Заметки Жаржевского /
Восточный экспресс : публицистика анального отверстия Обычай плевать на решения ...
"Восточный экспресс": публицистика анального отверстия
Обычай плевать на решения высшей судебной инстанции собственного государства, охотно рассуждая при этом о демократии, гражданском обществе и прочих приятных вещах, появился у властей Татарии еще перед референдумом 1992 года. С тех пор посылать Конституционный суд чуть ли не по матушке считается здесь хорошим тоном. Сами власти делают это косвенно, провозглашая укрепление суверенитета республики (того самого суверенитета, на незаконность которого указал КС РФ) главной задачей на пять предстоящих лет. Их свободные от официальных должностей информационные симпатизанты гораздо свободнее и в выборе выражений.
Вот характерный пример. Полпред С.В. Кириенко добился для Путина права распускать местные парламенты в случае, если они не выполняют судебные решения по приведению местного законодательства в соответствие с федеральным. Конституционный суд в ответ на запрос Кириенко постановил, что такое право у президента есть. С.В. Кириенко был недоволен нормами конституций Башкирии и Татарстана, которые закрепляют суверенитет республики и принадлежность ей всей полноты высшей власти на своей территории. Полпред попытался выяснить механизм выполнения судебных решений и ответственности представителей законодательной власти регионов за их невыполнение. Конституционный суд решил, что суд любой инстанции может признать местный закон несоответствующим федеральному. Если власти региона откажутся вовремя исправить недостатки, президент вправе направить им предупреждение, а потом - в случае повторной проволочки - может распустить местный парламент. И если власти на момент написания этих заметок еще хранят молчание, то за симпатизантами дело не стало.
С "пукнувшим соседом" сравнил редактор казанского еженедельника "Восточный экспресс" Рашид Галямов Конституционный суд России. Суд оказался виноватым в том, что вынес в свое время решение о несоответствии отдельных положений конституций ряда республик (Татарстана в том числе) Конституции России. Некоторое время назад тот же редактор писал, что своим обращением в Верховный суд России прокурор Приволжского округа А.Г. Звягинцев "испортил воздух". Приверженность редактора "Восточного экспресса" к столь специфической образности позволяет говорить о рождении в татарской печати нового жанра - публицистики анального отверстия.
"Девичья игрушка" у президентского дворца
"Языческий культ или детские игрушки?" - выносит Резеда Даутова вопрос в заголовок своего сообщения в "Восточном экспрессе". В нем рассказывается о раскопках возле президентского дворца в Казанском кремле. "В этом году Рафинад Гарифуллин вновь обнаружил в культурном слое периода Казанского ханства загадочную фигурку. Напомним, первые подобные находки встретились археологам еще в позапрошлом году… К сожалению, пока непонятно, каким образом в государство, проповедовавшее ислам, по канонам которого изображать людей запрещено, могли попасть сделанные из алебастра и глины женские фигурки с ярко выраженными признаками пола, предметы типа фаллоса с нарисованным на них солнцем? Что это - культовый комплекс язычников или детские игрушки?" - задает журналистка сразу два вопроса.
Перед глазами сразу встает тень Ивана Семеновича Баркова, не зря прожившего свои 36 лет - он хотя и не был археологом, но в игрушках "типа фаллоса" толк знал: в этом может убедиться всякий прочитавший его сборник "Девичья игрушка". Изображения на такого рода предметах также не остались без внимания в известной нам литературе. И если сведения о рисунках солярного характера на фаллосах довольно скудны, то о фаллосе с русской надписью "поля" наслышаны не только археологи.
Но не будем больше тревожить знаменитые тени и поговорим о скучном - профессионализме в журналистике.
Ведь что бы сделал непрофессионал, а дилетант, предложи ему кто-нибудь написать о кремлевской находке? Прежде всего он обратился бы к профессионалам-археологам. они с готовностью рассказали бы ему, что ничего особо загадочного в этих фигурках нет, что их находят на огромном пространстве от Пиренеев до Восточной Сибири. И добавил бы, что относят их обычно к эпохе палеолита, древнего каменного века. Потом дилетант потратил бы два часа на посещение Национальной библиотеки - там море путеводителей по Эрмитажу с довольно полным описанием эрмитажной коллекции искусства первобытного общества.
Женские фигурки, подобные найденным в Кремле, относятся к шедеврам этой коллекции, и нигде не говориться о том, что фигурки могут быть игрушками - везде указывается их культовый характер. Итак, на один вопрос ответ найден. Есть ответ и на второй. Женские фигурки не попадали в "государство, проповедовавшее ислам". Они находились в этой земле минимум за несколько тысячелетий до того, как ту вообще появилось что-то, хотя бы отдаленно напоминающее государство - обычно возраст таких фигурок составляет 17 - 30 тысяч лет, исламское же государство просуществовало здесь лишь 630 лет. Что же до нахождения предосудительных с исламской точки зрения изделий в культурном слое периода Казанского ханства, то это далеко не первая хронологическая неувязка в кремлевских раскопках. Объяснить ее можно нарушением культурных слоев при строительстве новых сооружений на тесном кремлевском пятачке.
Есть и другое объяснение: возможная "некорректность", мягко говоря, самого факта находки. Но это объяснение мы рассматривать не будем - презумпция порядочности распространяется и на археологов. Все это выяснил бы и обо всем этом написал бы дилетант. Журналист-профессионал Резеда Даутова поступила иначе - она предпочла задавать читателю вопросы и говорить о загадочности там, где загадок нет, а ответы лежат на поверхности.
Внимание - цензура! Ровно 12 часов (одна ночь) просуществовал данный материал о "Восточном экспрессе" на "Казанском портале". Утром он был уничтожен по требованию руководства "КП". Как доказательство акта политической цензуры, предлагаем скриншот, до которого еще не добрались привратники казанского "адепта новой экономики".