То,                что сегодня происходит в России, можно охарактеризовать одним термином                - тотальное наступление реакции по всем направлениям. Дело "ЮКОСа"                лишь выпукло демонстрирует, насколько глубоко зашли процессы, и                стихийные псевдокоммунисты и силовики (по существу, это самые ярые                враги России; это парадокс, люди, призванные защищать страну, по                определению патриоты, наносят ей самые точные болезненные удары)                уничтожают ростки слабой российской демократии. 
            Но второго                пришествия большевизма Россия просто не выдержит. Она надорвется,                в народе и так существенно ослаблены нравственные барьеры (возрождение                религии оказалось не глубинным, а поверхностно-косметическим процессом,                в чем-то .даже карикатурным). Она распадется на полтора десятка                "княжеств", и произойдет неизбежное переформатирование российского                геополитического пространства. Сибирь уйдет к Китаю, европейская                часть России станет зоной вялотекущих конфликтов - как в феодальные                века - между Петербургским и Московским, Нижегородским княжествами.                Вполне возможно, если Татарстан сольется с Башкортостаном, то новый                российский центр переместится в Казань, и Шаймиев, как Калита в                свое время, будет выполнять роль нового собирателя российских земель.                Ничего фантастического здесь нет, так как современная московская                политика настолько фантасмагорична (как пишет в своем обращении                к Путину бывший министр Ясин, "силовики", пытаясь отобрать у "ЮКОСа"                собственность в 300 миллионов долларов, нанесли урон российской                экономике в 15 миллиардов долларов, что можно определить экономическую                .диверсию против страны, за такие решения просто нужно сажать так                называемых "силовиков"), что подобные сценарии как раз и наиболее                вероятны. В королевстве кривых зеркал самые удобные пути - кривые.                Путин и "силовики" с энтузиазмом, остервенело рубят сук, на котором                сидят. Против них сегодня не только региональные элиты, но и большой                бизнес, старая ельцинская номенклатура (говорят, Волошин, главный                покровитель Ходорковского, просто написал заявление об отставке                после ареста Платона Лебедева, а Ельцин прямо заявил, что он считает,                что ошибся в выборе преемника, ошибся в Путине, и нужно исправлять                ошибку), малый и средний бизнес, интеллигенция, пресса, которой                перекрывают кислород. Вместо сплочения и консолидации общества Путин                консолидирует своих врагов. И это закономерно. Попытка загнать Россию                в казарменный капитализм нереальна. 
            Это                утопия, очередная коммунистическая утопия. Наблюдаешь за действиями                Путина и никак не можешь понять, что за рациональную конструкцию                государственной машины он хочет построить в России. Человек вроде                молодой, энергичный, неглупый (все-таки разведчик и офицер), петербуржец,                окончил юрфак Ленинградского университета, знает европейские языки,                германофил, ярый православный (не говорим уж о его жене Людмиле,                которая посещает старцев и истово молится). В чем его изъян? Как                можно принять подобные преступные для России решения? Разгром общественного                мнения, преследование оппозиционных журналистов просто не заметили,                но это куда более трагические явления, чем "ЮКОС", - на самом деле                это крест на экономическом процветании России. Может быть, в Путине                поселился вирус Туркменбаши (там, в Ашхабаде, конечно, безнравственная                опухоль приняла гомерические размеры, но Путину ближе Берлин, а                получается - мини-Ашхабад, в чем тут трагическая загадка?). Затыкать                рот ближнему и мелко радоваться, что тот начинает лакействовать                со страху, сломанный силой тупой государственной машины (скорее                ее можно охарактеризо- вать как антигосударственную, так будет точнее).                
            Путин                привык в органах госбезопасности действовать с помощью методов тайных                интриг, чаще безнравственных. Политическая целесообразность для                него - царь и бог. Лозунг - цель оправдывает средства - здесь стратегический,                базовый. Мы должны пострадать ради великой России, ради России-матушки.                Как тут совмещается православное сознание, непонятно. Скорее истинное                православное сознание, которое должно основываться на любви к ближнему,                деформируется, искажается. Великая держава становится лже-ближним,                образ великой России гипертрофируется, ради этого допускается и                неправда. Собственно говоря, для сравнения, если руководитель Германии                станет трубить на всех перекрестках, что он работает на великую                Германию, что он хочет возродить великую державу, мир бы поежился.                Почему у без пяти минут европейца Путина накатывает этот экстаз                великодержавности? 
            Смотришь                иногда на Путина, и поражает его равнодушие к природе, любовь к                дешевым театральным (сказал бы, даже опереточным) приемам. Парень-то                вроде рабочий, должен иметь внутренний стержень, а на поверку появляется                мещанский монстр. Самый главный недостаток Путина - он не видит                стратегической ситуации, близорук, считает лишь на несколько шагов                вперед, в нем нет политической интуиции. Но эта вещь от Бога. Кроме                того, политическая интуиция связана еще и с внутренним голосом,                с совестью. У Шаймиева это есть. Хотя, может быть, он не всегда                к интуиции прислушивается, заглушает, считает целесообразным прагматически                принимать решения исходя из прямого, грубого расклада сил. Но он                при этом семь раз отмерит, понимает, что политический процесс -                штука тонкая. Он инерционен, и это часто позволяет свести риск ошибки                к минимуму. А Путин иногда (да, собственно говоря, чаще) ведет себя,                словно политический слепой. Например, ситуация с Ираком. Тот же                "ЮКОС". Или вопрос с оппозиционной прессой. Путин не считается по                большому счету с общественным мнением, он думает, что это порождение                политических манипуляций, такого явления в принципе не может быть                в России (как при этом нужно не уважать свою страну?), здесь начинает                проявляться цинизм, чем больше уровень власти, который у тебя сосредоточен.                
            В общем-то                вещи не новые. Растет цинизм от необъятной власти, но неизбежно                растут и ошибки. Причем каждая последующая становится все крупней                и крупней. Наступает момент, когда примерно 70% общества начинает                понимать, что лидер не выражает их интересы. При социализме этот                процесс можно стабилизировать и удерживать, при капитализме он быстро                выходит из сферы управления. С одной стороны, государственная власть                президента России формально укрепляется, но с другой - его авторитет                стреми- тельно падает. Это опасно для России. Лимит ошибок Путина                тает. Шагреневая кожа сморщивается на глазах. Возникает закономерный                вопрос: сможет ли Путин остаться президентом весной будущего года?                Пока что явственно ощущение, что в обществе уже стремительно формируется                запрос на другую фигуру. Более адекватную настроению и чаяниям новой                России. 
            Рашит                АХМЕТОВ. 
            "Звезда Поволжья", №28, 24 июля 2003 г. 
            
            НЕСПОДРУЧНО НИ КРАСТЬ...
                            О чем шумят Друзья мои, поэты?
            Зачем                же кто-то, ловок и остер, 
            Простите мне, как зверь в часы охоты, 
            Так устремлен в одни свои заботы, 
            Что он толкает братьев и сестер?!.. 
            Н. Рубцов.
            Публикации                последних номеров "Восточного экспресса" о заседании творческой                мастерской русской литературы Союза писателей РТ раскрывают закулисные                интрижки нечистоплотных литераторов, которые свое самомнение поставили                выше порядочности и творчества. 
            Надо                признать, что странные танцы литераторов - это не странные танцы,                это вполне закономерные выкрутасы, определенная тенденция нашего                криминального и хамского времени, когда право "сильного" (облеченного                властью, блатного, у кого есть крыша для наведения страха, деньги,                нахрапистость...) становится решающим в удачах одних и неудачах                других - получение ученой степени без научного склада мышления,                высокой должности, досрочных званий, премий и т.д. Сегодня скрытый                лозунг дня "Подлецы всех стран - объединяйтесь!". Вот и объединяется                разношерстная братва и блатота с целью извлечения жизненных благ                иезуитскими средствами - унижения и уничтожения неугодных, в разряд                которых попадают наиболее порядочные и талантливые, которых выделяет                сама природа. Это было во времена Пушкина. Это было во времена Есенина.                Это было во времена Рубцова. Это бессовестным образом происходит                и сейчас, когда такое уникальное явление российской поэзии, как                Юрий Макаров, подвергается дискриминации собратьями по перу, хотя                заслужил серьезной поддержки и своей трудной судьбой, и подлинными                лирическими переживаниями, в которых дышит сама поэзия, и возрастом.                Это он - поэт с большой буквы, заслужил сегодня внимание больше,                чем кто-либо. Честью было бы казанским литераторам присвоить ему                Державинскую премию хотя бы посмертно... Но у нас, как всегда, все                отношения переводят на личные симпатии и антипатии, на то, с кем                ты и против кого ты. Мелкие личные страстишки берут верх над профессиональными                интересами. 
            
            Если говорить о выдвижении на Державинскую премию казанских литераторов,                то надо напомнить, что сущность поэзии Г. Державина - это гражданственность,                уважение закона, пропаганда идей правового государства. Сам поэт                некоторое время был министром юстиции. Идеи Г. Державина продолжил                и развил А. Пушкин. 
            
            Склонитесь первые главой
            Под сень надежную Закона, 
            И станут вечной стражей трона 
            Народов вольность и покой. 
            
            Поэтому основной критерий выдвижения на Державинскую премию                должен быть критерий, соответствующий духу державинской поэзии -                социальная направленность творчества, пропаганда идей гражданского                общества и правового государства, убедительная нравственная позиция                самого автора, профессионализм, борьба с криминальными ценностями                и аморализмом. В Казани можно найти авторов, которые соответствуют                в своем творчестве духу державинской поэзии, и это не только профессиональные                авторы, но и самодеятельные, о которых знает узкий крут, но чье                творчество не уступает по своей значимости профессиональным авторам,                но у них нет поддержки. Быть членом Союза писателей РТ или какого-либо                другого творческого союза - это еще не признак профессионализма.                Многие члены Союза пишут посредственно, а некоторые самодеятельные                авторы превосходят своим талантом спецов. Выдвижение на литературную                премию не должно отражать узкогрупповые амбиции, в данном случае,                интересы Союза писателей РТ. Поэтому принимать участие в выдвижении                на литературную премию должны и другие творческие организации -                журналисты, педагоги, правоохранительные органы, предложить свое                творчество может любой гражданин Татарстана. А задача Союза писателей                РТ - организовать этот творческий процесс, а не делить всех на наших                и чужих. 
            
            Кого же выдвинул сегодня Союз писателей РТ на Державинскую премию?                Авторов, которые далеки от державинской поэзии, которые своим творчеством                поддерживают разрушительные силы в обществе и не уважают ни нравственность,                ни закон. 
            
            Вышел... холод!!! 
            Замерз собакою!!! 
            Что же делаешь ты, зима?!!! 
            Не морозь меня! Дай покакаю... 
            А не то я сойди с ума! 
            
            - пишет Р. Мухамадеев в сборнике "С больничной койки", где поэзией                и не пахнет, а есть только литературные эксперименты и желание соответствовать                развращенному времени с его некрофильнои ориентацией. 
            "Человек с непрофильной ориентацией чувствует влечение ко всему                неживому, ко всему мертвому: к трупам, гниению, нечистотам и грязи",                - пишет психолог-гуманист Э. Фромм. 
            
            Не менее интересно творчество и Л. Газизовой, за которую проголосовало                большинство своих людей, поэтому она стала главным выдвиженцем на                Державинскую премию. Хорошо бы, если та напористость, с которой                толкали Л. Газизову на премию, соответст- вовала таланту автора                и державинской поэзии. Но и главный претендент не тянул своим творчеством                на премию первого министра юстиции - Г. Державина. В книге "Лирическая                поза" мы также видим тяготение автора к некрофильной ориентации.                
            
            И я представляла - 
            Брезгливости не было 
            (Мединститут за плечами), 
            Будто пью вино 
            Из черепов поверженных врагов. 
            Нравилось. 
            
            Конечно, любой автор вправе писать о чем угодно и как угодно, выражать                любую ориентацию. Но тогда он должен не зарываться и не претендовать                на более высокую социальную значимость, чему надо соответствовать                нравственным и психическим здоровьем. Основной лейтмотив поэзии                Л. Газизовой - это завышенная самооценка, самолюбование, что наиболее                ярко проявилось в образе княгини. 
            
            Бабушка шепнула мне, 
            Что я княжна, 
            И род у нас княжеский. 
            Но я была комсомолкой 
            И засмеялась только. 
            Теперь нет бабушки и нет комсомола. 
            А я стала княжной. 
            
            Образ княгини, который переходит из стихотворения в стихотворение                ("я - татарская княжна", "в "Княжне" сказал, что пью вино", "входит                князь"), также отражает тенденцию нашего времени (в этом заслуга                автора), когда бывшим партийным и комсомольским работникам кто-то                нашептал, что они очень важные в этой жизни и потому имеют право                хватать высокие социальные статусы и грабить собственный народ,                забыв, кем они были недавно и какие ценности защищали. Но они смеются                только, не испытывая ни совести, ни стыда, продолжая любоваться                собой и воровать. 
            
            "Несподручно ни красть, ни любить", - откровенно признается                Л. Газизова, устремив свой взгляд не в сторону поэзии, а в сторону                тех, кто умеет сегодня отхватить кусок жирного пирога, спихнув ближнего                своего в пропасть, у кого и любовь становится данью моде, где скрывается                за красивыми словами обыкновенный и примитивный инстинкт хватания.                Поэт, претендующий на Державинскую премию, поддерживает криминальные                ценности! Оказывается, невыгодно сегодня быть порядочным человеком                и не воровать, и сам следует этим ценностям своими поступками -                любыми путями получить премию и стать первым поэтом в Казани своим                нарциссианским творчеством ("самолюбивая душа", "родители мне                дарят честолюбие", "и я лучше всех", "я хочу стать самой красивой                в мире", "мне бы счастья! мне бы, мне бы", "так надменна", "мечтаю                весь мир я одолеть")... 
            
            Нарциссичному человеку "присущи все черты самодовольства, - пишет                Э. Фромм. - Если он бросает несколько незначительных слов, по нему                видно, что у него осталось чувство, как будто он сказал нечто очень                важное. Как бы ни выглядели различные формы выражения нарциссизма,                общим для них всех является отсутствие подлинного интереса к внешнему                миру, неспособность переживать действительность во всей ее полноте".                Так, в книге "Лирическая поза" перед нами вырисовывается все образнее                лирическая поза современного казанского поэта - поза самодовольства                и высокомерия, которая хочет получить социальную значимость, не                имея способности переживать социальные проблемы, дистанцируясь от                них с явным .чувством превосходства. В целом создаваемый поэтический                мир Л. Газизовой больше подкупает своей формой, лиричностью, музыкальностью,                но с точки зрения его содержания нельзя не видеть отсутствие литературной                зрелости, нравственную неразбериху и психологическую неустойчивость                ("я дерзкая, упрямая и злая", "я с вызовом несу противоречья",                "восхожу до тебя, как до Бога"...). 
            
            А.С. Пушкин писал, что главное в поэзии - это мысли, мысли и еще                раз мысли, их нравственная и социальная зрелость. Если творчество                претендует на социальную значимость, тем более выдвигается на Державинскую                премию, то перед нами должна быть зрелая личность и по форме, и                по содержанию, а не поэтический нарцисс, которого представил и поддержал                Союз писателей РТ. 
            Николай                ПРОКОФЬЕВ, социальный педагог.
            "Звезда Поволжья" № 28, 24 июля 2003 г. 
            О                СОВЕТСКОМ ПАСПОРТЕ 
            Я                часто возражал своему отцу, когда он убеждал меня в том, что во                избежание неприятностей паспорт должен находиться всегда при себе,                если даже ты просто прогуливаешься у своего родного дома. Хотя мой                отец за свою нелегкую жизнь много испытал неприятностей с этим документом,                но все-таки я считал тогда нелепостью его слова и без особой надобности                не носил паспорт в кармане, а старался хранить его в более надежных                местах. 
            
            Однажды, в застойные времена, приехав в Москву за колбасой, я очутился                в весьма нелепом положении как раз из-за паспорта. Представляете,                я "попался" в общественном туалете Казанского вокзала столицы! Конечно,                не представляете, и вам кажется, это - нелепость, туалет и паспорт                никак не совместимы. Да, да! Именно в туалете, а не где-нибудь у                буфета или в ресторане. Причем не хулиганил, не распивал спиртного,                а лишь аккуратно исполнял свои естественные надобности без малейшего                нарушения общественного порядка. Надо же, ведь порядочные люди перед                посадкой в поезд заходят для облегчения души в ресторан, а я, дурак,                для облегчения тела пошел в туалет.
            
            Дело в том, что по какой-то неизвестной нам причине (возможно, по                учебной тревоге) в это время устроили в туалете, где очередь была                не меньше, чем за водкой, облаву, а мой паспорт как на грех оказался                в камере хранения вместе с вещами. Мужской туалет Казанского вокзала                г. Москвы был оцеплен со всех сторон, как это полагается при проведении                облавы, и исполнительные дружинники под командованием кадровых офицеров                проверяли паспорта даже у тех, кто страдал поносом и не мог прерваться.                Пока меня, как и многих других бездокументников, задержали и выясняли                кто есть кто, я опоздал на свой поезд и кое-как уехал лишь через                день. Попробуй, докажи причину своего опоздания билетному кассиру!                Вот тут-то и вспомнил я мудрые советы своего отца и с тех пор дал                себе слово не ходить без паспорта даже в туалет, если он общественный.                
            
            Если бы об этом нелепом случае я рассказал своему отцу, то он бы,                пожалуй, мне тоже не поверил, случай-то уж больно дурацкий. Но,                к сожалению, отца уже не было в живых. Кстати, отец мой в свое время                имел много паспортных конфликтов и, видимо, поэтому ценил его дороже,                чем даже Маяковский. По рассказам домашних, паспорт отца был найден                после смерти под подушкой, аккуратно завернутый в непромокаемую                двойную целлофановую пленку, а не в широких штанинах как было у                поэта революции. 
            Лукман                ЗАКИРОВ. 
            "Звезда Поволжья" № 28, 24 июля 2003 г.