По всей видимости, в правительстве республики придумали, где изыскать 7 миллиардов рублей, чтобы принять участие в дополнительной эмиссии акций ОАО "Нижнекамскнефтехим" (НКНХ) и сохранить контроль над 28,6% акций нефтехимического комбината. Косвенно это подтвердил председатель Совета директоров ОАО "Татнефть", премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, который 7 марта заявил, что по итогам 2006 года нефтяная компания может в 5 раз увеличить размер дивидендов и направить на выплату акционерам до 30% прибыли.
По предварительным расчетам - это более 10 миллиардов рублей. Треть этой суммы должно получить государство, владеющее 33,59% акций "Татнефти". Минниханов объяснил решение правительства необходимостью латания бюджетной бреши в связи с окончанием федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Татарстана до 2006 года", на реализацию которой с 2002 по 2006 год в Татарстан из федерального центра поступило около 70 миллиардов рублей. "С 2007 года доходная часть республиканского бюджета сократится на 6-9 миллиардов рублей. Для покрытия бюджетных потерь мы намерены получить средства от 18 крупнейших татарстанских компаний, госпакетами акций которых владеет госхолдинг "Связьинвестнефтехим" (СИНХ)".
Однако, это объяснение не выдерживает критики. Дело в том, что о завершении в 2006 году финансирования федеральной целевой программы в правительстве прекрасно знали. Тем не менее, верстая бюджет 2007 года, в ее доходной части запланировали, что СИНХ, собрав дивиденды с 18 крупных компаний, перечислит в бюджет всего 275 миллионов рублей. К тому же Татарстан активизировал работу по привлечению средств федерального бюджета на реализацию не абстрактной программы "социально-экономического развития", а более детализированных планов. К примеру, на минувшей неделе стало известно, что до 14 марта Татарстан подаст заявку в Росстрой России на получение субсидий для создания коммунальной инфраструктуры на участках под застройку жилья. Речь идет о 500 миллионах рублей. Для чего же понадобилось увеличивать дивидендные выплаты как "Татнефти", так и других татарстанских предприятий?
Деловое сообщество активно обсуждало заявление Минниханова. Однако вектор обсуждения сместился в сторону поиска ответов на вопросы: "Сможет ли государство реализовать свою инициативу?" и "Не готовиться ли смена собственника "Татнефти"?" Участники фондового рынка высказали предположение, что увеличение дивидендных выплат связано с намерениями руководства республики продать государственный пакет акций. Аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев даже назвал предполагаемого покупателя: "Актив может быть интересен "Газпрому" или его дочерней "Газпромнефти". Однако эта версия маловероятна. И не только потому, что ценовая конъюнктура на нефтяном рынке сегодня такова, что "такая корова нужна самому".
Куда более серьезным аргументом против продажи госдоли нефтяной компании является то, что потеря контроля над "Татнефтью" вполне может вызвать цепную реакцию возникновения проблем с поставками нефти на предприятия "Нижнекамснефтехим", "Нижнекамсшина" и "Нижнекамский НПЗ". Ведь ни для кого не секрет, что "Татнефть" нередко поставляет сырье на эти предприятия, руководствуясь не экономической целесообразностью, а политической необходимостью.
На мой же взгляд, основная причина, заставившая власти Татарстана поскрести по экономическим сусекам - это дополнительная эмиссия акций ОАО "Нижнекамскнефтехим". В феврале стало окончательно ясно, что ОАО "ТАИФ", контролирующая 75,6% голосующих акций предприятия НКНХ, решила не отказываться от проведения допэмиссии. Правительство Татарстана оказалось перед дилеммой: или согласиться с тем, что доля республики в уставном капитале нефтехимического гиганта существенно уменьшиться или же изыскать средства на выкуп акций. Выбрали второе.
Рустам Минниханов еще в январе заявил, что государство будет участвовать в допэмиссии и изыщет средства, чтобы сохранить свою долю в уставном капитале компании. Помощник гендиректора госхолдинга "Связьинвестнефтехима", владеющего 28,6% акций НКНХ, Эльвира Сайфуллина, тогда же в январе подтвердив, что компания намерена выкупить свою долю в допэмиссии НКНХ, назвала и предполагаемый источник финансирования непредвиденных расходов: "Компания либо продаст какой-либо из принадлежащих ей активов, либо решит этот вопрос с Минимущества РТ". Но в правительстве республики, по всей видимости, решили ничего не продавать, а выработали менее болезненный алгоритм аккумуляции 7 миллиардов рублей - собрать дивиденды с госпредприятий.
Говоря о способности правительства "продавить" решение об увеличении дивидендов, эксперты вспомнили, что год назад Минниханов так же заявлял о необходимости направить на выплату дивидендов до 20% прибыли "Татнефти". Но в апреле 2006 года совет директоров компании решил ограничить сумму выплат 6% чистой прибыли и направить на эти цели "всего" 2,3 миллиарда рублей. Позже собрание акционеров Татнефти утвердило это решение. В начале 2006 года экономическая ситуация казалась весьма неопределенной, произошло резкое сокращение объемов производства крупнейших налоговых резидентов республики. Соответственно уменьшились и налоговые отчисления в бюджет. Правительство готовилось к наиболее пессимистическому сценарию развития событий и подстраховалось.
К апрелю ситуация стабилизировалась, поступления в бюджет стали существенно превышать прогнозные. И необходимость подпитать бюджет нефтяными деньгами отпала. Сегодня ситуация совершенно другая. Для выполнения бюджетных обязательств деньги у республики есть. А вот покрытие внеплановых расходов, не предусмотренных в основном финансовом документе - Бюджете 2007 года, а именно участие в допэмисии акций "Нижнекамскнефтехима" потребовало принятия неординарного решения.
В том, что правительство сможет продавить свое решение о пятикратном увеличении доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов, можно не сомневаться. Хотя бы потому, что правительство не только контролирует 33,59% акций "Татнефти", но и владеет "золотой акцией", дающей право решающего голоса при принятии стратегических решений.
Ирек МУРТАЗИН,
эксперт Международного института
гуманитарно-политических исследований
12 марта 2007 года
|