| От "вольтовой дуги мироздания" - к тележке мародера Читаю в газете "Завтра": "Но Саддам - значительно больше, чем  политик, полководец и лидер. Он - святой. Ибо явлен в мире, где предельно и  открыто сразились Добро и Зло. Природное, человеческое, божественное,  предполагающее цветущее многообразие мира. И "машинное", бесчеловечное,  сатанинское, отрицающее цветущую красоту истории, свободный выбор народов. В  этой космической схватке, в "вольтовой дуге" мироздания Саддам Хусейн сражается  за Бога против Шайтана, за человека против машины, за историческое творчество  против диктатуры звездно-полосатого фашиста. И эту святость чувствует  мусульманин-араб, католик-франзцуз, лютеранин-немец, православный русский,  конфуцианец-китаец, буддист-индус. Это ощущение космической битвы выводит на  улицы мировых столиц миллионные демонстрации. Это присутствие святости  заставляет молиться за Саддама в мечетях, церквах и пагодах", - заходится  А. Проханов.
 
 Реальность расставила все по местам. Космическая  битва стала обычным мародерством. Не знаю, как там буддист-индус и  лютеранин-немец, зато все видели, какую святость чувствуют мусульмане-арабы.  Цветущая красота истории была показана всеми каналами: мусульмане-арабы  разграбили родную столицу так, как ее не разграбил бы ни один завоеватель -  мародерствовали не поодиночке, а семьями - весело и увлеченно.
 
 Примечательно, что арабские женщины вовсе не были похожи на порабощенных  женщин Востока: по части мародерства они ничем не уступали арабским мужчинам. Об  арабских детях нечего и говорить. И арабы Багдада победили: они оставили  космического Шайтана без холодильников, телевизоров, компьютеров и мебели.  Короток же был путь от "вольтовой дуги" мироздания до дивана на тележке  арабского мародера.
 
 Хосров бил, а не был
 Вышел пятый в  этом году (в валовой нумерации - пятнадцатый) номер газеты "Татарский  мир". Газета определила себя как "просветительская". Решил просветиться и я.
 Страница 8. Полосный материал Сергея Кляшторного, завсектором  тюркологии и монголистики Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения  РАН называется "Россия и тюркские народы: евразийская перспектива".  На этот раз известный ученый, сыгравший большую роль в легализации так  называемого "1000-летия Казани", порадовал не тем, что написал, а тем, о чем не  стал писать.
 Обычно, когда речь заходит о евразийской перспективе,  начинаются разговоры о так называемой "комплиментарности" (этим термином широко  пользовался Л.Н. Гумилев) наций на примере русских и тюрков. На основе  этой "комплиментарности" (нечто вроде симпатии, пусть и неосознанной, одних  наций к другим) выводятся евразийские геополитические построения, основными  направлениями которых являются выраженное антизападничество, умаление прав  личности по сравнению с так называемыми "правами народов", склонность к  самоизоляции.
 
 Сергей Кляшторный, надо отдать ему должное, избегает этих  разговоров: Практика показала, что гумилевская "комплиментарность" тюрков и  русских почему-то совершенно не помешала массовому выезду русских из тюркских  республик бывшего СССР - интересно, какие тюркские комплименты заставили сняться  с насиженных мест сотни тысяч русских семей? Но было на полосе и то, что  огорчило. Среди высококачественных иллюстраций на читателя смотрит изображение  сасанидского блюда из эрмитажной коллекции. Подпись под ним говорит  "Хазарский царь Хосрой Ануширван".
 
 Но Хосрой (Хосров) I Ануширван  был не хазарским, а персидским царем, и если имел касательство к хазарам, то  разве лишь как их победитель на Кавказе. Говоря проще, он бил хазар, а не был их  царем.
 
 Пока ахинея не стала аксиомой
 К этой главке я  приступаю с чувством некоторой неловкости. Во-первых, рискую прослыть занудным  педантом. Во-вторых, могут спросить, не слишком ли много места я трачу на  какие-то газетные глупости, носящие характер откровенной ахинеи? А все из-за  того, что на 6-й полосе той же газеты Рональда Зеленова, поместив  свой материал под рубрикой "Татары в российской столице", решила раскрыть  читателям глаза на службу татар в гвардии.
 Она без тени смущения утверждает,  что "С начала XIX века Отдельный гвардейский корпус комплектовался  только из мусульман. В основном это были выходцы из Поволжья, польско-литовские  и крымские татары, а также кавказские горцы".
 
 Попытка опровергнуть  такие заявления неизбежно будут напоминать попытку убедить, что солнце не  всходит с запада. Но куда деваться, приходится опровергать: ведь простодушные и  склонные верить газетам школьные учителя могут заботливо вырезать зеленовскую  статью и использовать ее для просвещения еще более простодушных школьников. И  ахинея о русской императорской гвардии, состоящей исключительно из мусульман,  получит в Татарии тот же статус непреложной истины, что и утверждение о Кремле  как о сохранившейся татарской крепости.
 
 Года через два ребятишки в  школах будут писать рефераты о мусульманской императорской гвардии (так же как  сейчас они пишут о кремле как о сохранившейся татарской крепости) и тогда уже  любое слово недоумения будет воспринято в лучшем случае как слово не читающего  просветительских газет темного человека, а конкретно мое слово - как усилия  сиониста вбить клин между русскими и татарами.
 
 Итак, начнем с того, что  Отдельного гвардейского корпуса в начале XIX века просто не было - называться  так гвардейский корпус стал лишь в 1829 году. А что до "комплектования только из  мусульман всей гвардии" (а до 1914 года она из этого корпуса да одного флотского  экипажа и состояла), то это откровенный бред.
 Если принимать на веру  написанное в газете, то совершенно непонятно, для кого был построен  Преображенский всей Гвардии собор, неподалеку от которого мне довелось жить в  Питере. И как-то слишком уж экстравагантно название "Преображенский" для полка,  состоящего из мусульман, отрицающих божественность Иисуса, а стало быть, и Его  Преображение.
 
 Рональда Зеленова много пишет об Императорском Конвое, но  умалчивает о том, что Конвой был единственной гвардейской частью, в которой были  мусульманские подразделения. К тому же автор, предполагая, очевидно, что далеко  не у всех под рукой есть книжка С. Петина по истории Императорского  конвоя, прибегает к явной передержке. Она пишет: "В 1845 году он (конвой  - Д.Б.) состоял из четырех команд и на три четверти из мусульман. В него входили  лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон, команда лезгин, команда мусульман,  команда линейных казаков".
 
 Передержка состоит в том, что как  равнозначные отдельные подразделения перечисляются Кавказско-горский  полуэскадрон и команды. В то время как команды являлись составными частями  упомянутого полуэскадрона.
 Это все равно, что на вопрос, кто построился на  плацу, отвечать: первая рота, первый взвод, второй взвод, третий взвод, первое  отделение и так до бесконечности, хотя на плацу стоит лишь одна рота, из всех  этих взводов и отделений состоящая.
 
 Что же касается поволжских татар,  которыми, по мнению Р. Зеленовой, в основном комплектовалась вся императорская  гвардия, то именно их число среди и так не очень многочисленных мусульман  гвардии было гораздо более скромным, чем число крымских татар и горцев Кавказа -  все это довольно легко установить по именным спискам гвардейских частей,  хранящимся в Российском Военно-историческом архиве.
 
 В той же статье Р.  Зеленова причисляет Мухаммеда Шефи Шамиля, младшего сына знаменитого  имама, к выпускникам то ли кадетского, то ли Пажеского корпуса. Но М.Ш. Шамиль  никаких корпусов не кончал, а 8 апреля 1861 г. в возрасте 22 лет был определен  на службу корнетом лейб-гвардии в Кавказский эскадрон Собственного Его  Величества конвоя. В 1864 г. произведен в поручики, через два года в  штаб-ротмистры. В 1869 году выехал в длительный отпуск за границу - во Францию,  Англию, Германию, Турцию, Италию. В 1871 г. произведен в ротмистры и утвержден  командиром взвода горцев в царском конвое. В 1876 г. произведен в полковники. Во  время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. просился на фронт, однако царь не  отпустил его. Уволен в запас с присвоением звания генерал-майора и причислением  к армейской кавалерии. Последние годы жизни Мухаммеда Шефи прошли в Казани, а  умер он в августе 1906 г. в Кисловодске.
 
 В остальном же газета хороша:  там есть обстоятельные материалы Резеды Даутовой о татарских слободах,  живо написанный очерк об Иакинфе Бичурине, пусть небесспорный, но  полезный хотя бы как справка материал о турецких султанах и много других  интересных материалов.
 
 "Ограничивался  пожурением"
 Недавно получил приглашение на семинар "Раскрепощенная  журналистика: как играть по правилам". Судя по программе, три часа там будут  обсуждать вопрос "Вред и польза журналистских "разборок". Не знаю, будет ли у  меня возможность высказать там свое мнение, а поэтому о кое-чем скажу здесь.
 
 По моему убеждению, читателям, за исключением очень немногих, интересны  все-таки не разборки, а информация, а также мнение либо авторитетных лиц, либо  самого журналиста. Уже тот факт, что люди не одинаковы, предполагает наличие  разных, порой противоположных мнений. Мнения эти могут быть высказаны  по-разному: в спокойной академической манере, со страстной полемичностью, с  усмешкой, а то и с издевкой. И тут создается почва для "разборок".
 
 Специфика заметок делает меня, к сожалению, довольно частым участником  этих разборок. Накопился опыт. Выработались некоторые правила.
 Первое и  основное: обсуждению в полемике подлежат тексты оппонента, а не его личность.  Бывает так, что написавший неприятный тебе текст человек имеет такие черты  внешности и поведения, обыгрывание которых наверняка вызовет смех у довольно  большой части читателей - я это знаю наверняка. Но это же обыгрывание вызовет  кривую усмешку и сожаление у другой, пусть меньшей, их части. И желание не  уронить себя в глазах именно этих читателей служит для меня хорошим тормозом.
 
 С радостью убедился, что мой призыв на страницах "МКТ" не  прозвучал впустую, и некоторые уважаемые татарские ученые уклонились от сведения  счетов в полемике на страницах "Звезды Поволжья", принявшей совершенно  неприличные даже для местного научного сообщества формы.
 
 Ученые  порадовали, зато писатель огорчил
 Ныне живущий писатель Владимир  Лавришко в той же "ЗП" решил вспомнить покойного писателя Гарифа  Ахунова. Вот деталь воспоминаний: "Помню лишь, что вполне молодой тогда  Гариф Ахунов все силился приподнять голову из бдюда с остатком холодца, и когда  это ему на мгновение удавалось, влюблено и укоризненно обращался к моей жене:  "Иля!.. Иля!.." И падал головой обратно в холодец".
 
 Еще деталь. Вот  Гариф Ахунов выступает на писательском съезде: "Нии-идавна-аа.. с дилигасией  татарски-их пи-сателей мы были в Индии. Подарили индийским друзиям книгу  Рабиндраната-аа Тагора на татареском языке" и т.д. в том же духе. Ужасно  смело и смешно - вполне раскрепощенная журналистика. Жаль, что писателя не  пригласили на семинар - стал бы звездой собрания.
 
 В другом номере  "Звезды Поволжья" публикуются отрывки из жития знаменитого партийца Фикрята  Табеева, сочиненного Ягсуфом Шафиковым. Из жития мы узнаем не только  о прекрасном во всех отношения Фикряте Ахметжановиче, но и менее прекрасных  партийцах. "Тот же Мусин Р.М., будучи первым секретарем Казанского горкома  партии, был известен в узких партийных кругах чрезмерной любовью к алкоголю,  если не сказать хуже. Фикрят Ахметжанович Табеев, будучи первым секретарем  обкома, мог его стереть в порошок в любое время. Однако он его воспитывал,  ограничивался пожурением, беседой в узком кругу".
 
 Надо ли говорить,  что тот, в отношении которого ныне живущий Ф.А.Табеев гуманно "ограничивался  пожурением", давно лежит на Арском кладбище, а его имя носит казанская улица.
 
 Есть расхожая фраза о том, что наступает возраст, когда пора задуматься  о вечном. У каждого это выглядит по-своему: один бросает пить, другой не  забывает покормить дворовую кошку, третий перестает злословить хотя бы о  покойниках.
 
 Будем надеяться, что такой возраст придет и к Владимиру  Лавришко и к Ягсуфу Шафикову. Ведь рано или поздно всех нас неизбежно встретит  Тот, Кто может не "ограничиться пожурением".
 |