Кто такие кряшены и чего им нужно?

Они носят русские имена и фамилии, но читают "Отче наш" по-татарски. Ну… или почти по-татарски. Татарские националы называют их предателями своего народа и изменниками нации. А они говорят, что они никого не предавали. Просто они - другой народ, и у них теперь есть своя историческая миссия.

В октябре татарстанские СМИ сообщили, что на состоявшейся конференции национально-культурных объединений кряшен Республики Татарстан была одобрена "Декларация о самоопределении кряшен как этноса". Принятие Декларации намечено на начало будущего года. Это сообщение вызвало сенсацию в среде казанских политологов, бурю негодования националистов и откровенную тревогу местной власти. Теперь вся информация о кряшенском движении старательно замалчивается.

Получить какой-либо комментарий от официальных лиц в президентском аппарате мне не удалось. При упоминании темы беседы все чиновники испуганно ссылались на нехватку времени и срочные дела. Впрочем, компетентный источник в руководстве Татарстана все же подтвердил, что "проблема кряшен действительно имеется, но пока конкретного решения нет".

Кто же такие кряшены и отчего их так боятся в руководстве республики?
Для начала немного истории.
С IX - Х веков значительная часть булгар (которых большинство современных татар считает своими предками), стала исповедовать ислам. Однако население региона постоянно испытывало и влияние христианства, христианской культуры. Наличие в Среднем Поволжье общин тюрок-христиан давно известно историкам. Часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар между представителями большинства мусульманской и меньшинства христианской общин в 1230 году. Активным проповедником христианства среди горожан был тогда некий Авраамий. Его проповеди приводили к недовольству среди мусульман, которые однажды "расправились с земляком-вероотступником", то есть, попросту убили.
Православные христиане булгарской общины по церковной иерархии подчинялись тогда Владимирской епархии. Ввиду налаженных торговых отношений между Владимиром и Булгаром инцидент замяли. Мощи Авраамия были переданы представителям Владимирской епархии, которого позднее причислили к лику святых.

После завоевания Казани Иваном Грозным (1552) и присоединения Волго-Камского региона к России, условия изменились. В крае стало активно насаждаться христианство. Делалось это достаточно жестко. И ненависть к землякам, исповедовавшим одну и ту же религию с захватчиками, а также к новокрещеным татарам усиливалась. Самоназвание этноса - кряшены связывается с понятием крещеный, которое происходит из русского языка.
Последствия крещения были такими. Крестившиеся простые сельские общинники, не зная русского языка и резко сократив общение с мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Они, тем не менее, были постепенно вовлечены в оборот русской бытовой культуры. Однако до середины XIX века о христианских формах письменности на родном языке, о религиозном просвещении тюрок-христиан на татарском языке особой заботы со стороны госу-дарства не проявлялось. Кряшены продолжали пользоваться арабской графикой. По сути, они были вынуждены "откатиться назад" и ограничиться рамками структуры сельской общины, основанной на симбиозе тюркских и финно-угорских традиций.
Возможно поэтому менталитет кряшен до сего времени характеризуется приверженностью к своим древним верованиям, что отмечают многие исследователи их традиционной культуры*.

Тем не менее, как было отмечено на конференции, до 1926 года на территории современного Татарстана кряшены имели около 100 национальных школ и собственные храмы. Позднее, в результате сталинской национальной политики, кряшены были причислены к татарам по "принципу схожести языков". О самобытном этносе было приказано более не вспоминать.

Сейчас по данным Института этнологии РАН и Госкомстата в России насчитывается 300-320 тысяч кряшен. 200 тысяч живут в Татарстане, но не имеют ни своих школ, ни своих храмов. Точнее имеют… один храм на 50 тысяч человек. Об этом заявил на конференции председатель Исполкома республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана Виталий Абрамов. Докладчики говорили также о дискриминации кряшен по национальному признаку со стороны татарских чиновников и о некой новой роли, которую кряшенский народ должен сыграть в современных исторических условиях. Роль эта, согласно утверждению кряшенских лидеров, заключается в "цивилизационном буфере" между русским народом, с которым у кряшен одна православная вера, и татарским народом, с которым у кряшен одни генетические корни…

Скорее всего, именно разговоры о новой роли в "современных исторических условиях" заставляют татарстанских чиновников так нервничать. Ведь согласно заявлениям президента Татарстана Минтимера Шаймиева, "Татарстан - это остров стабильности и пример межнационального согласия для всей России". А инициатива кряшен с самоопределением никак не вписывается в идиллическую картину. Еще совсем недавно лидеры Татарстана в дискуссиях о модели российского федерализма заявляли: необходимо сделать так, чтобы регионы России сами захотели остаться в ее составе. Мол, никто не бежит оттуда, где хорошо.
Очевидно, лидеры "цивилизационного буфера" учли этот тезис. А политика властной вертикали, проводимая федеральным центром, поможет в полной мере использовать шанс, чтобы договориться с теми, у кого с кряшенами одни генетические корни.

*При написании исторической справки была использована монография Г.М. Макарова "Перспективы развития традиционной культуры кряшен в современных условиях" Санаторий для лечения подагры. Ждем Вас!
 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: