ЗАПИСКИ О СТАРОЙ КАЗАНИ

Царство Казанское: проект остался на бумаге
Разговор об улице К. Маркса у нас впереди. Сейчас мы расскажем лишь об одном здании на ней - здании сельхозинститута имени Горького, великого агронома земли русской. История постройки дома 65, связанная с именами двух далеко не рядовых архитекторов, заслуживает того, чтобы о ней рассказать. Основанное в январе 1905 года Казанское коммерческое училище за неимением собственного здания размещалось поначалу в доме Кекина. Но не в известном его доме на стрелке, а в доме на том участке улицы Горького, который когда-то называли Малой Лядской. Однако новому училищу там было слишком тесно: кроме него в доме Кекина размещались номера "Волга" (именно здесь жил генерал Юденич, когда служил начальником штаба Казанского военного округа), магазины и так называемый "Новый клуб" - Собрание служащих правительственных и общественных учреждений.

"Новый клуб" в декабре 1912 года переехал в специально отстроенное для него здание -сейчас в нем театр им. К. Тинчурина. Нужда в собственном помещении побудила совет коммерческого училища обратиться к Петербургскому обществу архитекторов с предложением провести конкурс на лучший проект здания для училища. 95 лет назад, в апреле 1906 года такой конкурс был проведен. Из сорока проектов, поданных на конкурс, был отобран проект под девизом "Царство Казанское" известного столичного архитектора, признанного мастера северного модерна Николая Васильева. Эффектное здание на высоком цоколе отличали ребристые купола, повторявшие своими очертаниями купола на медресе Шир-Дор и Тилля-Кари в Самарканде. На сдержанном, строгом фоне стен выделялись окна в восточном вкусе. Однако долгая волокита с получением разрешения на строительство и отсутствие в Казани подрядчика, способного возвести столь незаурядное сооружение, привели к тому, что проект остался неосуществленным.

Вместо великолепного сооружения замечательного зодчего на Грузинской (так раньше звалась улица К. Маркса) в 1908 году за одно лишь лето по проекту архитектора Д. Разова поднялось добротное, но в общем-то довольно ординарное здание. Строительство шло настолько спешно, что освящение училища - совершенно обязательная в то время процедура при открытии государственных и общественных заведений - проходило в химическом кабинете, единственном более или менее готовом помещении. Училище было отменно оборудовано. Например, для преподавания химии были: химическая аудитория, кабинет преподавателя, отдельные лаборатории качественного и количественного анализа, весовая, дистилляторная и сероводородная. Столовые были на каждом этаже, кухня и буфет - на втором, там же была оранжерея, пятью окнами выходившая на улицу прямо над входом в здание. О лабораториях товарной, фотографической, физической не стоит и говорить - это обязательный набор. К услугам преподавателей и учеников были две библиотеки - фундаментальная и ученическая.

Перед участием в конкурсе на здание коммерческого училища Н. Васильев специально выезжал в Самарканд изучать восточное зодчество. И ездил не зря: в июне того же 1906 года состоялся конкурс на проект Петербургской соборной мечети. Первую премию вновь получил господин Васильев (в соавторстве с С. Кричинским). Но тот проект не был отвергнут, и все, кто бывал в Питере, знают величественное здание на Петроградской. Замечу, что не имеющий никакого отношения к Казани С. Кричинский имеет прямое отношение к татарам: в списках студентов Института гражданских инженеров отмечено его магометанское исповедание. Литовский татарин Степан Самойлович Кричинский был избран эмиром бухарским строителем своего дома на Каменноостровском проспекте. После окончания строительства мундир архитектора был украшен бухарским орденом - впечатляющего размера звездой.

Уроженец города Глазова Дмитрий Васильевич Разов, автор существующего здания училища, по окончании Академии художеств организовал в Казани Артель художников и чертежников, принимавшую заказы на архитектурные проекты. В советское время он стал секретарем Московского архитектурного общества и преподавал в МВТУ им. Баумана. В коммерческом училище обстановка допускала большую свободу в преподавании в отличие от учебных заведений, подчиненных Министерству народного просвещения. Ученики любили своих учителей и долго их помнили. Вот байка, рассказанная мне учеником коммерческого училища, адвокатом и сыном адвоката В.А. Ушаковым. Законоучитель Овчинников любил спрашивать учеников о том, как надлежит поступать священнику, поспешающему со святыми дарами для причащения больных в том случае, если под ними рушится мост: спасать свою жизнь или святые дары? Ученики предлагали свои варианты, но все они были неверными. "Как может рушиться подо мною мост, если я иду со святыми да рами?" - вопрошал батюшка посрамленных учеников.

Долг справедливости обязывает нас вспомнить тех, чьими стараниями и деньгами было возведено здание, и по сию пору верно служащее подготовке специалистов. Кто вспомнит через 90 лет о нынешних богачах? Но казанских купцов Я. Шамова и В. Карякина, вложивших свои силы и деньги в создание училища, Казань будет помнить всегда. Интересно, что нам, потомкам, ближе оказался чекист М. Лацис, нежели купцы-благотворители. Иначе как объяснить, что на здании училища нет даже скромной доски с их именами, зато здание Татарской филармонии на улице Гоголя украшено мемориальной доской с фамилией патологического убийцы.

Генрих КЛЕПАЦКИЙ

Качественный красный ковер онлайн. Краска Dulux Acryl Matt - это отличная латексная краска для стен и потолков.
 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: