8 апреля похоронили Юрия Булычкова, 50 летнего предпринимателя, занимавшегося городскими пассажирскими перевозками. На кладбище частные перевозчики и водители автобусов говорили о том, что Юрий не умер, а погиб, и убили его городские власти. Сердце Юрия остановилось 6 апреля, в тот самый день, когда Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС РТ) приняло решение, за которое более полугода боролся Булычков и частные перевозчики Казани.
1 мая в городе должна была заработать новая схема пассажирских перевозок, которая предусматривала, что вместо сегодняшних 129 автобусных маршрутов должно остаться лишь 106. Предполагалось и существенное сокращение участников. По итогам состоявшегося в конце прошлого года конкурса, городская администрация заключила договоры на транспортное обслуживание горожан с девятнадцатью предприятиями всех форм собственности. Все остальные - в основном, частные перевозчики - с 1 мая должны были поставить свои автобусы на прикол. Но не поставят. УФАС РТ завершило рассмотрение заявления, подписанного тремя десятками предпринимателей, лишившимися возможности работать, и вынесло предписание исполнительному комитету Казани устранить нарушения федерального законодательства, допущенные при проведении конкурса на право работы на городском рынке пассажирских перевозок.
Фактически это означает отмену итогов конкурса и возвращение системы пассажирских перевозок на эволюционный путь развития. Главный государственный инспектор УФАС РТ Зарема Каримова заявила, что городские власти превысили свои полномочия, потому что наличие у предпринимателя лицензии на осуществление пассажирских перевозок позволяет работать на этом рынке без каких-либо дополнительных условий. А в положении о конкурсе были заложены требования, неукоснительное выполнение которых не под силу не только предпринимателям, но и многим крупным перевозчикам. Достаточно сказать, что уже к 5 апреля победители конкурса должны были обновить половину подвижного состава (около 700 автобусов), а к 5 августа полностью завершить обновление подвижного состава.
Еще 26 сентября прошлого года мэр Казани Ильсур Метшин обещал горожанам, что "с начала 2007 года на 27 маршрутах появятся 200 комфортабельных автобусов большой вместимости, на остальных - чуть позже". Но вместо "двухсот с января, и семисот к началу апреля" в городе появилось лишь 10 новых автобусов. Да и то их приобрели не перевозчики, а сам город, передавший новые МАЗы и НЕФАЗы муниципальному ПАТП в лизинг. Один из инициаторов обращения в УФАС РТ предприниматель Александр Калмыков сообщил: "Невыполнимость условий конкурса нам была очевидна с самого начала, решение власти не было экономически обосновано, закупка новых автобусов при сохранении стоимости проезда на уровне 10 рублей означала бы заведомое банкротство предприятий. Поэтому многие перевозчики не стали участвовать в конкурсе и начали борьбу за ее отмену, проводя как публичные акции протеста - митинги и пикеты, так и обращаясь в федеральные структуры".
Сработало обращение в ФАС России. Руководитель федерального ведомства Игорь Артемьев поручил татарстанскому управлению ФАС возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, создать комиссию и принять решение. Однако предприниматель Марат Замдиханов, выпускник юрфака Казанского университета, признался, что не обольщается: "Это Татарстан. Правовым нигилизмом здесь никого не удивишь. Решение УФАС РТ, по всей видимости, было принято, чтобы дать возможность городским властям сохранить лицо. Они уже и сами поняли, что наломали дров, потому что за последние полгода положение с пассажирскими перевозками казанцев резко ухудшилось, в город снова вернулись уже забытые штурмы автобусов в часы пик".
В пользу этой версии говорит и то, что предприниматели первоначально не хотели выносить "сор из Татарстана" и обращались исключительно в республиканские органы. И уже в декабре прошлого года, за несколько дней до проведения конкурса, прокуратура Татарстана, проверив законность постановления Исполкома о конкурсе, установила, что оно противоречат ГК РФ, закону "О защите конкуренции" и другим российским законам. Был вынесен протест, но городские власти его проигнорировали.
Тем не менее, ситуация меняется. Новую схему пассажирских перевозок подверг критике даже президент республики Минтимер Шаймиев. Выступая на сессии городской Думы, он заявил: "Ваша новая транспортная схема может привести к тому, что народ будет скапливаться на остановках и ругать руководство. Вы хотите, чтобы на остановках возникали стихийные митинги протеста?" Почти год назад, когда городские власти еще только объявили о введении новой транспортной схемы, депутат республиканского парламента Александр Таркаев говорил, что "дело не в улучшении качества пассажирских перевозок, которым горадминистрация объясняет свои планы. Надо прямо признаться, что красивыми словами об интересах горожан прикрывается предел рынка пассажирских перевозок".
Теперь-то уже очевидно, что частные перевозчики, объединив усилия, сорвали эти планы. Только Юрий Булычков до этого дня не дожил. А его похороны превратились в демонстрацию. В воскресенье, во время прохождения траурной процессии, в которую объединились около сотни протяжно сигналивших "ПАЗиков" и "Газелей", движение на Южной трассе было парализовано.
Ирек МУРТАЗИН,
эксперт Международного института
гуманитарно-политических исследований
9 апреля 2007 года
|