В газете "Звезда Поволжья" (№24, 17-23 июня 2004 г.) помещено примечательное письмо неназванного члена редколлегии газеты "Татарский мир"- одной из немногих, к сожалению, вменяемых татарских газет.
Дамиру Исхакову
Уважаемый Дамир Мавлявеевич!
Прошу извинить меня за промедление с ответом по поводу Вашего списка возможных публикаций в газете "Татарский мир" и журнале "Российская татарика". Оно связано с тяжкими размышлениями, следует ли мне гробить себя продолжением издания "Татарского мира" и возможен ли журнал "Российская татарика" на достаточно высоком уровне. Уверяю Вас, дело не в том, что официальная Казань нас травит, Уфа к татарам не подпускает, Москва к "татарскому вопросу" откровенно индифферентна - это для нас не неожиданность. Если бы было иначе, то "Татарский мир" и другие наши проекты и не нужны были бы. И не в том дело, что федеральная власть считает в политическом аспекте "татарский вопрос" в России закрытым. А в том, что официальная Казань отступилась и лишь делает вид, что она все еще та же. Да и что ей остается?
Президент В. Путин несколько дней назад провел заседание Госсовета, на котором обсуждались вопросы децентрализации управления в Российской Федерации. Таким образом, если несколько лет назад путь "суверенизации" был опущен на уровень "подлинной федерализации", то теперь он развернут в непроходимое болото дележа пирога. Кроме прочего это означает, что если в 2005 году и родится новый договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, то он окажется пустой декларацией. Все вернулось на круги своя.
Второе. По мере угасания "скандалов" в отношениях Казани и Москвы и в СМИ, и у политически активной общественности, и среди "простых татар" интерес к "татарскому вопросу" тает на глазах. В течение нескольких последних недель Ренат Сулейманович и я встречались с крупными государственными деятелями, учеными и другими людьми - и всюду нас спрашивали: а почему вы "педалируете" именно татарскую тематику - ведь теперь с ними все в порядке?..
Третье. У меня усиливается и усиливается впечатление, что все уже сказано и больше говорить некому и нечего. В частности, случайно ли, что авторы из Казани сплошь и рядом шлют в "ТМ" и для журнала "Российская татарика" старые тексты (в том числе написанные до 90-х годов)? То же самое делают авторы докладов семинара "Татарский вопрос в России" (Сюкияинен, Тишков, Губогло, а теперь еще и на осень философ - академик РАН и историк - член-корреспондент РАН). За два с лишним года я получил относительно полное представление о потенциальной автуре для нас из Москвы, Казани, Петербурга, Уфы. За мизерным исключением - нищета мысли и нищета духа!
С другой стороны, в силу обстоятельств нескольких десятилетий моей жизни я верил и верю только в одно: любое дело можно сделать лишь повседневным черновым и конкретным трудом - нужно изо всех сил возделывать и возделывать грядку за грядкой, тогда, может быть, и будет толк. А все остальное - политика, то есть игра ума или корыстное услужение сильным мира сего, потому что кушать хочется. Конечно, я не искренничал бы с Вами, если бы не надеялся, что Вы, Р.С. Хакимов и еще хотя бы с десяток казанских интеллектуалов не бросят дело, а станут искать другие пути татарского национального возрождения - а именно: вместо глобального политического проекта - система прагматичных программ; вместо политической перебранки - диалог в широком культурно-историческом контексте (в частности, с учетом процессов в Европе, Индии, США и т.д.), вместо планетарных "конгрессов" - кружки, издания, библиотеки, музеи, школы, курсы: "курочка по зернышку клюет".
К примеру, на деньги, затрачиваемые на "разные конгрессы и плавания, можно было бы создать и издать "Антологию татарской поэзии" на русском языке (последняя - о-очень советская! - вышла, кажется, в 1978 году), на татарском - с диском и кассетами; или создать и издать просветительские книжки об исламе для детей 10-15 лет, отдельно - для юношества и молодежи; или всерьез продвинуться с комментированными переводами Корана. На деньги, затрачиваемые на якобы сабантуй, в Москве можно было бы создать мемориал Габдуллы Тукая: его бюст, библиотека татарской поэзии, коллекция живописи и графики и т.д. - было бы московским татарам где преклонить голову, а заодно и русские о Тукае узнали бы. Вместо изданий, выставляющих татарский народ на посмешище публикациями об "открытиях", будто Киев основали булгары, Сергей Есенин - из татар, да и сам Гомер - из тюрков и т.п., или лжеисторических книжек для детей, которые издаются в Казани, или писанины, ставящей Урманче на один уровень с Микеланджело, давно можно было бы сделать трезвую и умную популярную книгу о "второй Атлантиде" - тюркском мире и тюркской цивилизации, и т.д. и т.п. Но...
За два с лишним года у меня сложилось впечатление, что татары, за малым исключением, не интересны самим татарам и тем более русским и другим. В сущности, не интересны они и многим казанским чиновникам, если судить по делам их, а точнее сказать - бездействию. У нас в редакции недавно была встреча с татарской молодежью Москвы - замечательные ребята, образованные, умные, но, во-первых, им "невыгодно" быть татарами (по вине Москвы), а во-вторых, если они и демонстрируют свою "татарскость", то это что-то вроде бантика для украшения, "экзотики" - чтобы выделяться в толпе.
Политики казанские поматросили и бросили татар - теперь у вас "во власти" "Единая Россия" и народ "проголосовал" за того самого Путина, который, как твердили в Казани еще несколько месяцев назад, сломал "ельцинский" федерализм. Остается лишь интеллигенция. Но большей своей частью она труслива, конъюнктурна, а татарская в немалой своей части еще и плохо образованна. Значит, надежда - на немногих. Но в том-то и дело, что это нормально - всегда и везде, не только в России. Так было и, наверное, будет: немногие! Словом, надо, я думаю, идти стезей русских народников, татарских джадидов, и это - на многие-многие годы.
Вот Вам моя "доктрина" и, соответственно - газеты, журналы, семинары, а также другие "инструменты", которые мы намеревались создать осенью - "Восточная гостиная" (для деятелей искусства), сообщество коранистов и др. Вероятнее всего, с января мы преобразуемся - может быть, расширимся до "Тюркского мира", может быть - до "Восточного мира". Но в любом случае я хотел бы сотрудничества с Вами и с Р.С. Хакимовым. Может быть, я ошибаюсь - чему был бы рад, - но больше в Казани интересных нам интеллектуалов нет. (Может быть, еще М. Усманов?)
Вообще, мне кажется, надо, чтобы казанские авторы давали критический разбор публикаций по татарской и тюркской истории. Я говорил М.Ш. Шаймиеву, что отсутствие критики придает смелость шарлатанам от истории (колесо, седло, шахматы и т.д. изобрели тюрки; до Золотой Орды у русских не было своей государственности; храм на Нерли построили булгары и т.д. и т.п.), а если критику будут давать московские авторы, то это станет расцениваться как проявление "шовинизма" и т.п. Он согласился, но, кажется, тем дело и закончилось.
Член редколлегии газеты "Татарский мир"
(Москва).