"Здесь реализуется наша мечта"
Георгий Сатаров предложил стратегию борьбы с коррупцией в Татарстане

С июля работала в Татарии исследовательская группа фонда "ИНДЕМ". Именно ее руководителю Георгию Сатарову, вошедшему в состав республиканской антикоррупционной комиссии, было поручено на местном материале изучить, описать и проанализировать такое позорное общественное явление, как коррупция. По результатам исследования московские социологи должны были предложить антикоррупционную стратегию. Они и предложили…

"Власти Татарстана набрались мужества", "это нужно всей России", "люди должны начать верить власти", - свой доклад на очередном заседании антикоррупционной комиссии господин Сатаров начал с патетических заявлений. Комиссия во главе с вице-премьером Татарстана Равилем Муратовым молчала. Проект стратегии получился толстым, поэтому внимательно ознакомиться успели не все. На всякий случай сидели с суровыми лицами - даже на первый взгляд многое в стратегии бросало тень на родную республику. Журналистам документа вообще не показали: чего зря народ смущать? Представителям прессы приходилось ловить буквально каждое слово докладчика. Для начала немного цифр - весь проект антикоррупционной стратегии для Татарстана занял 110 страниц, поделенные на 6 разделов: "Анализ ситуации", "Основы антикоррупционной политики", "Инструменты", "Основное содержание", "Мониторинг и аудит" и, наконец, "Ближайшие шаги по реализации". Как пояснил Георгий Сатаров, "этот документ - не исчерпывающая программа", в нем указываются "блоки, которые мы считаем основными": реформа местного самоуправления, совершенствование госуправления, реформа госслужбы и совершенствование регулирования экономики и деловой деятельности. Тем не менее, кое-что из труда следует привести целиком.

"Модель власти в Республике Татарстан объективно формирует и консервирует персоналистский режим, - здесь члены комиссии нахмурились. - …коррупция всеохватна и масштабна там, где модель организации власти предполагает правление не ответственной перед обществом бюрократии... - присутствующие стали еще мрачнее. - …татарстанская модель в целом мало отличается как от властных моделей в других субъектах Федерации, так и от федеральной модели. Позиция же руководства республики заключается в признании необходимости предпринять активные действия антикоррупционного характера"… На этом лица большинства несколько прояснились и выразили покорность судьбе ("Конституционная конструкция в РТ объективно не позволяет сформироваться системе политической конкуренции и политической ответственности").

Далее докладчик бросил прямой укор федералам: - Выполняя требование федеральной власти о приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным, власти Республики Татарстан вынуждены были фактически скопировать концепцию Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 года. Между тем, этот закон закрепляет далеко не лучшую модель организации государственной службы, в том числе и с точки зрения предупреждения коррупции… Данный тезис некоторых членов комиссии просто растрогал. Депутат татарстанского парламента Мидхад Курманов даже посетовал Сатарову, вспоминая недавний конфуз с латиницей: "Да! А что поделаешь? Мы ведь уже неоднократно… Обращаемся в Верховный суд России, а получаем совсем наоборот"…

Но далее опять пошли неприятные вещи: "Органы власти республики активно участвуют в перераспределении ресурсов: земельных, лесных, бюджетных. Правовую систему республики характеризует обилие решений в пользу отдельных предприятий, принятых на самом высоком уровне. Банковскую систему республики характеризует деление на "свои" и "чужие" банки. Так, банк "Ак Барс" является уполномоченным банком и получает неограниченные возможности для проведения прибыльных операций. В то же время, правительство постоянно принимает решения об увеличении своей доли в государственном секторе экономики"...

Особо подробно раскрывать саму стратегию автор проекта не стал. Господин Сатаров лишь заявил, что борьба с коррупцией невозможна без построения гражданского общества, чем вызвал у сидящих в зале вялые улыбки. Однако, наряду с "прекрасным далеко" был предложен и конструктив - создание специального государственного органа, ответственного за борьбу с коррупцией. По мнению Сатарова, этот орган должен обладать реальными чрезвычайными полномочиями и подчиняться только высшему руководителю страны. К работе в нем следует привлекать только самых достойных и безупречных, и главное - дать новой структуре достойное финансирование… Сформировать этакий ЧК над милицией и прокуратурой, всеми правоохранительными органами. Ведь известно, что милиция в нынешних условиях, равно как и другие силовые структуры… "Ну, вы понимаете…"

Однако, быстро выяснилось, что понимают не все. Слово взял заместитель министра внутренних дел Татарстана Рафаиль Гильманов. Господин Гильманов сказал, что многое в проекте лично у него вызывает вопросы. И не просто вопросы, а недоумение. А в случае с оценкой коррупции в правоохранительных органах Татарстана даже не просто недоумение. Его, как человека, всю жизнь отдавшего службе в милиции, обижает такая оценка деятельности правоохранительных органов. "Можно подумать, что наша милиция действительно сплошь берет взятки, покрывает преступников и совершает должностные преступления… Это неправда! Наша милиция отнюдь не худшая среди российских регионов. Да и кто давал все эти сведения? Мы этих людей не знаем… Это наверняка перерожденцы, недостойные носить погоны, люди, которые затаили обиду на милицию. А вы их слушаете…"

При этих словах председатель комиссии вице-премьер Равиль Муратов посмотрел на замминистра с интересом. Хотя абсурдность ситуации была налицо, речь в защиту татарстанской милиции была выслушана до конца. И ободрила критиков - далее попросил слова заместитель прокурора республики. Оказалось, что после ознакомления с разделом о коррупции в правоохранительных органах, у него также возникло чувство неудовлетворения. Так как многие цифры и выводы явно взяты с потолка. Неужели нельзя было воспользоваться официальными источниками? Ведь есть же статистика! Здесь, в Татарстане, люди тоже работают…

Господин Сатаров не стал спорить. С приятной улыбкой он пообещал учесть замечания и принять все поправки, которые поступят к нему от членов комиссии в письменном виде. В самом деле: если люди платят деньги, имеют они право увидеть в итоге то, что захотят? Явление от этого не исчезнет, а как с ним бороться, все равно будет решать отнюдь не автор проекта, и даже не члены комиссии… Коротко обменявшись мнениями ("думаю, в целом нормально? Работа серьезная"), вице-премьер Муратов предложил принять документ за основу. Конечно, кое-где нужно будет сократить, доработать… Но в общем - пойдет. Решено!

После заседания в кулуарах передавали неофициальное мнение: документ в итоге не должен превышать двадцати страниц - "иначе Бабай не осилит". "И поменьше там этих премудростей, пусть все будет максимально просто. Ведь сами понимаете… Ему вникать некогда". Особо председатель антикоррупционной комиссии просил обратить внимание Георгия Сатарова на конкретику: где, в каких районах и городах Татарстана уровень коррупции сегодня выше всего? Таким образом нарисовалось одно из направлений главного удара - главы районных администраций. Чтобы показательно, секир-башка… Но три-пять! Больше не надо… Зачем озлоблять людей? Кроме того, есть мнение, что пора, наконец, навести порядок в министерствах образования и здравоохранения. А силовые ведомства лучше не трогать. Неизвестно, во что это выльется…

Георгий Сатаров закрыл свой ноутбук и поднялся из-за стола - через неделю состоится главное слушание у президента Шаймиева. Надо успеть все доработать с учетом пожеланий заказчика. А мечта… Ничего страшного. Она от этого станет только выше.

© "Русский курьер", 420 


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: