Казанский кремль: вандализм под эгидой ЮНЕСКО
В Казани по инициативе властей Татарстана продолжается реконструкция памятника русской архитектуры XVI-XIX веков "Казанский Кремль", в результате которой облик исторического ансамбля приобретает необычные формы и детали. Только что на одном из православных храмов вместо креста был установлен знак ЮНЕСКО. Как заявил директор заповедника "Казанский Кремль" Ильдус Вахитов, "протесты общественности вряд ли что-то изменят. Церковное яблоко получилось очень красивым…"
Возможен ли вандализм в двадцать первом веке? Оказывается, да. Более того, в Татарстане он получил официальный статус и формулировку "восстановление исторической справедливости". Собственно, восстанавливать справедливость, а проще говоря, переписывать отечественную историю в Татарстане начали одновременно с провозглашением суверенитета в 1990 году. Над этим работали целые институты и местные академии. Но одним переписыванием не ограничились - национальная идея требовала реальных, зримых образов.
Первой пострадала знаменитая башня Сююмбеки - легендарный символ Казани. Построенная в конце XVII века как дозорно-проездная, башня до февраля 1917 года была увенчана двуглавым орлом.
Однако с переходом власти к Временному правительству символ Империи был снят и по инициативе местных национал-радикалов вместо него установлен полумесяц. Продержался он недолго - провозглашение Татарской автономной советской социалистической республики не оставляло места национальным фантазиям. Весь советский период башня Сююмбеки простояла с пустым шпилем. Однако, с развалом Союза, мусульманский полумесяц вновь появился над бывшим фортификационным сооружением. А легенда о последней казанской ханше Сююмбике, которая, не желая становится наложницей русского царя, бросилась с башни, вошла во многие научные труды и даже местные учебники как исторический факт*.
Однако, что полумесяц! Следуя апологетам национальной татарской идеи, в 1997 году руководство Татарстана идет на беспрецедентный шаг: строительство на территории Казанского кремля новой мечети в память о Кул-Шарифе - мусульманском богослове и просветителе периода Казанского ханства. Многочисленные летописные источники также упоминают о "мечети Кул-Шариф", располагавшейся на территории крепости до взятия Казани Иваном Грозным. Но несмотря на упорные археологические изыскания, точного места нахождения мусульманской святыни найти так и не удалось. Не осталось даже фундамента…
Не беда. Идея пережила камни. По современному проекту с помощью турецкой строительной фирмы в кратчайшие сроки из бетона возводится новая мечеть (по словам самих же строителей, полностью соответствующая турецким традициям). Правда огромная мечеть явно доминирует над всеми сооружениями и к татарской архитектуре отношения не имеет… Но, таким образом, "восстанавливается историческая справедливость"… По словам президента Татарстана Минтимера Шаймиева, мечеть Кул-Шариф - это лучший памятник защитникам древней Казани, павшим в борьбе за независимость 450 лет назад.
После этого откровенно феодального решения, принятого татарстанскими властями в период "демократических российских реформ", уникальный памятник русского зодчества XVI-XIX веков получил новый облик и… новый статус. Этот статус был приобретен стараниями администрации Казани и дипломатическими маневрами татарстанского руководства в ноябре 2000 года. А в июне 2001 года в столицу Татарстана приехал заместитель председателя ЮНЕСКО Мунир Бушенаки. Официальная цель приезда чиновника влиятельной международной организации - передача сертификата о членстве Казани в Организации городов всемирного наследия. В финале мероприятия на стенах возле Спасской и Тайницкой башен Кремля были открыты знаки и мраморные доски,
извещающие, что Казанский кремль взят под эгиду ЮНЕСКО.Здесь то и выяснилось, что объект внесен в список… как "единственная сохранившаяся в России татарская крепость" - "The only surviving Tatar fortress in Russia"! (Кто не верит, может лично убедиться: - А.Д.) Однако на мраморных досках этой строчки все же не оказалось: стыдно врать в глаза согражданам.
Трудно поверить, что г-н Бушенаки и эксперты ЮНЕСКО совершенно не разбираются в истории или архитектуре. От татарской крепости в Казани не осталось даже камня - все в кремле было построено уже русскими зодчими (исключая турецкий новострой - мечеть Кул-Шариф). Тем легче поверить в неофициальную версию, распространяемую самими же высокопоставленными чиновниками Татарстана во
время кулуарных бесед или на банкетах. Они прямо говорят, что удивительная доверчивость экспертов была должным образом простимулирована из неких специальных фондов. Назывались даже размеры суммы, якобы пожертвованной для торжества исторической справедливости. Теперь "единственная сохранившаяся в России татарская крепость" занимает свое место в списке объектов Всемирного наследия. А памятники русской архитектуры приобретают невиданные очертания и завершения. Уже под эгидой ЮНЕСКО. - См. важное дополнение к теме
*Примечание автора. Еще до взятия Казани, в 1551 году ханша Сююмбика вместе с сыном Утямышем была увезена сначала в Свияжск, а затем в Москву. Впоследствие, по настоянию Ивана Грозного Сююмбека вышла замуж за бывшего казанского хана Шах-Али, который за заслуги при взятии Казани получил в вотчину город Касимов.
Некоторые источники утверждают, что гордая ханша ненавидела своего третьего мужа, оттого, якобы, крестилась и приняла постриг! Умерла в 1557 году в возрасте 37 лет. Могила легендарной казанской царевны находится в городе Касимов Рязанской области.
Сын Сююмбеки Утямыш-Гирей был крещен в 1553 году, получив христианское имя "Александр", однако прожил недолго (по одним источникам - 16, по другим - 19 лет). Похоронен в Московском Архангельском соборе. Надгробная надпись свидетельствует: "В лето 7074 (1566), июня в 11 день, на память Святых Апостол Варфоломея и Варнавы, преставися Царь Казанский, а во крещении Александр Сафагиреевич".
Сююмбеку и ее сына Утямыша-Александра считала своими предками знаменитая княжеская династия Юсуповых .