Что мы знаем о власти в Татарстане?
Результаты научного исследования


В Москве только что вышла книга "Самые влиятельные люди России - 2003", подготовленная большим коллективом ученых и специалистов Института ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ).
Идея проекта принадлежит доктору психологических наук, профессору А.П. Ситникову и директору ИСАНТ И.Я. Даровину. Научное руководство - доктору политических наук, профессору О.В. Гаман-Голутвиной (РАГС при Президенте РФ).
В книге исследуются современные процессы формирования элит в регионах России. В 2003 году ученые провели опросы в 66 субъектах Федерации. Не обошли авторы книги и Татарстан. Именно этот раздел мы и предлагаем вниманию читателей. Текст дается с небольшими сокращениями.


Основания для включения в список.
Доминирующие механизмы рекрутирования региональной политической элиты

Под кланом понимается неформальная группировка, которая связана тесными родственными или дружескими узами, а также местом происхождения, и отношения внутри которой носят преимущественно иерархический, патронажно-клиентелистский характер. В политологической литературе термин "клан" используется преимущественно для характеристики внутренней структуры постноменклатурных региональных элит, хотя говорят и об олигархических кланах.

Критерии (индикаторы) отнесения политика к элите РТ:

  • Влияние на процесс принятия политических и экономических решений, предполагающее наличие рычагов влияния - контролируемых СМИ, партий, команд, финансовых средств.

  • Родственные и дружеские отношения с правящим кланом. Доверие руководства и включение в команду обусловлены именно этим (на-пример, И.Ш. Фардиев, руководитель "Татэнерго" - племянник М.Ш. Шаймиева, Р.Н. Минниханов - премьер-министр, друг семьи Шаймиева).

  • Занимаемая должность.
    Этот критерий напрямую связан с первым: ключевые должности и возможность контролировать ресурсы даются только близким родственникам, друзьям, землякам и бывшим сослуживцам. Вместе с тем занимаемая должность не всегда гарантирует вхождение в круг людей, принимающих важные решения. Высокие должности даются не только за принадлежность к клану, их получают также нужные люди, успешно проявившие себя в решении каких-либо вопросов и добившиеся уважения у руководства (например, А.В. Семин - председатель Комитета по финансовому оздоровлению в Республике Татарстан).

Кроме вышеупомянутых, значение имеют и другие критерии:

  • Влияние на общественное мнение.
    Власть через СМИ имеет возможность манипулировать общественным мнени-ем (так в 2000 -2001 гг. при ухудшении отношений республики с федераль-ным центром стали усиленно пропагандироваться движение "Созидание" и его лидер Айрат Шарипов; официальные СМИ пытались представить его обществен-но значимой фигурой).

  • Востребованность лица с определенными демографическими и этническими характеристиками, подходящими к данным обстоятельствам.
    Есть примеры, когда человек находясь некоторое время "на слуху", тем не менее, не достигает большого успеха (З.Р. Валеева).

  • Способность проявлять инициативу.
    Осуществление серьезных проектов политического, экономического плана отражается на положении, занимаемом в политическом истеблишменте.

В целом же, поскольку принадлежность к республиканской элите зависит от мнения правящего клана, далеко не все ее представители пользуются уважением у образованной части населения.

Анализ данных о составе и характеристиках региональной элиты, в Татарстане позволяет сделать ряд вполне определенных выводов.

  • По этническому составу более 80% местной политической элиты составляют татары, остальные - представители иных этнических сообществ.
    Если эти цифры сопоставить с данными об этническом составе населения Татарстана (48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей), то можно сделать вывод, что этнический состав элиты адекватно не отражает этнический состав населения Татарстана.

  • Около 90% представителей нынешней политической элиты Татарстана ранее занимали номенклатурные должности, причем около 60% ее - бывшие партийно-советские работники.

  • Если в Москве к власти пришли второй и третий эшелоны номенклатуры, то в Татарстане безраздельно господствует еще первый эшелон, причем татарстанское руководство - это преимущественно выходцы из деревень.

  • Специфическая деревенская культура, привнесенная значительной частью правящей элиты во властные отношения, включает в себя традиционные нормы чинопочитания, внутреннее неприятие оппозиции и инакомыслия, покровительство выходцам из собственной среды, еще больше землякам, подозрительность к "чужакам", особенно из городских и образованных слоев, представление о собственной непогрешимости и т.п.

  • Практически все члены местной элиты имеют высшее образование. Однако наблюдается большой крен в сторону сельскохозяйственной подготовки: около 50% элиты закончили сельскохозяйственные и ветеринарные вузы.

  • По возрастному составу подавляющему большинству элиты от 40 до 60 лет.

Таким образом, среди основных механизмов рекрутирования элиты РТ - общность этнического происхождения, землячество, опыт совместной работы в прошлом.

ГРУППЫ ВЛИЯНИЯ

Группа М.Ш. Шаймиева
Главная цель этой группы, как представляется, удержание под полным контролем основных сфер жизни республики - политической, экономической, информационной и др. - с целью извлечения максимальной "статусной ренты".
Данная группа обладает мощным политическим ресурсом. Многие депутаты Государственной Думы ФС РФ от Республики Татарстан прошли в ГД при прямой поддержке региональной элиты и не могут не отвечать ей взаимностью. Государственный совет РТ практически полностью подчинен М.Ш. Шаймиеву, т.к. около 50% депутатов ГС являются главами администраций районов республики, назначаемыми лично Президентом РТ.

Многие отмечают, что как федеральный политик Президент Татарстана известен не только в России. Вряд ли большинство видных западных политиков назовут десяток российских губернаторов, но М.Ш. Шаймиева знают все. М.Ш. Шаймиев и его окружение стремятся создать впечатление, что с Президентом В.В. Путиным налажены самые хорошие и конструктивные отношения (приезд В.В. Путина в 2000 г. на Сабантуй, мобилизация административного ресурса на выборах Президента РФ в 2001 г. и т.п.). Вообще к сильным сторонам группы М.Ш.Шаймиева следует отнести умение закулисно договариваться с московским Кремлем.

Группа М.Ш. Шаймиева практически контролирует и другие группы в правящей элите (группы Ф.Х. Мухаметшина, Р.Н. Минниханова, Р.Ф. Муратова). Правда, ряд членов группы М.Ш. Шаймиева, в особенности А.В. Семин, глава комитета РТ по несостоятельности и финансовому оздоровлению Республики Татарстан, по мнению экспертов, в последнее время находится с Р.Ф. Муратовым в отношениях конфронтации и формируют собственную субгруппу.

Президент Республики Татарстан Шаймиев Минтимер Шарипович родился 20 января 1937 г. в деревне Аняково Актанышского района Татарской АССР. Окончил Казанский сельскохозяйственный институт (1959 г.) по специальности инженер-механик. В 1969-1983 гг. - министр мелиорации и водного хозяйства Татарской АССР. В 1983 г. - первый заместитель Председателя Совета Министров Татарской АССР. В 1983-1985 гг. - секретарь Татарского обкома КПСС. В 1985-1989 гг. - Председатель Совета Министров Татарской АССР. В 1989-1990 гг. - первый секретарь Татарского обкома КПСС. В 1990-1991 гг. - Председатель Верховного Совета Татарской АССР. С 12 июня 1991 г. - Президент Республики Татарстан. С 2000 г. - член Президиума Государственного Совета РФ.

П
редседатель Совета директоров компании ТАИФ Шаймиев Радик Минтимерович родился в 1964 г. Окончил Казанский инженерно-строительный институт. В 1990-1992 гг. заместитель генерального директора научно-производственного центра внешнеторгового объединения "Казань", в 1992-1996 гг. директор 000 "НИРА-экспорт" (г. Казань), с 1996 г. - главный советник генерального директора ОАО "Татарско-американские инвестиции и финансы", с 1998 г. член Совета директоров ОАО "Татнефть". Мастер спорта по автогонкам.

Руководитель аппарата Президента РТ Губайдуллин Экзам Саматович родился 15 июля 1953 г. в деревне Старые Какерли Дрожжановского района Татарской АССР. Окончил Казанский ветеринарный институт (1975 г.). Работал на различ-ных руководящих должностях в хозяйствах и на предприятиях Зеленодольского района: в 1976-1981 гг. - главным зоотехником колхоза "Комсомолец"; в 1981-1986 гг. - председателем колхоза "Искра"; в 1986-1990 гг. - председателем районного агропромышленного объединения, первым зам. председателя исполкома райсовета; в 1991-1992 гг. - начальником районного управления сельского хозяйства и продовольствия, зам. председателя исполкома райсовета. В 1992-1995 гг. - зам. министра, затем первый зам. министра сельского хозяйства и продовольствия РТ. В 1995-1998 гг. возглавлял администрацию Мамадышского района и районный Совет. С 1998 г. руководит аппаратом Президента РТ. Народный депутат РТ. Доктор сельскохозяйственных наук. Заслуженный работник сельского хозяйства РТ. Мастер спорта СССР по борьбе, чемпион России и Татарстана по борьбе.

Генеральный директор ПЭО "Татэнерго" Фардиев Ильшат Шаехович родился 31 августа 1960 г. в деревне Аняково Актанышского района Татарской АССР. Окончил Казанский филиал Московского энергетического института (1983 г.). В 1983-1995 гг. работал электромонтером, инженером, главным энергетиком, начальником автоколонны в Наб. Челнах. Поворотным пунктом в карьере стало его избрание в 1995 г. председателем колхоза им. Нур-Баяна Актанышского района. В 1997-1998 гг. - глава администрации Актанышского района. В 1998-1999 гг. - глава администрации Альметьевского района и г. Альметьевска. В сентябре 1999 г. возглавил ПЭО "Татэнерго". Хобби - автомобиль.

Министр внутренних дел РТ Сафаров Асгат Ахметович родился 20 октября 1961 г. в деревне Новый Шимбер Атнинского района Татарской АССР. Окончил Казанский государственный университет (1984 г.) и Академию ФСБ РФ (1999 г.). В 1984-1987 гг. работал следователем, затем старшим следователем Советского РОВД г. Казани. В 1987-1992 гг. - старший референт, инструктор, начальник отдела Совета Министров Татарской АССР, помощник Президента РТ. В 1992-1995 гг. - начальник отдела, затем управления специальной службы милиции при МВД РТ. В 1995-1998 гг. - начальник службы охраны Президента РТ. В июне 1998 г. возглавил Министерство внутренних дел РТ. Генерал-лейтенант. Увлекается автоспортом, теннисом, охотой.

Председатель депутатской группы "Регионы России" Государственной Думы ФС РФ, один из идеологов партии "Единая Россия" Морозов Олег Викторович родился 5 ноября 1953 г. в Казани. Окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета (1976 г.), аспирантуру КГУ по специальности "научный коммунизм". Работал на кафедре научного коммунизма КГУ, в партийных органах (зав. идеологическим отделом ОК КПСС, помощник секретаря ЦК КПСС). В 1994-1996 гг. - депутат Госдумы ФС РФ 1-го созыва, зам. председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике. В 1996-99 гг. - депутат Госдумы ФС РФ 2-го созыва, председатель депутатской группы "Регионы России (Союз независимых депутатов)". С 2000 г. - депутат Госдумы ФС РФ 3-го созыва, председатель депутатской группы "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Член Комитета по делам Федерации и региональной политике. Член Межпарламентской группы РФ.

Председатель Национального банка РТ Богачев Евгений Борисович окончил Казанский авиационный институт (1965 г.) и Казанский финансово-экономический институт (1975 г.). В 1968-1970 гг. - гендиректор объединения "Экран" Министерства бытового обслуживания. В 1970-1985 гг. - зам. министра, в 1985-1993 гг. - министр бытового обслуживания населения РТ. С 1993 г. возглавляет Национальный банк РТ. Член Президентского совета, народный депутат РТ.

Председатель Комитета РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Семин Алексей Владимирович родился 4 октября 1967 г. в Казани. Окончил отделение научного коммунизма исторического факультета Казанского государственного университета (1990 г.). Кандидат социологических наук. В 1991-1992 гг. - коммерческий директор, первый заместитель генерального директора АО "Образование", в 1992-1994 гг. - председатель правления специализированного инвестиционного фонда приватизации "Образование", в последующие годы - президент АОЗТ "Трастовая компания "Образование". В 1995-1999 гг. - народный депутат РТ, в 1999-2002 гг. возглавлял комитет РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Когогин Сергей Анатольевич родился 16 ноября 1957 г. в селе Большие Ключи Зеленодольского района Татарской АССР. Окончил Казанский авиационный тех-никум (1977 г.), физический факультет Казанского государственного университета (1982 г.), Банковскую школу (1998 г.). В 1982-1994 гг. работал на различных должностях на Заводе им. Серго (инженер-настройщик, старший инженер, на-чальник бюро, заместитель главного механика, председатель профкома, директор). В 1994-1999 гг. был главой администрации Зеленодольского района. В 1999-2002 гг. - заместитель премьер-министра, министр экономики и промышленности РТ. С 2002 г. - генеральный директор КамАЗа.

Генеральный директор ОАО "Татнефть" Тахаутдинов Шафагат Фахразович родился 23 апреля 1946 г. в селе Абдрахманово Альметьевского района Татарской АССР. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности (1971 г.). В 1967-1985 гг. работал на различных должностях в НГДУ "Альметьевскнефть" (оператор, мастер, начальник участка, начальник инженерно-техно-логической службы). В 1978-1983 - начальник НГДУ "Джалильнефть", в 1983-1985 гг. - начальник НГДУ "Альметьевскнефть". В 1985-90 гг. был первым секретарем Лениногорского горкома КПСС. В 1990-99 гг. - главный инженер первый заместитель генерального директора, с 1999 г. - генеральный директор ОАО "Татнефть".

Государственный советник при Президенте РТ по политическим вопросам, директор Института истории АН РТ Хакимов Рафаиль Сибгатович родился 12 февраля 1947 г. в Казани. Отец - известный татарский поэт Сибгат Хаким. Окончил Казанский государственный университет (физический факультет, 1971 г.). В 1971-1973 гг. - старший инженер проектного бюро Таттрансуправления. С 1973-1981 гг. - ассистент, старший преподаватель кафедры научного коммунизма КГУ. В 1981-89 гг. - заведующий кафедрой философии, проректор по научной работе Казанского государственного института культуры. В 1989 -1991 гг. - заместитель заведующего идеологическим отделом Татарского обкома КПСС, затем заместитель председателя идеологической комиссии Татарского рескома КПСС. С 1991 г. - государственный советник при Президенте РТ. С 1996 г. - директор Института истории АН РТ.
Кандидат философских наук, доцент. Р.С. Хакимов считается одним из идеологов процесса "этнического возрождения" в республике и противником путинской политики централизации. Именно ему приписывают авторство проекта "Движение "Созидание", который должен был представить новый вариант региональной идеологии. Ввиду одиозности последнего, Р.С. Хакимов был вынужден публично заявить об отрицательном отношении к этому проекту.

Группа Ф.Х. Мухаметшина
В группе, объединившейся вокруг фигуры председателя Госсовета РТ (ГС РТ) Ф.Х. Мухаметшина, нет таких ярких личностей, как в группе М.Ш. Шаймиева. Родственники Ф.Х. Мухаметшина в этой группе также практически не присутствуют (если не считать того, что сын Ф.Х. Мухаметшина - заместитель генерального директора ПО "Оргсинтез"). В основном группа Ф.Х. Мухаметшина состоит из людей, работавших под его руководством в Верховном Совете РТ в 1990-1995 гг., Кабинете Министров в 1995-1998 гг. и Госсовете в 1999-2000 гг. И сам Ф.Х. Мухаметшин, и его группа производят впечатление людей, не стремящихся вести собственную политическую игру.

Политические ресурсы данной группы базируются на двух китах - близости Ф.Х. Мухаметшина к правящему клану (что в РТ является основным критерием влиятельности), а также практически "послушном" законодательном органе РТ - Госсовете.
Ф.Х. Мухаметшин контролирует деятельность значительной (около половины) части депутатов (остальные - либо прямые назначенцы М.Ш. Шаймиева, либо люди К.Ш. Исхакова).

Председатель Государственного Совета. РТ Мухаметшин Фарид Хайруллович родился 22 мая 1947 г. в Альметьевске. Окончил Альметьевский техникум газовой промышленности (1972 г.), Уфимский нефтяной институт (1979 г.) по специальности инженер-механик, Саратовскую высшую партшколу при ЦК КПСС (1986 г.). В начале карьеры был токарем, шофером, слесарем. Поворотным в ка-рьере было его назначение в 1970 г. инструктором Альметьевского ГК ВЛКСМ, а затем, в 1972 -инструктором горкома КПСС. В 1978-1980 гг. - заместитель, в 1980-1985 гг. - первый заместитель председателя исполкома Альметьевского горсовета. В 1985-1987 гг. - секретарь, затем второй секретарь Альметьевского горкома КПСС. В 1987-1988 гг. - начальник Альметьевского управления по подготовке технологической жидкости для поддержания пластового давления. В 1988-1989 гг. - председатель исполкома Альметьевского горсо-вета. В 1989-1990 гг. - министр торговли Татарской АССР. В 1990 г. - первый секретарь Альметьевского горкома КПСС. В 1990-1991 гг. - заместитель Председателя Совета Министров Татарской АССР. В 1991-1995 гг. - Председатель Верховного Совета РТ. В 1995-1998 гг. - Премьер-министр РТ. В 1998 г. возглавил Госсовет Татарстана. Председатель совета директоров банка "Ак Барс". Кандидат социологических, доктор политических наук.

Заместитель Премьер-министра РТ Швецов Владимир Александрович родился 3 июля 1955 г. Окончил Казанский инженерно-строительный институт (1977 г.), по специальности инженер путей сообщения. С начала карьеры работал в тресте "Камдорстрой" (Набережные Челны) мастером, прорабом, старшим прорабом (1977-1987), начальником СУ (1987-1993), управляющим трестом (1993-1994). В 1994 -1995 гг. - генеральный директор АО "Камдорстрой". С июня 1995 г. занимает пост заместителя Премьер-министра РТ. Куратор представительства РТ в Республике Кипр.

Вице-премьер Кабинета министров РТ Валеева Зиля Рахимьяновна родилась 15 октября 1952 г. в Уфе. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета (1978 г.). Журналистскую карьеру начинала в 1970 г. в молодежной газете "Ленинец" (Уфа), с 1980 г. в Казани. В 1980-1982 - корреспондент газеты "Вечерняя Казань", в 1982-1990 - заведующая отделом социальных проблем газеты "Советская Татария". В 1990-92 гг. - редактор отдела политики газеты "Известия Татарстана". В 1992 -95 гг. - первый заместитель Председателя Верховного Совета РТ. В 1995-99 гг. - заместитель Председателя Госсовета РТ, с 1999 г. министр по делам печати, телевидения и радиовещания РТ, с мая 2001 г. - заместитель Премьер-министра РТ.

Группа Р.Н. Минниханова
Группу образуют братья Миннихановы, интересы которых заключаются в сохранении и упрочении своих экономических и политических позиций. У среднего брата - премьер-министра Рустама Минниханова есть также виды на президентское кресло. Группа сильно зависит от доминирующей группы М.Ш. Шаймиева, благосклонность которого, в сущности, и определила взлет трех братьев. Глава группы близок не только к группе М.Ш. Шаймиева, но и к самому Президенту РТ, который помог ему в течение двух лет подняться с должности Главы администрации Высокогорского района до министра финансов, а затем и Премьер-министра республики Татарстан.

Премьер-министр РТ Минниханов Рустам Нургалиевич родился 1 марта 1957 г. в селе Новый Арыш Рыбно-Слободского района Татарской АССР. Окончил Казанский сельскохозяйственный институт (1978 г.), Казанский филиал Московского института советской торговли (1986 г.). В начале карьеры (1978 -1980 гг.) работал инженером объединения "Сельхозтехника" Сабинского района, потом энергетиком в леспромхозе. В 1983-1985 гг. - заместитель председателя правления Сабинского райпо. В 1985-1990 гг. - председатель правления Арского райпо, в 1990-1992 гг. - председатель Арского райисполкома, в 1992 -1993 гг. - первый заместитель главы администрации Арского района. В 1993-1996 гг. - глава администрации Высокогорского района. В 1996-1998 гг. - министр финансов РТ. В 1998 г. возглавил Правительство Татарстана. Кандидат экономических наук. Профессионально занимается автоспортом, участвует в автогонках российского и международного уровня.

Заместитель Премьер-министра, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Ахметов Марат Готович родился 16 июня 1954 г. в с. Хасаншаих Арского района Татарской АССР. Окончил Казанский государственный ветеринарный институт (1976 г.), Саратовскую высшую партшколу (1988 г.). Работал в хозяйствах и учреждениях Балтасинского района. В 1976-1978 гг. - ветеринарный врач в колхозе им. Чапаева. В 1978-1983 гг. - председатель колхоза "Алга". В 1983-1990 гг. - второй, затем первый секретарь Балтасинского райкома КПСС. В 1990-1991 гг. - председатель райсовета, в 1991-1999 гг. - глава администрации, в 1992-1999 гг. - глава администрации и председатель Балтасинского райсовета. С мая 1999 г. - заместитель Премьер-министра РТ, министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана.

Группа Р.Ф. Муратова
Интересы: сохранение и осторожное расширение своего влияния в республике. Последний крупный конфликт у лидера этой группы был с нынешним председателем Государственного комитета по управлению имуществом РФ Фаритом Газизуллиным (в июне 1996 г. переведен в Москву). Вместе с тем, Р.Ф. Муратов никогда не высказывал претензий на более высокий пост, иначе он не смог бы сохранить уже имеющийся. Группа считается наиболее интеллектуальной, т.к. Р.Ф. Муратов курирует Центр социальных и экономических исследований при КМ РТ (директор - Кудрявцева А.Н., первый зам. министра экономики). Центр принимал активное участие в разработке Государственной программы экономического и социального прогресса РТ, программ адресной социальной защиты населения РТ и др.

Первый заместитель Премьер-министра РТ Муратов Равиль Фатыхович родился 30 августа 1949 г. в совхозе "Тюрнясевский" Октябрьского района Татарской АССР. Окончил Казанский филиал Московского государственного университета коммерции. После школы работал на строительстве Нижнекамского нефтехим-комбината. В 1968-1970 гг. служил в армии (г. Москва). Работал слесарем-монтажником, технологом на спиртзаводе. С 1974 в системе потребкооперации, в 1983 г. назначен заместителем председателя Татпотребсоюза РТ. С 1987 г. - министр торговли Татарской АССР, с 1989 г. - заместитель Премьер-министра РТ, с 1995 г. - первый заместитель Премьер-министра РТ. С 1996 г. возглавляет совет директоров транснациональной компании "Укртатнафта". В 1997-1999 гг. был председателем совета директоров ОАО "КамАЗ", В 1997-2000 гг. - председатель совета директоров АО "Татинком". Доктор экономических наук, действительный член РАЕН. Автор книги "Дорогу осилит идущий", ряда научных монографий.

Группа К.Ш. Исхакова
Данная группа состоит из двух неравных частей, что отражает характер рекрутирования ее членов. С одной стороны, это высокопоставленные городские чиновники и главы районных администраций г. Казани, работавшие ранее в районном и областном звене ВЛКСМ и КПСС, с другой - предприниматели "новой волны". Интересы политической группы связаны с перспективами установления контроля над республикой, что, в свою очередь, зависит от итогов будущих президентских выборов в РТ. Лидер группы К.Ш. Исхаков - мэр г. Казани, где проживает до 30% избирателей, что дает ему хорошие стартовые возможности. Вместе с тем велика вероятность фиаско, т.к. этому противодействует сильная группа М.Ш. Шаймиева. К.Ш. Исхаков - лишь глава администрации, назначенный Президентом РТ, и поэтому в любой момент может быть снят.

Главный политический ресурс - номенклатурный Объединенный совет народных депутатов г. Казани, председателем которого также является К.Ш. Исхаков. Главы администрации районов г. Казани тоже назначаются по предложению К.Ш. Исхакова. Большинство депутатов Госсовета РТ от казанских округов прошли в него при поддержке К.Ш. Исхакова.

Глава администрации г. Казани, председатель Казанского объединенного Совета народных депутатов Исхаков Камиль Шамильевич родился 8 февраля 1949 г. на окраине г. Казани в самостроевском поселке Савиново. Окончил Казанский государственный университет, физический факультет (1973 г.). После учебы в КГУ в 1973-1980 гг. - первый секретарь Советского райкома ВЛКСМ г. Казани. В 1980-1988 гг. - заместитель директора, директор Казанского научно-учеб-ного центра НПО "Алгоритм", генеральный директор Казанского НПО вычислительной техники и информатики. В 1988-1989 гг. - первый секретарь Совет-ского райкома КПСС. С 1989 г. - председатель исполкома Казанского горсовета, с 1991 г. - глава администрации г. Казани, с 1995 г. - председатель Казанского объединенного Совета.

Внутриэлитная оппозиция (московские татары)
Впервые раскол правящей элиты открыто проявился в мае 1998 г., когда на сессии Госсовета глава администрации Набережных Челнов Р.З. Алтынбаев осмелился бросить вызов президенту, выдвинув свою кандидатуру на пост спикера парламента. Через некоторое время последовали его отставка и "зачистка" поддержавших его тринадцати глав администраций, руководителя Аппарата Президента РТ, министра внутренних дел РТ и т.п.
Но на этом закончился лишь первый раунд борьбы внутри татарстанской элиты. Р. Алтынбаев был назначен на должность заместителя федерального министра сельского хозяйства. Кроме того, в Москве работает Ф.Р. Газизуллин (Министр имущественных отношений Российской Федерации), имеющий хорошие отношения с Р.З. Алтынбаевым еще со времени работы в Набережных Челнах.

Министр имущественных отношений РФ Газизуллин Фарит Рафикович родился 20 сентября 1946 г. в г. Зеленодольске. В 1973 г. окончил Горьковский инсти-тут инженеров водного транспорта. Кандидат философских, доктор социологичес-ких наук. Карьера началась с работы в 1963-1967 гг. слесарем-сборщиком в Зеленодольске, затем в 1967-1984 гг. - комсомольская работа в Зеленодольске и Набережных Челнах. В 1984-1987 гг. - председатель исполкома Комсомольского райсовета г. Брежнева; в 1987-1989 - заведующий отделом по комплексному экономическому и социальному развитию Совета Министров Татарской АССР; в 1989-1991 - первый заместитель председателя Госплана Татарской АССР, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан; в 1991-1996 г. - председатель Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом. С июня 1996 г. - заместитель, с 1997 г. - министр имущественных отношений РФ.

Сопредседатель Партии Жизни Алтынбаев Рафгат Закиевич родился 21 сентября 1948 г. в с. Сарабикулово Лениногорского района. Окончил Казанский химико-технологический институт (1971 г.). В 1971-1974 гг. работал старшим инженером СМУ-4 Управления строймеханизации УС "Камгэсэнергострой" (г. Набережные Челны), с 1974 г. - секретарем комитета ВЛКСМ Управления строительства города "Камгэсэнергостроя". С 1976 г. - заведующий орготделом, второй секретарь Автозаводского райкома КПСС, с 1985 г. - председатель Автозаводского райисполкома, с 1987 г. - второй секретарь горкома КПСС, с 1990 г. - председатель исполкома, с 1991 по 1999 г. - председатель Набережночелнинского горсовета народных депутатов, мэр города Набережные Челны. В 1999-2001 гг. - заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации. В мае 2001 г. был назначен представителем Кабинета Министров Республики Татарстан в Совете Федерации ФС РФ со сроком окончания полномочий в 2006 г. Возглавлял Комитет по вопросам местного самоуправления, входил в состав Комиссии по информационной политике и Комиссии по контролю над обеспечением деятельности Совета Федерации. В апреле 2003 г. был досрочно отозван из Совета Федерации президентом РТ М.Ш. Шаймиевым.

Оппозиционная элита (контрэлита)
На базе блока демократических и федералистских сил "Равноправие и Законность" возникли две группы, возглавляемых соответственно депутатом ГД ФС РФ, лидером блока и лидером партии "Развитие предпринимательства" И.Д. Грачевым, и депутатом Государственного Совета РТ, председателем блока А.В. Штаниным. Оба - и Грачев, и Штанин - физики по образованию, кандидаты физико-математических наук. В политику пришли на рубеже 1980-1990-х гг. Стратегическая цель обеих групп - изменение авторитарной политической системы в Республике Татарстан, но они расходятся в методах.

И.Д. Грачев избирался депутатом Госдумы по федеральной части списка объединения "ЯБЛОКО" в 1993 и 1995 гг. (в 1999 г. - ОВР). С 1998 г. занят разработкой и продвижением собственного политического проекта -движения (ныне партии) "Развитие предпринимательства", но поддерживает самую тесную связь и с Татарстаном. Несмотря на свое название, партия "Развитие предпринима-тельства" носит отчетливо социал-либеральный характер, представляя собой один из вариантов развития партии "ЯБЛОКО" (социальную направленность партии "Развитие предпринимательства" четко иллюстрируют поправки к пенсионному законодательству и разработка законов об ипотеке). Статус депутата Госдумы, председателя Комиссии по ипотечному кредитованию и лидера общероссийской партии позволяют ему концентрировать значительные финансовые и организаци-онные ресурсы, а татарстанское отделение партии "Развитие предпринимательства", сформированное во многом на базе регионального отделения "ЯБЛОКА", - одна из наиболее сильных демократических организаций в РТ.

Ресурсы группы А.В. Штанина более скромны, что отчасти компенсируются его личной активностью как единственного оппозиционного депутата регионального парламента. Однако А.В. Штанин имеет сравнительно небольшое число сторонников: его поддерживает лишь группа старых активистов демдвижения начала 1990-х гг. Он находится в активной конфронтации с республиканскими властями; аппарат главного федерального инспектора, если и поддерживает с ним отношения, то старается их не афишировать. Даже в собственной партии - СПС - он активно борется с конформистской по отношению к власти группой.

Влияние федерального центра на "вертикаль власти" в регионе
Мнения экспертов по поводу процесса приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным, идущего в течение последних трех лет, достаточно резко разделились.
Представители татарской интеллигенции считают, что Шаймиев занял "капитулянтскую позицию". Независимые эксперты из числа аналитиков СМИ и бизнесменов отмечают преимущественно аппаратный характер урегулирования проблем между Москвой и Казанью. Некоторые эксперты, близкие оппозиционным силам, высказывают опасения в связи с длительностью процесса и отсутствием заметных результатов.

Думается, что здесь, как и в ряде других случаев, наиболее верной представляется промежуточная точка зрения. Федеральный центр не делает решительных шагов, желая сохранить контроль над ситуацией в республике, тогда как Президент РТ М.Ш. Шаймиев лавирует, ища путей для сохранения не только своего влияния как политической фигуры, но и влияния своего клана как политической величины. Возможно также, что при всем неудобстве для федеральной власти Президента РТ М.Ш. Шаймиева в московском Кремле не видят альтернативной ему фигуры во главе Татарстана, способной контролировать ситуацию в республике.

В то же время республиканские власти склонны игнорировать полномочного представителя Президента РФ, считая его лишней инстанцией. Демонстративно предпочитая прямые контакты с Президентом РФ, они демонстрируют, что С.В. Кириенко - это "не их уровень". В течение 2000-2003 гг. С.В. Кириенко приезжал в Казань трижды и только один раз был принят М.Ш. Шаймиевым.
С главным федеральным инспектором по РТ республиканские власти также стремятся не поддерживать отношений. 12 октября 2000 года главным федеральным инспектором по Республике Татарстан был назначен М.М. Галимарданов. Первое время М.Ш. Шаймиев пытался вообще не замечать главного федерального инспектора. Сейчас он должен в большей степени учитывать роль полномочного представителя Президента РФ и главного федерального инспектора в РТ, так как М.М. Галимарданов стал разрабатывать стратегию воздействия на общественное мнение, минуя М.Ш. Шаймиева (открытие и работа общественной приемной полномочного представителя Президента РФ).


НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ЛИЦА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА


Характер контроля над экономическими ресурсами
В РТ нет крупного независимого частного бизнеса. Правительству РТ принадлежат пакеты акций таких крупнейших предприятий, как "Татнефть", "Оргсинтез", "КамАЗ", "Татэнерго", "Нижнекамскшина", "Нижнекамскнефтехим". Правительство владеет также контрольными пакетами акций крупных компаний. Руководители крупных предприятий с благословения исполнительной власти и Президента РТ входят в ГС Республики Татарстан.

Внутреннюю экономическую ситуацию контролирует узкая группа людей. В настоящее время по объему промышленного производства первое место в рес-публике занимают химическая и нефтехимическая промышленность (26,4%), да-лее идут топливная (22,8%), машиностроение и металлообработка (16,8%), электроэнергетика (11,6%). Аналитики практически единодушны в своем мнении, что большинство крупнейших предприятий республики так или иначе зависит от республиканского руководства. Отношения с представителями российских естественных монополий, без взаимодействия с которыми регион не может существовать (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "Транснефть"), и с российскими ФПГ (такие отношения должны быть обоюдовыгодными и подкрепляться длительными деловыми знакомства-ми), поддерживаются на избирательной основе.

Российские ФПГ не занимают заметного места в социально-политической жизни РТ, поскольку Президент и кабинет министров РТ полностью контролируют экономику республики. Более того, исполнительная власть РТ до последнего времени активно, препятствовала выходу общероссийских ФПГ на местный рынок. Тем не менее, проведение полностью изоляционистской позиции невозможно, ибо в едином российском экономическом пространстве самостоятельно Татарстану работать трудно. Более или менее активное проникновение в РТ российских компаний началось со второй половины 2002 г. Сегодня можно назвать не так уж много российских компаний, которые бы были самостоятельно представлены на местном рынке либо являлись акционерами крупных предприятий Татарстана.

Интерес к ведению бизнеса в Татарстане активно проявляют компании "Альфа-Групп" и ЛУКойл. Еще в августе 2000 г. руководство "Вымпелкома-Р", блокирующим пакетом акций которого владеет "Альфа-Эко Телеком", осуществило попытку инвестировать средства в освоение рынка сотовой связи, но потерпело тогда жестокую неудачу. Сотовая сеть "Би-Лайн" поэтому была открыта в РТ лишь осенью 2002 г. Несколько раз переносились сроки ввода в коммерческую эксплуатацию сетей сотовых компаний "Мегафон" и СМАРТС. Тем не менее эти операторы пришли в ре-спублику, а холдинг ТАИФ продал крупнейшего сотового оператора в РТ - компанию "ТАИФ-Телеком" - своему давнему партнеру - "Мобильным Теле-Системам" (МТС).

Характеристика экономической элиты
В иерархии элит экономическая элита занимает второе место после политической. Вхождение в политическую элиту автоматически обеспечивает доступ не только к властным, но и экономическим ресурсам. Именно поэтому часто не соответствующих должности или опальных политических руководителей отправляют "в отставку" в экономическую сферу республики.

Можно привести примеры успешного перехода из бизнеса на госслужбу или обратно. Так, владелец преуспевающей сети магазинов "Александр Ltd" A.E. Сергеев в 2002 г. стал генеральным директором Агентства по развитию предпринимательства РТ, причем по личному разрешению М.Ш. Шаймиева не перестал заниматься бизнесом, а через год оставил официальную должность, вернувшись на прежнее место.

Бывший министр экономики Д.М. Бикбов стал заместителем управляющего Татфондбанком; бывший министр финансов Д.Н. Нагуманов - управляющим отделением РКЦ Приволжского района; бывший глава Арского района В.В. Мингазов - генеральным директором, холдинга "Татарстан-сэтэ"; бывший глава администрации Вахитовского р-на г. Казани С.Ф. Мухарлямов - заместителем директора по эконо-мике ПО "Оргсинтез", бывший вице-премьер А.И. Конюшева - генеральным директором АО "Холод".

Большинство групп экономического влияния так или иначе патронируются теми или иными лицами, обладающими властью.

Исходя из этого, классификация экономической элиты практически совпадает с классификацией политических групп влияния. Ключевыми фигурами экономической элиты являются:

  • Р.М. Шаймиев (ТАИФ) и А.М. Шаймиев (Дорожный фонд РТ);
  • Э.С. Губайдуллин (аппарат Президента);
  • Ш.Ф. Тахаутдинов ("Татнефть");
  • В.М. Бусыгин ("Нижнекамскнефтехим");
  • И.Ш. Фардиев ("Татэнерго");
  • Н.Х. Юсупов ("Оргсинтез");
  • Е.Б. Богачев (НацБанк);
  • Р.Н. Минниханов (премьер-министр Республики Татарстан);
  • В.А. Швецов (зам. премьер-министра РТ);
  • Р.Р. Мусин (Ак Барс банк);
  • Р.Ф. Муратов и С.А. Когогин (КамАЗ);
  • К.Ш. Исхаков (глава администрации г. Казани);
  • А.Н. Хайруллин ("Красный Восток") и И.Н. Хайруллин (Эдельвейс);
  • Ф.Р. Газизуллин (Министерство имущественных отношений РФ).

Классификационные признаки экономической элиты
Главный критерий - объем контролируемых ресурсов. Как правило, эти люди контролируют производство с оборотом 15 -20 млн. долларов и больше, причем представитель экономической элиты может быть и собственником, и менеджером.

Среди других критериев следует отметить:

  • характер контролируемых ресурсов (финансовые потоки, предприятия и т.д.);
  • форму собственности (государственное унитарное предприятие, акционерное общество и т.д.); · высокие личные доходы, стандарты потребления, жизненный уровень;
  • близость к власти, наличие персональных связей с лидерами политической элиты.
    В отдельных случаях таким критерием выступает статус депутата Государственного Совета Республики Татарстан.

Для дальнейшей классификации могут быть также важны такие критерии, как опыт прошлой работы, образование и т.д.

ГРУППЫ ВЛИЯНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Группа Шаймиева
Эту группу составляют сыновья президента Радик и Айрат Шаймиевы, его племянники Ильшат и Ренат Фардиевы и руководитель Аппарата Президента РТ Экзам Губайдуллин. К этой же группе примыкают дружественные группы-спутники: ближайшие друзья семьи (группа Миннихановых) и коллеги по работе (группа Мухаметшина-Швецова).

Клан Шаймиева прямо или косвенно контролирует более 70% экономического потенциала республики. Старший сын президента Айрат является гендиректором АО "Дорожный сервис". Младший сын президента Радик Шаймиев, по некоторым сведениям, непосредственно владеет 5 % акций АО "Татнефть", контролирующего добычу и переработку нефти, а также заправочный бизнес в Татарстане. Еще 7% акций Татнефти принадлежат российско-американскому АО "ТАИФ", где Радик Шаймиев является председателем совета директоров. ТАИФ имеет внушительные пакеты акций крупнейших предприятий республики ("Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", Казанский вертолетный завод, "Татнефтепродуктхолдинг", "Оргсинтез", КМПО, Казанский компрессорный завод и др.).

Интересна и структура взаиморасчетов "Татнефти" с АО "Татэнерго" - главным поставщиком электроэнергии на предприятия компании и крупным потребителем ее продукции. Возглавляет "Татэнерго" племянник Шаймиева Ильшат Фардиев. Ильшат Фардиев является также членом совета директоров крупнейшего в республике банка "Ак Барс". Другой племянник, Ринат Фардиев, - депутат Госсовета РТ.

Ключевую роль в координации внутригрупповых организационных и финансовых коммуникаций играет руководитель аппарата Президента РТ Э.С. Губайдуллин. Он располагает также мощным кадровым ресурсом: поскольку в Татарстане главы администраций не избираются, а назначаются, он играет ведущую роль при назначении на такие высокие должности.

Группа Миннихановых
Главным интересом группы является удержание и расширение сфер влияния как в политике, так и в экономике республики. Так как эта группа, как и предыдущая, в настоящее время находится у власти, то она заинтересована в расширении своего влияния на значимые ресурсы.

Экономические ресурсы:

  • бюджетные средства (финансовые потоки республики, идущие через Минфин РТ; строительство Нижнекамского нефтеперабатывающего завода; Управление по налогам и сборам РФ по РТ; ГИБДД РТ, Министерство сельского хозяйства и др.);
  • средства внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд безопасности дорожного движения, Фонд газификации);
  • контроль над валютными ресурсами от продажи нефти (Р.Н. Минниханов является председателем совета директоров АО "Татнефть");
  • контроль над финансово-кредитными источни-ками (Татфондбанк).

Показательно, что Р.Н. Минниханов лично курирует создание ОАО "Связьнефтехимхолдинг", которому передаются государственные пакеты акций ключевых нефтехимических и телекоммуникационных компаний РТ. Иметь вышеперечисленные ресурсы членам группы позволяют должности, а также дружеские отношения Р.Н. Минниханова с A.M. Шаймиевым (преимущественно на почве автогонок), министром финансов РТ P.P. Мусиным, министром сельского хозяйства РТ М.Г. Ахметовым, руководителем Управления по налогам и сборам РФ по РТ Р.Ш. Хайровым, председателем правления Татфондбанка Р.Ш. Губайдуллиным, управляющим Пенсионным фондом РТ А.Р. Шафигуллиным и исполнительным директором Фонда газификации РТ З.М. Миннахметовым.

Заняв пост Премьер-министра, Р.Н. Минниханов практически полностью заменил команду Мухаметшина, назначив на ключевые посты вышеуказанных лиц. Поскольку Минниханов занимает должность сравнительно недавно (с 1998 г.) и не принимал участия в экономических скандалах, реальный масштаб влияния группы на экономическую сферу определить достаточно сложно.

Группа Мухаметшина-Швецова
Ключевым интересом лидеров группы является сохранение имеющегося политического влияния. Республиканская легислатура также практически подконтрольна спикеру Госсовета, являющемуся лидером одной из подгрупп.
Как правило, голосует "против" только депутат А.В. Штанин, в случае тайного голосования может добавляться еще несколько голосов. Ф.Х. Мухаметшин стремится также включить в политическую элиту своих соратников по нефтяной группе, членом которой он стал, работая главой администрации г. Альметьевска.

В.А. Швецов же заинтересован и дальше курировать проекты республиканского значения, прежде всего строительные (такие, например, как строительство мостов и метро).

Экономические ресурсы:

  • бюджетные средства (ОАО "Мосты Республики Татарстан", "Казметрострой");
  • доходы от подконтрольных фирм и организаций (банк "Ак Барс", сеть бензоколонок, АО "Международный аэропорт "Казань").

"Своим", по словам экспертов, считают Мухаметшина и нефтяники. Сын Ф.Х. Мухаметшина М.Ф. Мухаметшин является заместителем генерального директора ОАО "Оргсинтез".
Вице-премьер республиканского правительства В.А. Швецов курирует в республике самые значительные строительные проекты: строительство моста через Каму, казанского метро и реконструкцию международного аэропорта "Казань".

По данным Комитета парламентского контроля Госсовета РТ, бюджетные средства, выделяемые на такие масштабные проекты, нередко используются нецелевым образом. В частности, комитетом констатируется нецелевое и нерациональное использование бюджетных средств на сумму 1 млрд.155 млн. руб. По признанию министра финансов, с 2000 г. республика раздала коммерческим организациям кредитов на 12 млрд руб.

Группа Исхаков-Хайруллины
У группы есть и политические и экономические интересы. Общим интересом группы является сохранение суверенного статуса Республики Татарстан. К.Ш. Исхаков является активным и обладающим мощным ресурсным потенциалом претендентом на пост Президента Татарстана. Его политическая деятельность последних лет направлена на достижение этой сверхцели. Тот факт, что оба брата Хайруллины являются депутатами Госсовета РТ, показывает, что К.Ш. Исхаков делает все возможное для укрепления позиции в республике подконтрольного ему бизнеса и получения возможности влиять на принятие решений экономического и политического характера.

Экономические ресурсы:

  • контроль над бюджетом Казани;
  • муниципальное имущество Казани (иногда даже республиканские структуры с трудом могут разобраться, где государственная собственность общереспубликанского подчинения, а где городского);
  • средства, выделяемые на сохранение и развитие исторического центра Казани и празднование 1000-летия города (юбилей состоится в 2005 г.);
  • ТПГ "Эдельвейс" и АО "Красный Восток" (братья Хайруллины), 000 "Мета" (А.Г. Сапоговский).

На реализацию федеральной программы сохранения и развития исторического центра Казани из российского бюджета было выделено только в 2002 г. 1 млрд. 120 млн. руб., в 2003 г. запланировано выделить 1 млрд. 12 млн. руб. До 2005 г. предполагается выделить 19,75 млрд. руб. (при этом бюджет Казани в 2003 г. -3,5 млрд. руб.). Общий же объем финансирования объектов строительства и реконструкции города составит из всех источников около 65 млрд. руб.

Между тем не первый год ведется расследование хищений средств, поступавших от оплаты коммунальных платежей в КУП "Городская расчетная палата". По данным ревизии КРУ Минфина РТ, расхищалось до 40 % поступавших средств. Одним из главных экономических рычагов группы является торгово-промышлен-ная компания "Эдельвейс", которая входит в первую пятерку крупнейших налогоплательщиков Татарстана и месячный оборот которой составляет 1,7 млрд. руб.

Резюме
В правящей элите Республики Татарстан может быть выделено несколько элитных групп (кланов), участников которых связывают, как правило, общность происхождения, обусловливающая культурную и ментальную близость и лояльность лидеру. Последняя имеет первостепенное значение, поэтому группы проще обозначить по фамилиям их лидеров.

Это описанные выше группы (в порядке значения) Шаймиева, Мухаметшина, Минниханова (две последние фактически входят в группу Шаймиева как субгруппы), Муратова, Исхакова.

Элитные группы в экономике Татарстана в значительной степени конгруэнтны политическим элитным группам: наиболее сильные позиции у хозяйственников, связанных с М.Ш. Шаймиевым, есть группы предприятий, связанные преимущественно с Ф.Х. Мухаметшиным, Р.Н. Миннихановым, Р.Ф. Муратовым, К.Ш. Исхаковым. Таким образом, можно говорить о высокой степени универсальности элитных групп Татарстана (за исключением, пожалуй, контрэлиты). Так, вхождение в политическую элиту автоматически обеспечивает доступ не только к властным, но и к экономическим ресурсам.

В то же время для удобства анализа и восприятия, на наш взгляд, оказалось целесообразным описать эти группы дважды, отдельно охарактеризовав политический и экономический аспекты их деятельности. Период формирования региональной элиты, в которую вошли часть старой партийной элиты, родственники и друзья клана, а также новые выдвиженцы, фактически завершился к 1995 г., когда оппозиция была практически разгромлена.

Отсутствие "внешнего врага" привело к возникновению внутриэлитных противоречий: в 1998 г. в правящей элите произошел раскол (Р.З. Алтынбаев и др.), который был ликвидирован путем изгнания из республики оппозиционной части элиты. Вместе с тем прежняя монолитность правящей элиты, при отсутствии внешней оппозиции, в полной мере не могла быть восстановлена: так, уже три года наблюдается "тлеющая" конфронтация между группами М. Шаймиева и К. Исхакова. В течение многих лет характер рекрутирования элиты остается практически неизменным.

Данный процесс можно проследить на примере наиболее влиятельной группы Президента РТ М.Ш. Шаймиева.

  • Наиболее близкий круг составляет "семья" - близкие родственники.
  • Следующий, практически столь же близкий круг - друзья "семьи".
  • В третий, наиболее многочисленный круг, составляют "социально близкие" высокопоставленные функционеры: этнические татары, происходящие из деревень.
  • Четвертый круг составляют "приближенные к трону" - функционеры, выделенные и приближенные ввиду их деловых качеств, невзирая на происхождение и этническую принадлежность, но с учетом их безусловной личной лояльности первому лицу.

©"Самые влиятельные люди России - 2003"
Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), Москва, 2004.

Вам нужен подъемник? Недорогая аренда подъемников от компании Кузница.
 




Тартария_2


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: