Когда-то в армии были замполиты. Кто служил, тот знает, что больше всех в армии не любили именно их. Даже про прапорщиков-солдафонов отставники могут вспомнить хоть что-то да хорошее, а вот про замполитов вряд ли. И прежде всего потому, что замполиты были своеобразной кастой этаких трутней, у которых "за все душа болела", но которые ни за что не отвечали. Только мед трескали за милую душу…
Если в подразделении происходило какое-то ЧП, отвечал за все командир и только командир. А если солдаты отличались "в боевой и политической подготовке", то грудь для наград первым подставлял замполит. В армии замполитов упразднили, но, похоже, что они возродились на гражданке. Иначе как объяснить, что наши чиновники, не переставая заботиться о населении на словах, на деле заставляют его отдуваться после "подвигов" этих новых "замполитов без погон". Именно казанские чиновники приняли решение закрыть рынок "Нереида" на улице Межлаука. Роспотребнадзор выявил нарушения, райсуд узаконил чиновничью волю, а около трехсот человек остались без работы. Люди перекрыли улицу, вмешалась милиция.
"Мытьем" не получилось, торговцы начали отстаивать свое право работать "катаньем" - пикетами, митингами, обратились в Верховный суд. И добились своего. Кассационная жалоба помогла отменить решение районного суда, рынок снова открылся. Но ведь десять дней люди не работали. А кто-нибудь из чиновников ответит за ошибочное управленческое решение? Понесет наказание за волюнтаризм? Не уверен. И что интересно, торговцы простаивали, теряя заработки, нанимали адвокатов. А чиновников даже в судах защищали штатные юристы - люди, получающие зарплату из средств, собранных в виде налогов, в том числе, с тех же торговцев. Почему бы чиновникам не оплатить судебные издержки из своего кармана? Вспомним заявление главы исполкома Казани Марата Загидуллова об изъятии 20% жилья во всех строящихся домах. Цены на квадратные метры тут же взлетели. Но когда власть признала, что "парень погорячился", цены в исходную точку уже не вернулись. И сегодня люди, покупающие квартиры, фактически вынуждены переплачивать за управленческую ошибку Загидуллова. Но с него - как с гуся вода.
А история с уличными киосками? Едва заступив на должность градоначальника, Ильсур Метшин "приговорил" их, заявив, что в городе достаточно современных торговых площадей, чтобы обойтись без киосков. И пообещал, что к 1 июня еще прошлого года в городе их не останется. Остались. Почти год длилось противостояние городской власти и ларечников. Кого только не мобилизовывали на борьбу с уличной торговлей! И милицию, и СЭС… разве что специалисты по вытравливанию тараканов не подключились. И опять же все эти службы исправно получали зарплату, повторюсь, из средств, собранных в виде налогов, в том числе и с тех же торговцев. Киоскеры же боролись за свои права - проводили митинги, пикеты, обращались в суды исключительно "за свой счет".
Наконец, вроде бы договорились, была подписана "декларация", предусматривающая, что киоски в городе все-таки останутся. Но кто-нибудь понес наказание за то, что год трепали нервы людям? Что сегодня происходит с новой транспортной схемой? Здесь городские замполиты учинили просто правовой беспредел, фактически заявив, что им глубоко безразлично российское законодательство, и что они плевать хотели и на татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС РТ) и на Прокуратуру, и что суды у них чуть ли не на побегушках, вроде отделов при Горисполкоме. Иначе как расценить обещание городских властей, что новая транспортная схема будет введена действие с 1 июля? Как объяснить, что уже отпечатаны памятки с новой схемой, которые со дня на день разнесут по почтовым ящикам казанцев?
Дело в том, что как определила сама власть, новая транспортная схема должна вводиться по итогам конкурса. А конкурс-то УФАС РТ признало незаконным и вынесла предписание отменить его итоги. Опротестовала условия конкурса и Прокуратура республики. Мэрия, конечно, заявила, что обжалует это предписание в Арбитражном суде, но ведь еще не опротестовала, и откуда уверенность, что Арбитражный суд удовлетворит жалобу? Уже команду дали? Или подкупили? Или запугали? А если выполнять предписание УФАС и реагировать на протест Прокуратуры, то необходимо проводить новый конкурс. К тому же новые "смотрины" нужны уже хотя бы потому, что практически ни один победитель предновогоднего конкурса не выполнил условия договоров, которые подписали перевозчики-победители, и где черным по белому было написано, что они обязаны обновить 50% подвижного состава - закупить новые автобусы - до 5 апреля, а вторую половину - до августа. Не успели.
Кто ответит за чехарду с новой транспортной схемой? Хотя никакая это не чехарда, а банальный передел рынка пассажирских перевозок. Никто ведь не против больших комфортабельных автобусов. Хозяева "ПАЗиков" и "газелей" двумя руками за них. Ради бога, пусть ездят! Только большие автобусы должны быть не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с автобусами средней и малой вместимости. И почему надо обязательно покупать китайские автобусы? Потому что городские власти решили совместить татарстанский Год благотворительности и Российский год Китая, поддержав таким образом китайское автомобилестроение? Понятно, что от ошибок никто не застрахован. Как там советовал Бывалый в "Операции Ы"? "Тренируйся на кошках!". А когда речь идет об управлении, "тренировка на кошках" означает прогнозирование последствий тех или иных решений власти. Но с этим у мэрских замполитов, похоже, большие проблемы. И главное - нет никакого желания тренироваться.
Ирек МУРТАЗИН,
эксперт Международного института
гуманитарно-политических исследований
© "Новая Казанская газета", №4
|