Перетягивание каната на три стороны

В конце июня в Казани практически одновременно прошли сразу два больших международных форума: научно-практическая конференция "Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура" и симпозиум Европейской ассоциации исторических городов и регионов "Многообразие культур в историческом городе - ключ в устойчивое будущее". Что обсуждали в течение недели в столице Татарстана представители разных стран, городов и конфессий? И насколько подобные акции соответствуют понятию межконфессионального или интеркультурного диалога?

Чтобы понять, отчего Казань вдруг превратилась в центр международной религиозной и общественной мысли, - несколько слов о грядущем великом событии - 1000-летнем юбилее города, в рамках подготовки к которому и были проведены оба мероприятия. Громкое заявление казанских ученых о факте существования поселения тысячелетней давности на месте нынешней Казани было подтверждено двумя археологическими находками в местном кремле - динарием чешского князя Вацлава (922-935 годы) и половинкой серебряного дирхема приблизительно X века. Обстоятельства открытия долгое время держались в секрете даже от местной прессы, а тайна удивительной находки остается тайной до сих пор. Тем не менее, после консультаций на высшем уровне из аппарата президента Шаймиева была спущена резолюция: 1) о чуде рассказать всем; 2) готовиться к празднику, - в Москве сказали, что не возражают. (В то героическое время, когда каждый голосовал сердцем, Москва соглашалась с Татарстаном на многое).

Решение обратного хода не имело. Новый президент после первого визита в Казань подтвердил намерение отпраздновать "по полной" и даже по инерции также принял участие в празднике Сабантуй. Правда горшков, как Ельцин, уже не бил, но прошел через другое - нырнул лицом в тазик с кефиром за монеткой. После этого одобрение 1000-летия Казани стало вполне естественным и понятным. "Работа на местах" закипела с новой силой. Но одновременно с нырянием в кефир и вежливыми улыбками татарстанским политикам, российская власть начала довольно последовательно проводить свою линию. В Татарстане почувствовали: юбилей Казани - последняя уступка со стороны федерального центра. Поэтому началось форсированное выполнение задуманного: перевод татарской письменности на латиницу, завершение строительства огромной мечети в Казанском кремле, выпуск учебников истории (заново написанных татарскими учеными), открытие Исламского университета и т.д. Безусловной победой Казани следует признать включение Казанского кремля - памятника русской архитектуры 16-19 веков - в список городов Всемирного наследия ЮНЕСКО с формулировкой "единственная сохранившаяся в России татарская крепость".

Вместе с этим мэр Казани Камиль Исхаков при поддержке советника президента РТ Рафаиля Хакимова стал разрабатывать еще одну идею: возвращение "оригинала" Казанской иконы Богоматери, волею судеб оказавшейся в ризнице у Папы Римского. Хотя Ватикан и ЮНЕСКО с радостью шли на контакты с Казанью, каждый преследовал свои цели… И ставил свои конкретные условия. Например, римский Понтифик пожелал передать икону патриарху Алексию Второму только при личной встрече, а довольные чиновники ЮНЕСКО уезжали из Казани с мыслями, что "местный городничий очень достойный человек". В конце концов, на маневры татарстанских политиков обратили внимание в Москве. Именно в такой обстановке и проходила подготовка к июньским международным форумам в Казани.

Что касается христианской конференции, на которую прибыло 136 гостей из России, Германии. Италии, Ватикана, Франции и Голландии, то первоначально их планировалось больше. Как заявил мне один из местных чиновников, "Москва завернула" 20 католических епископов, которых администрация Казани хотела пригласить для "кворума" (!). Официальными организаторами в программе значатся министерство культуры РФ, министерство иностранных дел РФ, РАН, Московская Патриархия, Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", Российская академия госслужбы при президенте РФ, Академия наук РТ, Казанский университет и… Казанская администрация/Совет народных депутатов! И именно последние проявили максимум рвения при рассылке приглашений за границу. Ведь официальная цель форума - изучение истории христианства в Волго-Уральском регионе и развитие религиозной толерантности на примере Татарстана. Какое отношение имеют западные христиане к религиозной толерантности в Татарии, осталось тайной. Официальная цель всегда остается официальной версией.

В кулуарах недоумевающие священники (в том числе и настоятель казанской католической общины отец Диогенес) гадали, для чего их пригласили? Ведь налицо - явная политическая окраска мероприятия. Митрополит Ташкентский Владимир в своем выступлении с самого начала спокойно заявил, что Ислам и Христианство суть вещи несовместные. Поэтому не нужно их сравнивать. Набор добродетелей и в той, и в другой конфессиях примерно одинаков, но базис разный. После этого определенная часть присутствовавших покинула зал.
Научные доклады читались одновременно по пяти секциям, и отследить все было просто невозможно. Вопросы со стороны журналистов задавались, в основном, на пресс-конференции. По мнению руководителя Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергея Кравца, результатом форума должен был стать "поиск точек взаимоуважения разных конфессий и массовый обмен знаниями". Совершенно общая фраза приобрела иной смысл, когда один из московских организаторов в кулуарной беседе признался, что "Казань уж слишком начала "тянуть одеяло на себя" в контактах с католиками, не давая при этом развиваться Православию в регионе". Поэтому собрать информацию на месте - "обменяться знаниями" стало просто необходимо.

Кстати, когда мэр Казани Исхаков на открытии конференции говорил о замечательной межрелигиозной толерантности в Татарстане, в зале недоумевали по поводу пикета, который встречал участников на входе: там мэра Казани обвиняли в том, что он не отдает верующим православный храм в центре города. И это была чистая правда: администрация Казани под надуманными предлогами который год отказывает Казанской епархии в передаче самой высокой колокольни в городе - звонницы Богоявленского собора. Да и вообще, по словам, например, одного из местных протоиереев - Игоря Цветкова, - "отношение казанских властей к православным могло бы быть более благожелательным".

Много было сказано и по поводу Казанской иконы Божией Матери, хранящейся у Папы в Ватикане. Местный историк Дмитрий Хафизов целый час уверял слушателей, что ватиканская икона - не список, а чудотворный оригинал, якобы вывезенный за границу после революции 1917 года. Хафизову не поверили, но приняли резолюцию: икону - вернуть! Список или оригинал - разобраться можно только после экспертизы, на которую Ватикан не соглашается…

Наиболее интересный и четкий доклад прозвучал на той же секции: Александр Журавский, руководитель аналитического отдела ЦНЦ "Православная энциклопедия" рассказал о геополитических интервенциях, предпринимаемых Западом в отношении России. Пресловутая доктрина Збигнева Бжезинского о разделении нашей страны на "Европу, Урал и Восток" с помощью "крымско-турецкого клина" в Казани всегда воспринималась с тайным любопытством. Во всяком случае, идеи "ограниченного федерализма" и образования штата "Идель-Урал" находили в Татарии понимание еще в начале прошлого века. Поэтому г-на Журавского татарстанские чиновники слушали с видимым раздражением.

Впрочем, закончилось все мирно. Гостей повезли на теплоходах по Волге, а под занавес пригласили на "народный татарский праздник Сабантуй". Других гостей - участников симпозиума Европейской ассоциации исторических городов и регионов - также в финале мероприятия повезли на Сабантуй. Правда в пресс-релизе стояла уже формулировка "многонациональный праздник" (почувствуйте разницу! - А.Д.) На симпозиуме доклады шли, в основном, на английском, а для решения насущных вопросов, стоящих перед Казанью, пригласили столько иностранных гостей, что нашлось место даже для директора некоего Центра дистанционного образования с острова Барбадос. Стоит ли говорить, что англичане, бельгийцы, французы, итальянцы были просто рядовым явлением на форуме. Организаторами с российской стороны записали министерство иностранных дел и министерство культуры, но правили балом Казанская администрация и кабинет министров РТ под эгидой Совета Европы. И здесь о геополитической интервенции не было слышно ни слова. Наоборот, речь шла о культурном многообразии, укреплении контактов между историческими городами мира и пропаганде сосуществования как факта стабильности в исторических городах.

Любопытно, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев под различными предлогами от участия в работе обоих форумов уклонился. Поприветствовать - поприветствовал, но не более. Да и как могло быть иначе? Одна из местных газет уже в первый день работы конференции сообщила, что "в результате мэр города Камиль Исхаков может рассчитывать на благожелательную политическую позицию по отношению к нему Алексия Второго на предстоящих выборах главы администрации Казани и даже президента Татарстана. Поддержка христианства и возвращение в Казань Казанской иконы Божией матери несомненно вызовут у Путина положительные эмоции по отношению к Исхакову. Возникнет волна естественной "богоизбранности" Исхакова на пост президента РТ".

Видимо Минтимер Шаймиев еще до этой глупой заметки вспомнил слова товарища Сухова: "Это - вряд ли…" И оставил отдуваться за все тех, кто заварил кашу. Мавр сделал свое дело - мавр может уйти. Пусть теперь перетягиванием политического каната занимаются более молодые. Тем более, что результат, в принципе, уже известен… Если канат перетягивают две команды, то тот, кто захочет взяться посредине, будет удален с поля.


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: