко ее поджать и сократить. Вот и получается, что законы вроде бы облегчают предпринимателю жизнь, но в результате она становится все труднее и труднее.

- Парадокс?

- Отчасти. Один пример: десять лет назад, когда я начинал, было 5-6 проверяющих инстанций.

- И вы задыхались и жаловались.

- Да, а теперь их число доходит до 50-ти.

- Но вы уже не жалуетесь.

- Сколько же можно плакать в жилетку? Надоело.

- Один бизнесмен, кстати, очень похожий на вас, добавил еще два момента. Первый заключается в том, что с сокращением бюджетных расходов аппетит чиновников отнюдь не снижается. Ясно, что все, что чиновник не сможет украсть из бюджета, он доберет с бизнесменов. Больше не с кого. Поэтому 2003 год в смысле режима для предпринимателей будет "усиленным" или даже "особо строгим". Второй момент - это ежегодный механический прирост чиновничества. Новички усваивают нормы и обычаи матерых Пал Палычей, и это тоже дает дополнительную нагрузку на бизнес. Кстати, вам известно, как выросло число чиновников за последнее десятилетие?


- Нет, но очень хотел бы знать.

- А кто не хотел бы? Однако - не положено. Эти данные наш Госкомстат хранит как важнейшую государственную тайну
.

- Комиссия Муратова предложила указом Президента РТ ограничить число проверяющих органов, определить перечень и полномочия.

- Не прошло?

- Пока Кабмин готовит вопрос.

- Как обычно, создали комиссию, там его и похоронят.

- Это не исключено. Представляете, в списке 50 организаций, и большая их часть лишится контролирующих полномочий.

- В таком случае, на что им прикажете жить - на зарплату, что ли? Если взглянуть шире, с одной стороны, неудержимый рост чиновничества и его аппетитов, с другой, президентская программа развития предпринимательства. Мирное сосуществование невозможно. Кто победит? Пока счет в пользу бюрократии. Бизнес проигрывает. Как и Шаймиев, впрочем.

- Мы возвращаемся к началу разговора. Я не ставил себе задачей кардинально изменить мир, это нереально. Я пытался сделать то немногое, что возможно сделать сегодня.

- И сделали лишь десятую часть того, что могли.

- Если пошло два проекта из двадцати, обсужденных в комиссии Муратова, я считаю, это неплохой результат.

- С учетом, как говорится, сопротивления материала.

- Разумеется. Без него были бы реализованы все двадцать. И мы оказались бы в совершенно другой ситуации.

© "МК в Татарстане", 15-22 января 2003 года.


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: