Археологический перформанс в университетском дворе

БОГОРОДИЦА "ДАЕТ ЗНАК" АДМИНИСТРАЦИИ КАЗАНИ
"Эфир" сообщил о находке, сделанной археологом Фаязом Хузиным в университетском дворе - бронзовом образке с изображением иконы Казанской Божией Матери. Вот как об этом рассказала репортер эфировской программы "Город" Светлана Лаврентьева.
"... Он (образок - Л.Ж.) был погребен под пепелищем во время пожара. Археологи и власти города считают, что это знак свыше. Настоящая икона Казанской Божией Матери - покровительница города, все-таки вернется в Казань из Ватикана. Археологи говорят, что до сих пор не перестают удивляться. Икону Казанской Божией Матери, которая находится сейчас в Ватикане, в семнадцатом веке нашли примерно в таких же условиях: чудо-икона явилась на пепелище Богородицкого монастыря. Эту также нашли на месте, где раньше была церковь и также на пепелище... Покровительница столицы Татарстана, Казанская Божия Матерь покинула город, она была похищена, и сейчас Казань не только не может вернуть оригинал, но даже не имеет чудодейственной копии иконы".

Комментарий Льва ЖАРЖЕВСКОГО
В сюжете не обошлось без заместителя председателя Горсовета Казани Людмилы Андреевой, несказанно удивившейся, что именно образок с Казанской иконой Богоматери был найден в университетском дворе - она посчитала это знамением и выразила надежду, что весть об этом дойдет до Ватикана и "нашего патриарха Алексия".
Вспоминается Анна Андреевна Ахматова. Помните - "Мне голос был - он звал утешно…". Но удивление зам.председателя довольно ненатурально: надо быть уж совсем ребенком, чтобы удивляться тому, что в Казани был найден образок именно Казанской Богоматери - гораздо удивительнее было бы найти здесь любой другой образ.


Икона-чиновнопитательница

Археологические перформансы устраиваются в Казани не впервые: вспомним на редкость своевременное нахождение тем же Фаязом Хузиным монеты св.Вацлава в Казанском кремле. Оглушительный пи-ар, сопутствовавший той находке, делал ее не научным, а скорее политическим событием, и немудрено, что многие скептически относились не только
к интерпретации, но и к самому факту находки. Другими словами, скептики говорили: монету-то мы видим, но кто видел как и при каких условиях ее нашли?
Затея с иконой имеет свою небольшую историю. Один германский католический церковный историк поделился сведениями о том, что икона Казанской Богоматери находится в папских покоях. У президентского политсоветника Рафаэля Хакимова созрел замысел кампании по "возвращению" иконы в Казань. Причем Рафаэль Сибгатович и не думал скрывать политическую подоплеку всей этой затеи.
Идею охотно подхватил мэр города Камиль Исхаков, взявший себе на службу недавно окончившего истфак КГУ Дмитрия Хафизова, известного читающей публике тем, что в
начале девяностых публиковал в "Молодежи Татарстана" свои проекты то почтовых марок

Список иконы Казанской Богоматери, хранящийся в Ватикане

Татарстана, то униформы для предполагаемых шаймиевских гвардейцев. (Эта униформа сразу же заставляла вспомнить о полицмейстере в узорных шальварах из Ильфа и Петрова). Следующей областью интересов Дмитрия Иосифовича стали старинные карты. Объездив на казенные деньги всю Европу, Д. Хафизов угостил публику открытием: оказывается, Казань уже с 1300-х годов нашла отражение на старинных европейских картах, правда почему-то под именем Castrama. Отчего под этим именем не могла быть обозначена Кострома, известная в то время по письменным источникам, г-н Хафизов пояснять не стал. Я уделяю столько внимания Д. Хафизову только потому, что увидел его в сюжете с образком - присутствие человека с такой научной репутацией отнюдь не придает серьезности эпизоду с находкой, скорее наоборот.
Икона хорошо покормила солидную группу людей. Поездки в Америку, Германию, Португалию, Италию, выпуск фильма и его презентация в Европе - вряд ли все это делалось за счет энтузиастов - тех же Исхакова, Хафизова, Хакимова. Как-то Минтимер Шаймиев выразил уверенность в том, что икона будет "возвращена" к 1000-летию города. Поэтому будьте уверены - "знаков свыше" будет немало, немало уйдет и денег, которых у города, оказывается, не хватало даже на ведра для заразной больницы в холерном августе прошлого года.

Но вернемся к сюжету. Вряд ли кто сможет перещеголять репортера "Города" по способности произнести такое количество глупостей в скромном по размеру тексте.

Во-первых, икона Казанской Богоматери была обретена не в 17-м, а в 16-м веке, точнее в 1579 году.

Во-вторых, найдена она была не на пепелище Богородицкого монастыря хотя бы потому, что никакого Богородицкого монастыря в то время в Казани не было - он и появился-то по распоряжению царя именно потому, что была найдена эта икона.

В-третьих, оригинала иконы нет в Ватикане - там хранится совсем другая, более поздняя икона.

В-четвертых, крайне сомнительно, что образок относится к началу 18-го века, как об этом поспешила сообщить репортер "Города" со ссылкой на того же Фаяза Хузина. И то, что он был обнаружен рядом с монетами этого времени, еще ничего не доказывает: все помнят, как в кремле в слоях, относящихся к периоду ханства, были найдены два каменных фаллоса - вещи, немыслимые для мусульманского города.

Связавшись с владельцем большой, состоящей из нескольких десятков единиц коллекции бронзовых образков Георгием Валентиновичем Ф., я тут же узнал, что найденный образок не старше конца 19-го века. Георгий показал мне образок из своей коллекции, практически неотличимый от найденного.

Административно-археологическое благочестие
Необыкновенное православное благочестие, охватившее вдруг городские власти и совсем неправославных археологов, кажется немного странным, особенно когда они (или от их имени) рассуждают о "знаках свыше". Для Господа нет ничего невозможного, и будь на то Его Воля, икона Пречистой Матери Его давно была бы явлена в Казани еще раз и без всяких дополнительных "знаков".
Что же касается городских властей, то их возня с иконой и рассуждения про "знаки свыше" выглядят просто самым обычным лицемерием - ведь те же самые власти за бесценок продают бывшие церковные дома возле Богоявленского собора и до сих пор никак не хотят возвратить православным верующим то, что принадлежит им по праву - Богоявленскую колокольню на улице Баумана.
Одно только утешает - демонстративная отстраненность церковных кругов от всей этой возни. Как тут не вспомнить слова царя-псалмопевца: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных…".

14 июня 2002 года


 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: