(сейчас в нем аптека), по проекту архитектора Л. Хрщоновича надстраивает четвертый этаж, полностью преображает фасад и подвергает оба здания частичной перепланировке, соединив их в одно домовладение, которое и поныне числится под № 9. Накануне падения царизма П.В. Щетинкин активно скупает недвижимость в центре города, становясь чуть ли не крупнейшим домовладельцем. Но тут чутье подвело коммерции советника. В ранних, за 1918 г., горкомхозовских документах есть упоминание о том, что Щетинкин сам передал Казанское подворье (так обычно звалась его гостиница) новой власти. Но еще в сентябре 1917 года крестьяне разгромили его имение Молотково, что близ села Державино Казанского уезда, и до сих пор нет надежных сведений о судьбе человека, чье имя вошло в историю города.
***
Трудно перечислить гостивших в Казанском подворье знаменитостей. Упомянем лишь того, кого обычно избегают упоминать, - Л. Троцкого. Лев Давидович в сентябре 1918 года дважды, по выражению Демьяна Бедного, "казанцев своей речью чаровал" - в городском театре и с углового балкона Казанского подворья . Нижний, торговый этаж всегда был занят магазинами. Некоторые из них дожили до нэповских времен - музыкальный магазин братьев Половниковых, например.
Особо хочется сказать о книжном магазине "Культура и Меркурий" Голубева и Шаронова. Михаил Александрович Голубев был последним культурным книготорговцем и издателем старой Казани. Конец НЭПа стал концом его дела: магазин "Культура и Меркурий" превратился в книжный магазин номер 6, сотрудники которого и известили казанцев в 1932 году о кончине М.А. Голубева. Наибольшего развития его дело достигло к 1917 году - свидетельством тому 45-страничный каталог голубевского магазина. Тем, кто интересовался историей фотографии, знаком журнал "Вся Россия". Несколько экземпляров этого фотожурнала имеет библиотека КГУ. Издавал журнал К. Фреландт, автор нескольких учебников физики и владелец фабрики бромосеребряных фотопластинок. Шагающий с флажком человечек - товарный знак фабрики - украшал вывески магазинов Карла Ивановича во многих городах.
Интерьер гостиницы "Казань" впервые подвергся коренной реконструкции в 1965 -1966 годах под руководством архитектора Спориуса и художника Артемьева. В ресторане этой когда-то известной, а ныне жалкой гостиницы играл выдающийся казанский джазовый пианист В. Бакланов, ныне ставший москвичом. Время и люди сделали знаменитый казанский дом таким, каким мы его видим, - лучшая гостиница Казани стала ее позором. Остается надеяться, что лучшие годы у этого дома еще впереди.
Генрих КЛЕПАЦКИЙ
|