Выпуск №7

НА ПОРОГЕ ТЬМЫ

То, что сегодня происходит в России, можно охарактеризовать одним термином - тотальное наступление реакции по всем направлениям. Дело "ЮКОСа" лишь выпукло демонстрирует, насколько глубоко зашли процессы, и стихийные псевдокоммунисты и силовики (по существу, это самые ярые враги России; это парадокс, люди, призванные защищать страну, по определению патриоты, наносят ей самые точные болезненные удары) уничтожают ростки слабой российской демократии.

Но второго пришествия большевизма Россия просто не выдержит. Она надорвется, в народе и так существенно ослаблены нравственные барьеры (возрождение религии оказалось не глубинным, а поверхностно-косметическим процессом, в чем-то .даже карикатурным). Она распадется на полтора десятка "княжеств", и произойдет неизбежное переформатирование российского геополитического пространства. Сибирь уйдет к Китаю, европейская часть России станет зоной вялотекущих конфликтов - как в феодальные века - между Петербургским и Московским, Нижегородским княжествами. Вполне возможно, если Татарстан сольется с Башкортостаном, то новый российский центр переместится в Казань, и Шаймиев, как Калита в свое время, будет выполнять роль нового собирателя российских земель. Ничего фантастического здесь нет, так как современная московская политика настолько фантасмагорична (как пишет в своем обращении к Путину бывший министр Ясин, "силовики", пытаясь отобрать у "ЮКОСа" собственность в 300 миллионов долларов, нанесли урон российской экономике в 15 миллиардов долларов, что можно определить экономическую .диверсию против страны, за такие решения просто нужно сажать так называемых "силовиков"), что подобные сценарии как раз и наиболее вероятны. В королевстве кривых зеркал самые удобные пути - кривые. Путин и "силовики" с энтузиазмом, остервенело рубят сук, на котором сидят. Против них сегодня не только региональные элиты, но и большой бизнес, старая ельцинская номенклатура (говорят, Волошин, главный покровитель Ходорковского, просто написал заявление об отставке после ареста Платона Лебедева, а Ельцин прямо заявил, что он считает, что ошибся в выборе преемника, ошибся в Путине, и нужно исправлять ошибку), малый и средний бизнес, интеллигенция, пресса, которой перекрывают кислород. Вместо сплочения и консолидации общества Путин консолидирует своих врагов. И это закономерно. Попытка загнать Россию в казарменный капитализм нереальна.

Это утопия, очередная коммунистическая утопия. Наблюдаешь за действиями Путина и никак не можешь понять, что за рациональную конструкцию государственной машины он хочет построить в России. Человек вроде молодой, энергичный, неглупый (все-таки разведчик и офицер), петербуржец, окончил юрфак Ленинградского университета, знает европейские языки, германофил, ярый православный (не говорим уж о его жене Людмиле, которая посещает старцев и истово молится). В чем его изъян? Как можно принять подобные преступные для России решения? Разгром общественного мнения, преследование оппозиционных журналистов просто не заметили, но это куда более трагические явления, чем "ЮКОС", - на самом деле это крест на экономическом процветании России. Может быть, в Путине поселился вирус Туркменбаши (там, в Ашхабаде, конечно, безнравственная опухоль приняла гомерические размеры, но Путину ближе Берлин, а получается - мини-Ашхабад, в чем тут трагическая загадка?). Затыкать рот ближнему и мелко радоваться, что тот начинает лакействовать со страху, сломанный силой тупой государственной машины (скорее ее можно охарактеризо- вать как антигосударственную, так будет точнее).

Путин привык в органах госбезопасности действовать с помощью методов тайных интриг, чаще безнравственных. Политическая целесообразность для него - царь и бог. Лозунг - цель оправдывает средства - здесь стратегический, базовый. Мы должны пострадать ради великой России, ради России-матушки. Как тут совмещается православное сознание, непонятно. Скорее истинное православное сознание, которое должно основываться на любви к ближнему, деформируется, искажается. Великая держава становится лже-ближним, образ великой России гипертрофируется, ради этого допускается и неправда. Собственно говоря, для сравнения, если руководитель Германии станет трубить на всех перекрестках, что он работает на великую Германию, что он хочет возродить великую державу, мир бы поежился. Почему у без пяти минут европейца Путина накатывает этот экстаз великодержавности?

Смотришь иногда на Путина, и поражает его равнодушие к природе, любовь к дешевым театральным (сказал бы, даже опереточным) приемам. Парень-то вроде рабочий, должен иметь внутренний стержень, а на поверку появляется мещанский монстр. Самый главный недостаток Путина - он не видит стратегической ситуации, близорук, считает лишь на несколько шагов вперед, в нем нет политической интуиции. Но эта вещь от Бога. Кроме того, политическая интуиция связана еще и с внутренним голосом, с совестью. У Шаймиева это есть. Хотя, может быть, он не всегда к интуиции прислушивается, заглушает, считает целесообразным прагматически принимать решения исходя из прямого, грубого расклада сил. Но он при этом семь раз отмерит, понимает, что политический процесс - штука тонкая. Он инерционен, и это часто позволяет свести риск ошибки к минимуму. А Путин иногда (да, собственно говоря, чаще) ведет себя, словно политический слепой. Например, ситуация с Ираком. Тот же "ЮКОС". Или вопрос с оппозиционной прессой. Путин не считается по большому счету с общественным мнением, он думает, что это порождение политических манипуляций, такого явления в принципе не может быть в России (как при этом нужно не уважать свою страну?), здесь начинает проявляться цинизм, чем больше уровень власти, который у тебя сосредоточен.

В общем-то вещи не новые. Растет цинизм от необъятной власти, но неизбежно растут и ошибки. Причем каждая последующая становится все крупней и крупней. Наступает момент, когда примерно 70% общества начинает понимать, что лидер не выражает их интересы. При социализме этот процесс можно стабилизировать и удерживать, при капитализме он быстро выходит из сферы управления. С одной стороны, государственная власть президента России формально укрепляется, но с другой - его авторитет стреми- тельно падает. Это опасно для России. Лимит ошибок Путина тает. Шагреневая кожа сморщивается на глазах. Возникает закономерный вопрос: сможет ли Путин остаться президентом весной будущего года? Пока что явственно ощущение, что в обществе уже стремительно формируется запрос на другую фигуру. Более адекватную настроению и чаяниям новой России.

Рашит АХМЕТОВ.
"Звезда Поволжья", №28, 24 июля 2003 г.


НЕСПОДРУЧНО НИ КРАСТЬ...

О чем шумят Друзья мои, поэты?
Зачем же кто-то, ловок и остер,
Простите мне, как зверь в часы охоты,
Так устремлен в одни свои заботы,
Что он толкает братьев и сестер?!..
Н. Рубцов.

Публикации последних номеров "Восточного экспресса" о заседании творческой мастерской русской литературы Союза писателей РТ раскрывают закулисные интрижки нечистоплотных литераторов, которые свое самомнение поставили выше порядочности и творчества.

Надо признать, что странные танцы литераторов - это не странные танцы, это вполне закономерные выкрутасы, определенная тенденция нашего криминального и хамского времени, когда право "сильного" (облеченного властью, блатного, у кого есть крыша для наведения страха, деньги, нахрапистость...) становится решающим в удачах одних и неудачах других - получение ученой степени без научного склада мышления, высокой должности, досрочных званий, премий и т.д. Сегодня скрытый лозунг дня "Подлецы всех стран - объединяйтесь!". Вот и объединяется разношерстная братва и блатота с целью извлечения жизненных благ иезуитскими средствами - унижения и уничтожения неугодных, в разряд которых попадают наиболее порядочные и талантливые, которых выделяет сама природа. Это было во времена Пушкина. Это было во времена Есенина. Это было во времена Рубцова. Это бессовестным образом происходит и сейчас, когда такое уникальное явление российской поэзии, как Юрий Макаров, подвергается дискриминации собратьями по перу, хотя заслужил серьезной поддержки и своей трудной судьбой, и подлинными лирическими переживаниями, в которых дышит сама поэзия, и возрастом. Это он - поэт с большой буквы, заслужил сегодня внимание больше, чем кто-либо. Честью было бы казанским литераторам присвоить ему Державинскую премию хотя бы посмертно... Но у нас, как всегда, все отношения переводят на личные симпатии и антипатии, на то, с кем ты и против кого ты. Мелкие личные страстишки берут верх над профессиональными интересами.

Если говорить о выдвижении на Державинскую премию казанских литераторов, то надо напомнить, что сущность поэзии Г. Державина - это гражданственность, уважение закона, пропаганда идей правового государства. Сам поэт некоторое время был министром юстиции. Идеи Г. Державина продолжил и развил А. Пушкин.

Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Поэтому основной критерий выдвижения на Державинскую премию должен быть критерий, соответствующий духу державинской поэзии - социальная направленность творчества, пропаганда идей гражданского общества и правового государства, убедительная нравственная позиция самого автора, профессионализм, борьба с криминальными ценностями и аморализмом. В Казани можно найти авторов, которые соответствуют в своем творчестве духу державинской поэзии, и это не только профессиональные авторы, но и самодеятельные, о которых знает узкий крут, но чье творчество не уступает по своей значимости профессиональным авторам, но у них нет поддержки. Быть членом Союза писателей РТ или какого-либо другого творческого союза - это еще не признак профессионализма. Многие члены Союза пишут посредственно, а некоторые самодеятельные авторы превосходят своим талантом спецов. Выдвижение на литературную премию не должно отражать узкогрупповые амбиции, в данном случае, интересы Союза писателей РТ. Поэтому принимать участие в выдвижении на литературную премию должны и другие творческие организации - журналисты, педагоги, правоохранительные органы, предложить свое творчество может любой гражданин Татарстана. А задача Союза писателей РТ - организовать этот творческий процесс, а не делить всех на наших и чужих.

Кого же выдвинул сегодня Союз писателей РТ на Державинскую премию? Авторов, которые далеки от державинской поэзии, которые своим творчеством поддерживают разрушительные силы в обществе и не уважают ни нравственность, ни закон.

Вышел... холод!!!
Замерз собакою!!!
Что же делаешь ты, зима?!!!
Не морозь меня! Дай покакаю...
А не то я сойди с ума!

-
пишет Р. Мухамадеев в сборнике "С больничной койки", где поэзией и не пахнет, а есть только литературные эксперименты и желание соответствовать развращенному времени с его некрофильнои ориентацией.
"Человек с непрофильной ориентацией чувствует влечение ко всему неживому, ко всему мертвому: к трупам, гниению, нечистотам и грязи",
- пишет психолог-гуманист Э. Фромм.

Не менее интересно творчество и Л. Газизовой, за которую проголосовало большинство своих людей, поэтому она стала главным выдвиженцем на Державинскую премию. Хорошо бы, если та напористость, с которой толкали Л. Газизову на премию, соответст- вовала таланту автора и державинской поэзии. Но и главный претендент не тянул своим творчеством на премию первого министра юстиции - Г. Державина. В книге "Лирическая поза" мы также видим тяготение автора к некрофильной ориентации.

И я представляла -
Брезгливости не было
(Мединститут за плечами),
Будто пью вино
Из черепов поверженных врагов.
Нравилось.

Конечно, любой автор вправе писать о чем угодно и как угодно, выражать любую ориентацию. Но тогда он должен не зарываться и не претендовать на более высокую социальную значимость, чему надо соответствовать нравственным и психическим здоровьем. Основной лейтмотив поэзии Л. Газизовой - это завышенная самооценка, самолюбование, что наиболее ярко проявилось в образе княгини.

Бабушка шепнула мне,
Что я княжна,
И род у нас княжеский.
Но я была комсомолкой
И засмеялась только.
Теперь нет бабушки и нет комсомола.
А я стала княжной.

Образ княгини, который переходит из стихотворения в стихотворение ("я - татарская княжна", "в "Княжне" сказал, что пью вино", "входит князь"), также отражает тенденцию нашего времени (в этом заслуга автора), когда бывшим партийным и комсомольским работникам кто-то нашептал, что они очень важные в этой жизни и потому имеют право хватать высокие социальные статусы и грабить собственный народ, забыв, кем они были недавно и какие ценности защищали. Но они смеются только, не испытывая ни совести, ни стыда, продолжая любоваться собой и воровать.

"Несподручно ни красть, ни любить", - откровенно признается Л. Газизова, устремив свой взгляд не в сторону поэзии, а в сторону тех, кто умеет сегодня отхватить кусок жирного пирога, спихнув ближнего своего в пропасть, у кого и любовь становится данью моде, где скрывается за красивыми словами обыкновенный и примитивный инстинкт хватания. Поэт, претендующий на Державинскую премию, поддерживает криминальные ценности! Оказывается, невыгодно сегодня быть порядочным человеком и не воровать, и сам следует этим ценностям своими поступками - любыми путями получить премию и стать первым поэтом в Казани своим нарциссианским творчеством ("самолюбивая душа", "родители мне дарят честолюбие", "и я лучше всех", "я хочу стать самой красивой в мире", "мне бы счастья! мне бы, мне бы", "так надменна", "мечтаю весь мир я одолеть")...

Нарциссичному человеку "присущи все черты самодовольства, - пишет Э. Фромм. - Если он бросает несколько незначительных слов, по нему видно, что у него осталось чувство, как будто он сказал нечто очень важное. Как бы ни выглядели различные формы выражения нарциссизма, общим для них всех является отсутствие подлинного интереса к внешнему миру, неспособность переживать действительность во всей ее полноте". Так, в книге "Лирическая поза" перед нами вырисовывается все образнее лирическая поза современного казанского поэта - поза самодовольства и высокомерия, которая хочет получить социальную значимость, не имея способности переживать социальные проблемы, дистанцируясь от них с явным .чувством превосходства. В целом создаваемый поэтический мир Л. Газизовой больше подкупает своей формой, лиричностью, музыкальностью, но с точки зрения его содержания нельзя не видеть отсутствие литературной зрелости, нравственную неразбериху и психологическую неустойчивость ("я дерзкая, упрямая и злая", "я с вызовом несу противоречья", "восхожу до тебя, как до Бога"...).

А.С. Пушкин писал, что главное в поэзии - это мысли, мысли и еще раз мысли, их нравственная и социальная зрелость. Если творчество претендует на социальную значимость, тем более выдвигается на Державинскую премию, то перед нами должна быть зрелая личность и по форме, и по содержанию, а не поэтический нарцисс, которого представил и поддержал Союз писателей РТ.

Николай ПРОКОФЬЕВ, социальный педагог.
"Звезда Поволжья" № 28, 24 июля 2003 г.

О СОВЕТСКОМ ПАСПОРТЕ

Я часто возражал своему отцу, когда он убеждал меня в том, что во избежание неприятностей паспорт должен находиться всегда при себе, если даже ты просто прогуливаешься у своего родного дома. Хотя мой отец за свою нелегкую жизнь много испытал неприятностей с этим документом, но все-таки я считал тогда нелепостью его слова и без особой надобности не носил паспорт в кармане, а старался хранить его в более надежных местах.

Однажды, в застойные времена, приехав в Москву за колбасой, я очутился в весьма нелепом положении как раз из-за паспорта. Представляете, я "попался" в общественном туалете Казанского вокзала столицы! Конечно, не представляете, и вам кажется, это - нелепость, туалет и паспорт никак не совместимы. Да, да! Именно в туалете, а не где-нибудь у буфета или в ресторане. Причем не хулиганил, не распивал спиртного, а лишь аккуратно исполнял свои естественные надобности без малейшего нарушения общественного порядка. Надо же, ведь порядочные люди перед посадкой в поезд заходят для облегчения души в ресторан, а я, дурак, для облегчения тела пошел в туалет.

Дело в том, что по какой-то неизвестной нам причине (возможно, по учебной тревоге) в это время устроили в туалете, где очередь была не меньше, чем за водкой, облаву, а мой паспорт как на грех оказался в камере хранения вместе с вещами. Мужской туалет Казанского вокзала г. Москвы был оцеплен со всех сторон, как это полагается при проведении облавы, и исполнительные дружинники под командованием кадровых офицеров проверяли паспорта даже у тех, кто страдал поносом и не мог прерваться. Пока меня, как и многих других бездокументников, задержали и выясняли кто есть кто, я опоздал на свой поезд и кое-как уехал лишь через день. Попробуй, докажи причину своего опоздания билетному кассиру! Вот тут-то и вспомнил я мудрые советы своего отца и с тех пор дал себе слово не ходить без паспорта даже в туалет, если он общественный.

Если бы об этом нелепом случае я рассказал своему отцу, то он бы, пожалуй, мне тоже не поверил, случай-то уж больно дурацкий. Но, к сожалению, отца уже не было в живых. Кстати, отец мой в свое время имел много паспортных конфликтов и, видимо, поэтому ценил его дороже, чем даже Маяковский. По рассказам домашних, паспорт отца был найден после смерти под подушкой, аккуратно завернутый в непромокаемую двойную целлофановую пленку, а не в широких штанинах как было у поэта революции.

Лукман ЗАКИРОВ.
"Звезда Поволжья" № 28, 24 июля 2003 г.


 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: