Предпринимательский бум-бум

Исполнилось два года "Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы". Промежуточные итоги двухлетия подводились без особой помпы, что наводит на мысль об отсутствии сколько-нибудь впечатляющих успехов. В противном случае не преминули бы громко о них заявить. Ситуацию в этой сфере обсуждают обозреватель "МКТ" Лев Овруцкий и директор Агентства по развитию предпринимательства (АРП) Игорь Привалов.

Бабай должен созреть
- В программе два главных направления: более эффективная поддержка малого бизнеса со стороны государства и преодоление административных барьеров. Давайте по порядку: как по вашему ощущению, повысилась ли эта самая эффективность?

- Когда создавалась Программа, ее авторы понимали, что планку следует поднять как можно выше. При этом все понимали, что развитие бизнеса - это скорее процесс, нежели конечный результат. Мне думается, что само принятие Программы, получившей статус президентской, а также образование нашего Агентства уже говорит о многом. Могу вас заверить, что немало текущих проблем, с которыми встречается предпринимательство в нашей республике, снимается АРП. Государство по достоинству оценивает тот факт, что в сфере малого и среднего бизнеса создается порядка 10 процентов валового регионального продукта. Это - по официальным оценкам. А по неофициальным - может быть, все 30, потому что существует "серый рынок".

- Ну, за "серый" вы не отвечаете…

- Формально - не отвечаем, а по сути мы стремимся создать такие условия, чтобы рынок выходил из "тени". Хотя по большей части это задача, которая решается на уровне федерального законодательства.

- Давайте вынесем за скобки федеральное законодательство. Тем более что Александр Сергеев, ваш предшественник на посту директора Агентства, дал понять, что оно ставит рамки для бизнеса шире, чем местное (см. "Одним Александром меньше" - "МК" в Татарстане", 15-22 января 2003 ).

- Не всегда так. Приведу пример. Для того чтобы предпринимателю получить кредит, ему нужно заложить имущество. Этот залог удостоверяется нотариально, при этом нотариус, не отвечая за верность сведений, взимает полтора процента. За что - непонятно, но понятно то, что кредит и без того недешевый, становится дорогим. Тем самым предпринимателя толкают на "серый рынок" капиталов. Это абсурд!

- Может, мы лучше увидим динамику, если посмотрим, какие проблемы волновали бизнесменов два года назад, а какие сейчас.

- Тогда большинство, четырех из пяти, в первую очередь, беспокоил доступ к недвижимости. Это продажа и аренда имущества. Прямой продажи не было, малая приватизация остановилась на полпути, хотя решения правительства на этот счет имелись. Теперь эти вопросы сняты. Создан единый аукционный центр, стала открытой информация о том, что и где продается. Это особенно важно для Казани, где сосредоточено более 60 процентов от общего числа малых и средних предприятий. В Интернете появились объявления о свободных площадях - пожалуйста, покупайте! Возможно, они не всех устраивают, потому что город оказался в такой ситуации, когда в центре многое ушло под снос, площади освободились, но отсутствуют коммуникации. Нет Генплана, нет размежевания участков. Но в принципе - вопрос решен и обратного хода уже не будет. Это очень важно. У бизнесменов появляется уверенность в перспективах, соответствующий настрой. Второй вопрос - это кредиты. Могу сказать, что, благодаря системе государственных гарантий, и этот вопрос практически снят.

- Как же снят, когда банкиры утверждают, что документы по системе государственных гарантий "сырые"?

- Там технические тонкости, которые утрясутся в течение ближайшего времени, не буду утруждать ими ваших читателей. Могу определенно заявить, что уже сегодня предпринимателю, особенно, если он занимается торговлей или общественным питанием и ему необходимо "обернуться", нет нужды занимать на "черном" или "сером" рынке.

- А что с так называемыми "административными барьерами"?

- Здесь динамика просматривается хуже. Вы помните, какая борьба была вокруг "одного окна"? Налоговые службы однозначно говорили: "Это сделать невозможно! У нас все хорошо по всем районам". Налоговики были настроены так: "Вы становитесь нашими клиентами, когда уже зарегистрированы. А пока не зарегистрированы, вы не наши клиенты". Мы вели с ними ожесточенную дискуссию, пришлось дойти до премьер-министра, но сегодня "одно окно" действует.

- И все же, по моему впечатлению, которое сложилось из материалов печати и неформальных бесед с бизнесменами, ситуация далека от коренного перелома. Чиновник саботирует Программу. "Саботаж" - не мой термин, к нему как-то в сердцах прибег Рустам Минниханов. Реальность такова, что из двадцати проектов, инициированных Комиссией Муратова, запущено только два. Коррупционная нагрузка на бизнес не снижается, а растет. И будет расти, как предсказывают многие эксперты. Чтобы сломать саботаж, нужна политическая воля. Но есть ли она?

- Думаю, что есть. Разве в этом смысле не показательно, что нас, бизнесменов, подпустили к решению этих вопросов?

- Извините, вас подпустили не к решению, а только к обсуждению.


- И к обсуждению, и к решению. Бизнесмены входят в Межведомственную комиссию, Александр Сергеев - заместитель председателя. Бизнесмены, не сочтите за личную нескромность, возглавляют АРП. Экспертным советом при Межведомственной комиссии руководит Гульнара Сергеева, известный адвокат, знающий проблемы бизнеса, что называется, изнутри. Два года назад о таком представительстве мы и мечтать не могли! Мое мнение: участие во власти "весит" больше, чем любая форма самоорганизации бизнеса. К нам прислушиваются, и многие решения были бы без нас просто невозможны.

- Программа имеет статус президентской. Вы это каким-то образом ощущаете? Вот, скажем, какой-нибудь сложный вопрос, "непроходняк", но вмешивается в него Шаймиев, и он решается.


- Я не думаю, что президент должен высказываться по каждому конфликту. Мне кажется, его вмешательство необходимо будет тогда, когда появится "критическая масса".

- Я резюмирую для себя так: Бабай должен созреть.

- А я бы сказал по-другому: вопрос должен созреть.

Бег от барьеров

- Почти год прошел, как был запущен по инстанциям проект постановления Кабмина, упорядочивающий проверки, однако воз и ныне там. Ну, чем не саботаж?

- Да, проверки - это бич предпринимательства, и я готов признать, что здесь мы продвинулись мало. Правда, справедливости ради, замечу, что здесь мы столкнулись не только с ведомственной обструкцией, но и с федеральными законами, через которые перепрыгнуть невозможно. Если у федерального органа на местах есть право проверять, нам его ограничить трудно. Здесь еще срабатывает стереотип, что чиновник всегда прав. Очень многие предприниматели в силу своего юридического невежества тотчас встают перед проверяющим на "задние лапки". А делать этого не следует. Надо знать свои права и защищать их.

- Наверное, нужны популярные разъяснения, что чиновник вправе делать, а что не вправе. Вы об этом думаете?


- Не только думаем, но и делаем. Сейчас Агентство готовит к выпуску серию буклетов не только с рекомендациями, какие бумаги нужны для открытия того или иного бизнеса, но и с разъяснениями по проверкам. Мы там недвусмысленно говорим: если к вам приходит проверяющий, который, по вашим представлениям, не должен приходить или не должен интересоваться теми или иными вопросами, бегом к нам. Мы располагаем всеми юридическими возможностями, чтоб защитить бизнесмена в суде. Не надо бояться чиновника, потому что, когда он делает что-то незаконное, он сам боится. Трепет перед чиновником доходит до курьезов. Например, человек собирается открыть автомойку. Этот вид бизнеса вообще не лицензируется. Но предприниматель, я очень часто сталкивался с этим, приходит и спрашивает, какие он должен получить разрешения? Он идет, допустим, в Минприроды, и ему, конечно, не упуская случая, говорят: принеси такую-то справку и такую-то. А там, куда он приходит, с него опять же требует справку. Получается, как у Райкина: справка о справке. В результате выходит еще хуже, чем было при системе лицензирования.

- Это называется - нагнали страху. Неудивительно, если учесть, что проверки - большой и хорошо отлаженный бизнес. И хорошо защищенный.

- Согласен. Вот стоял сарай, до которого ни одному чиновнику дела не было. Но как только человек, рискнув всем своим благополучием, заложил квартиру в банке, выкупил этот сарай, отремонтировал, завез оборудование, товар и повесил вывеску, немедленно набегают проверяющие. Я говорю: ребята, вас уже почти более 60-ти, вы бы хоть в очередь выстроились, что ли. Приходят в магазинчик, расположенный в центре города, и спрашивают: а за водные или лесные ресурсы отчитались? Ах, нет - штраф! Господи, какая вода, какой лес, о чем вы говорите? Я что - "Зеленхоз"?

- Похоже, чиновничество, повинуясь классовой ненависти, предпринимателя просто со свету сживает.

- Скорее, его загоняют в "тень". На самом деле, сегодня в Татарстане можно легально и спокойно работать и зарабатывать. Нужно, не впадая от временных неудач в истерику, методично, шаг за шагом, создавать нормальное налоговое поле, нормальную систему проверок. Мы не оставим этот вопрос, будем долбить до тех пор, пока он не разрешится. Это лучший способ вывести бизнес из "тени". Методами "кнута" здесь ничего не добиться.

- Интересно, а как в других регионах обстоят дела?

- Проблема общероссийская, где-то ситуация лучше, где-то хуже. Но вот мои партнеры из Казахстана рассказывали, что там Назарбаев президентским указом ввел такой порядок: как только чиновник приходит с внеплановой проверкой, на него заводится уголовное дело. Неважно, вымогал взятку или не вымогал. Не из любви же к порядку он к вам пришел? Автоматически идет информация в прокуратуру, и его заставляют писать объяснительную.

- Я ощущаю, как с каждой минутой Назарбаев нравится мне больше и больше. Кстати, почему бы нам не позаимствовать этот опыт?

- Я бы не возражал. Берегут природу, мать их.

- В последнее время раздается много жалоб на Экологический фонд. В чем там проблема?


- Да, Экологический фонд - это нечто. Как и всякая другая инстанция, он требует отчетность. В Москве и Петербурге она составляется на 2-3 листах. У нас же - на 34! И все предприниматели, независимо от форм деятельности, должны это делать. Конечно, обычный бухгалтер не может с этим справиться, Но, так как любая ошибка влечет за собой увеличение платежей, бизнесмены вынуждены прибегать к услугам фирм, которые специализируется на этой отчетности...

- Можете не продолжать. Легко догадаться, что эти фирмы возглавляются родственниками или друзьями экологов. У нас это называется нежным словом: "Аффилированные структуры".


- Ну, это как водится. У меня один знакомый юрист, в бюро три адвоката и секретарь-бухгалтер, так он жалуется, что у него при размножении этой отчетности принтер горит.

- Техника, может быть, горит, а наш человек выдерживает. Главное, что меня поражает, а зачем все это?

- Я тоже поинтересовался, запросил Госкомстат: дайте мне информацию, как там малый бизнес смотрится с точки зрения экологии. Но, по-моему, вся информация остается в руках Петрова (министр природных ресурсов РТ - Л.О.) и, что он с нею делает, неизвестно. Хотя меня убеждают, что это очень важно для республики.

- Для республики - это вопрос. Но для экологов это, несомненно, важно, потому что для них природа - и кормилица, и поилица. В прямом смысле этих слов.

- В АРП нас есть отдел по защите прав предпринимателей, который чаще всего занимается проверяющими, пытаясь выяснить, чего они так взъелись. Недавно ко мне попал акт проверки парикмахерской. Экологическая милиция проверяла. Там два пункта:
1) отсутствует нормативная документация на предельно допустимые концентрации выбросов;
2) отсутствует договор на утилизацию волос.

- Ах, волосы надо утилизовать? Я не знал. Стригусь себе и не подозреваю об опасности.

- Я и сам не знал, но мне экологи объяснили, что, оказывается, при горении они выделяют канцерогены.

- Понимаю: если жечь волосы и настойчиво это нюхать, то лет через сто можно заболеть раком. Поскольку с желтой питьевой водой, пылью и автомобильными выхлопами в Татарстан уже покончено, самое время обратить пристальное внимание на волосяные покровы.


- Да, важнее уже ничего не осталось. Но дело даже не в этом, а в том, что мы еще в 2001 году добились постановления Кабмина, согласно которому ЧП-ешники от забот о чистоте воздуха освобождены. Экологическая милиция прекрасно об этом знает, но все же приходит и проверяет. Сами подумайте: ну, какие в парикмахерской выбросы? В результате прибегает к нам этот цирюльник с квадратными глазами: "Что делать?".

- Само собой напрашивается продолжение: "Кто виноват?" Вот вы упомянули о Москве и Петербурге, где заполняют две-три страницы, а у нас 34. Стало быть, эта глупость имеет не федеральное происхождение, а сугубо местная. Простая такая отсебятина. Но почему бы нам не последовать примерам столиц?

- Не сомневайтесь, последуем. Рано или поздно мы этого добьемся.

Торжества и спонсоры

- По моим наблюдениям, предпраздничные дни для бизнесменов самые неприятные. Это дни унижений, когда чиновник напоминает им, кто они есть на самом деле. Я имею в виду все эти добровольно-принудительные взносы или поборы, которыми районные и городские администрации обкладывают предпринимателей. Как представляется, это самый выразительный символ отношений между государством и малым бизнесом. С одной стороны, чиновник, обращающийся с вежливой просьбой о пожертвовании, с другой - деловой человек, отдающий себе отчет, какое возмездие его ждет в случае отказа. Если он не может отказать без риска быть разоренным, о каком таком свободном предпринимательстве мы говорим?

- Вы задели, действительно, очень болезненную тему. Это извращенная система. Когда я работал в префектуре "Казанский Посад", я предложил проводить городские праздники совершенно по-другому. И мы такой праздник провели. Его, кстати говоря, организовала ваша газета. Это было лет пять назад, тогда "МК" в Татарстане" еще только раскручивалась. Газета наняла ди-джея, артистов, мы договорились с общепитом и рекламными фирмами, которые развесили свои щиты и растяжки. Там же тысячи людей, все в момент сметается подчистую. В итоге префектуре этот праздник не стоил ни копейки. Организаторы даже оплатили уборку территории после праздника.

- На Западе объявляются торги на проведение праздника, и рекламная фирма, выигравшая генподряд, обеспечивает транспорт, безопасность, чистоту. Но, кроме того, она заключает субподрядные договора с торговцами прохладительными напитков, шашлычниками и так далее, она продает рекламное поле и зарабатывает деньги. Не думаю, чтоб та же "Лариса" провела Сабантуй хуже мэрии.

- А как проводит мероприятия Лужков? Я был однажды на Красной площади и видел, что все близлежащие дома практически закрыты рекламными растяжками. Это стоит очень приличных денег, но город их зарабатывает, а не взыскивает с предпринимателей.

- К сожалению, нам до такого рыночного подхода еще далековато.

- Пожалуй.

- Что ж, на этой оптимистической ноте…

© "МК в Татарстане", 9 - 16 апреля 2003 года.


 




Тартария_2


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: