"Страницы татарской истории в "НГ": глупости в особой папке

"Независимая газета" время от времени выпускает приложение под названием "Особая папка" - там обычно собираются самые интересные, важные, часто еше не публиковавшиеся материалы по какой-либо теме. Первая за этот год "Особая папка" под названием "Татары в России" разочаровывает: на восьми полосах формата А2 всего лишь два приличных материала - статья С. Шахрая да интервью с М. Шаймиевым. Некоторые материалы "Папки" вообще притянуты за уши.
"Татарской страницей истории" назван эпизод встречи Н.Г. Чернышевского и В.Г. Короленко в саратовской гостинице, носившей в народе название "татарской" оттого, что некоторое время ее содержал некий Девешев, о котором ничего более - даже имени - не известно. С таким же основанием к страницам татарской истории можно отнести, к примеру, возникновение и развитие крупной базы Тихоокеанского флота в Советской гавани - Совгавань, как известно, находится на берегу Татарского пролива.
Если в тексте заметки кировского собкора "НГ" о жандармском подполковнике Александре Массалитинове говорится, да и то в скобках, что "есть основания полагать, что он из семьи крещеных татар", то в подписи к фотографии того же Массалитинова об этом говориться без тени сомнения: "Татарин подполковник Массалитинов" - и все тут. Подписи к фотографиям вообще не отнесешь к удаче "Папки". На первой полосе снимок Ивановской площади подписан так: "Казань, конец XIX - начало XX века". На самом деле XX веком там и не пахнет - снимок сделан явно не позднее 1890 года. На последней полосе под фотографией башни Сююмбике читаем: "Казанский кремль. Здесь более 400 лет назад найдена икона Божией Матери.", хотя в тексте рядом говорится, где эта икона была найдена на самом деле.

Клюква Бесика Пипии
Питерский собкор "НГ" Бесик Пипия кормит читателя "Папки" развесистой клюквой. Рассказывая о собраниях восточных рукописях в в петербургских хранилищах, он пишет: "В городе на Неве имеется наиболее полная в мире коллекция списков Корана... среди них древнейший список, принадлежавший халифу Осману." Нет в городе на Неве никакого корана халифа Османа. 7 декабря 1917 года Ленин распорядился передать этот Коран мусульманам, и после недолгого пребывания в Уфе коран Османа хранился в Ташкенте - сначала в музее, а потом в Духовном управлении мусульман Мавераннахра.

Как обычно полон несообразностей материал о Казанской иконе. Уже поняв, что ватиканская икона не та, что была обретена в Казани, мэр Исхаков тем не менее говорит, что "возврат любого списка был бы огромным событием". Снова приходится твердить об и без того очевидном: возврат тут не причем - возвращать можно лишь то, что у тебя взяли. Настаивать на "возвращении" иконы на том только основании, что эта икона именно Казанской Богородицы, примерно то же самое, что требовать возврата вокзала в Москве и собора в Питере - оба они Казанские.

К вопросу об окнах: уж лучше мы к ним, чем они к нам
Один из авторов приложения к "НГ" пишет так: "Принято прославлять Петра как самого прогрессивного правителя Российской империи... А я не считаю, что он этим сдалал благо для России". Чем "этим" - так и остается загадкой: ни до, ни после в материале этого автора о Петре не упоминается вообще. Автор продолжает: "Зачем было окно в Европу рубить? Пусть бы Европа рубила окно в Россию. Надо было создавать такое государство... , чтобы из других стран сюда стремились."
От души советую автору этих строк заглянуть в учебник истории - там рассказывается, как энергично, еще со времен Александра Невского, европейцы рубили окно в Россию.Вот что происходило, когда им удавалось это окно прорубить. "Храмы Божии и монастыри были обращены в казармы, конюшни, бойни. Священные вещи переплавлялись в слитки, расхищались оклады икон и священные облачения. Успенский собор был разграблен дочиста, на месте паникадила висели весы для взвешивания награбленнго золота и серебра, а на ободранном иконостасе велась запись перелитого драгоценного металла. Сохранились цифры: серебра 325 пудов, золота 18 пудов... Раки святых мощей были обнажены от металла, рака святителя Петра вскрыта, повсюду следы гнусного кощунства."
Добавим, что только дождь виноват в том, что Московский Кремль был взорван европейцами лишь частично.

Dreiunddreissig Professoren: Vaterland, du bist verloren!
Еще одна цитата из того же автора. Речь о Екатерине II. "По ее распоряжению в армии завели такой порядок: если русский солдат получал Георгиевский крест, то мусульманину (крест ему по вере не полагается) давали маленькую книжечку Корана." Никакого "такого обычая" по повелению Екатерины в армиии не заводили: до 1807 года для солдат вообще не предусматривалось георгиевских наград, императрица же, как известно, скончалась в 1796-м.
Специальные награды для иноверцев появились лишь в 1844 году - это были такие же кресты, но с изображеним орла вместо св.Георгия. До 1913 года таких крестов - именно крестов! - удостоились почти 7 тысяч мусульман. И не известно ни одного отказа от награды по религиозным мотивам - а те мусульмане, не в пример многим нынешним, были крепки в вере хотя бы потому, что не слушали и уж,конечно, не читали сами курса научного атеизма.
Если бы про окно и про не полагающиеся мусульманам кресты писал какой-нибудь собкор вроде того же Бесика Пипии, то это было бы полбеды - подумаешь, очередная газетная халтура. Но все это написано доктором исторических наук и деканом истфака Казанского университета профессором Индусом Тагировым - и здесь остается только развести руками.
Никак не мог взять в толк, почему небрежно сотавленные, порой случайные и плохо отредактированные материалы попали в "Особую папку". Наконец, на последней полосе увидел две строчки в рамочке: "Особая папка" "Татары в России" подготовлена при содействии Министерства печати Татарстана". Все стало на свои места.

 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: