Театр как досуг
Писать на театральные темы - не мой профиль. В наше время, чтобы стать театральным критиком необходимы либо специальное образование, либо известная наглость. Тем не менее, о театре в Казани обычно пишут те, кто специального образования не имеют, зато считают себя "театралами", то есть хорошими знакомыми главных режиссеров.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало интервью главрежа Камаловского театра Марселя Салимжанова "Восточному экспрессу" (№ 8, автор Резеда Даутова). После рассказа о великих (с 1906 года) традициях, после рассуждений о состоянии татарской драматургии и татарского театра, "мэтр театрального мира" (терминология Резеды Даутовой) заявляет: "Говорят: театр - это кафедра. Возможно. Но одно знаю: театр - не музей! Меня тошнит, когда я на русских сценах вижу в 105 раз пусть гениальную пьесу Чехова "Вишневый сад". Сколько можно!" Далее Салимжанов начинает объяснять Даутовой, почему он опять ставит "Голубую шаль", "на которой выросло не одно поколение казанцев"...

Казалось бы, все ясно. Татарский театр - явление самобытное, с мировой культурой пока связанное лишь посредством Всемирных конгрессов татар. Да и газета "Восточный экспресс", как я уже отмечал, - издание специфическое. Но… Скажите, давно ли вы видели русский театр в Казани? Давно ли смотрели русскую пьесу? Что из русской классики смотрело ваше "подрастающее поколение"? Что ставят на сцене Большого русского драматического имени Качалова театра с тех пор, как на место главного режиссера Станислава Таюшева был приглашен Александр Славутский?

"Скрипач на крыше", "Роковые яйца", "Приключения Тома Сойера", "Пиковая дама", "Трехгрошовая опера", - все эти последние "успехи", о которых так любит писать местная пресса, не могут иметь даже отдаленного отношения к русской драме, а имеют отношение, скорее, к личным творческим амбициям и пристрастиям г-на Славутского. Мюзиклы и кафешантанные постановки, которые с успехом проходят на гастролях во Франции, возможно улучшили материальное положение отдельно взятых сотрудников театра, но не решили главной проблемы: проблемы сохранения русской культуры в Татарстане.

"Где русский театр, господа?" - так и хочется воскликнуть на манер какого-нибудь поручика Волк-Лисицкого, отчаянно грассируя и хватаясь правой рукой за кобуру. Но времена погромов давно прошли. А жаль! Во всяком случае, идейный разгром концепции местечковой режиссуры не помешал бы. Вместо этого приходится читать восторженные рецензии отдельных друзей театра, типа Айсылу Кадыровой на страницах "Вечерней Казани" - "Стриптиз на сцене Качаловского".

Когда-то я чуть не заплакал на премьере "Дачников", которых ставил на сцене Качаловского Станислав Таюшев. Но не потому, что первый раз увидел пьесу, а потому что увидел настоящего Чехова. (По-видимому, "мэтра" Салимжанова на премьере не было… или в это время его уже тошнило в туалете). Но впечатление от игры было очень сильное. Доказательство этому - мертвая тишина, которая стояла секунд пять после финальной реплики. Только потом зал начал аплодировать…

Сейчас на спектаклях Александра Славутского аплодируют часто. Актеры кричат со сцены, как коверные в цирке, и легко пускаются впляс. Много музыки и шумовых эффектов. Стреляют из хлопушек. Нынешнему казанскому зрителю это по вкусу. Досуг, знаете ли… Цены на спектакли умеренные, работает буфет. Можно прийти с детьми, "окультуриться" всей семьей. Театр на хорошем счету в татарстанском Министерстве культуры, а главный режиссер Александр Славутский член политсовета официозного движения "Яна гасыр - Новый век". И таки все хорошо, но что-то не так. Чего-то не забирает. В цирке лучше.

Недавняя трагическая гибель Александра Калаганова стала чертой, своебразным символом гибели русского драматического искусства в Казани. Замечательный актер после многих лет работы в театре оказался не нужен. В расцвете творческих сил был вынужден жить случайными заработками, ездить по другим городам. В Нижнем Тагиле был убит подростковой группировкой по нелепому поводу… Но говорят, что случайностей на свете не бывает. Калаганов просто не подходил для Славутского. Он не любил конъюнктуры и пытался, вопреки главрежу, играть "психологический" театр, которым так славились русская школа и театральная традиция со времен Станиславского. Упрямый Калаганов был "последним из могикан". Славутский не пришел даже на панихиду.

…Понятно, когда главного режиссера татарского драмтеатра тошнит от "Вишневого сада", который он смотрит в сто пятый раз. (Заставьте его посмотреть "Голубую шаль" десять раз подряд - и то станет плохо!). Тревожит другое, отчего похожее чувство постоянно возникает на спектаклях Александра Славутского. Иногда достаточно даже одного действия… Но, возможно в этом и заключается секрет мастерства?

 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: