Комсомольское православие
"Комсомольская правда"-толстушка за 6-11 сентября. Рубрика "Православный календарь". Под этой рубрикой изделие Людмилы Корниенко "11 сентября - скорбный праздник". Речь идет о церковном празднике Усекновения главы Иоанна Крестителя. Вот что пишет товарищ Людмила: "По библейским преданиям незадолго до рождения Спасителя Иоанн предсказал Его явление миру, а через несколько лет покрестил Иисуса в реке Иордан (из-за чего его и стали называть Крестителем) <...> В этот день православные отмечают Усекновение главы Иоанна Крестителя - один из великих церковных праздников (остальные относятся к двунадесятым)".
Когда-то были модны кампании по призыву комсомольцев то на флот, то в авиацию, то на целину. Теперь впору выдвигать лозунг "Комсомолец - к Евангелию!". Смотришь, тогда бы у "Комсомольской правды" появился бы хоть какой-то кадровый резерв, и можно было бы бросить на "Православный календарь" комсомолку, хотя бы раз в жизни читавшую Евангелие.
А то, что Людмила Корниенко его не читала, это, как сейчас говорят, сто пудов. Если бы читала, то знала бы, что Иоанн Креститель был старше Иисуса всего на полгода и никак не мог, только появившись на свет, предсказать явление миру Спасителя - об этом он возвестил тридцать три года спустя, в правление императора Тиберия. Именно тогда "...был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И проходил он по всей окрестной земле Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов..." (Лк:3, 2-3). И чуть ниже читаем: " Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идеи Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (там же, стих 16).Архангел Гавриил совершенно определенно разъяснил Марии: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое Слово" (Лк:1, 35-37).
Напомню. что Елисавета - мать Иоанна. Что же до праздников "великих" и "двунадесятых", то великие праздники суть Пасха и двенадцать (двунадесять) других главных православных праздников. Праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя к великим праздникам, при всей его значительности, к великим праздникам церковью не отнесен.
Странно: первыми был Якуня и Мурза, а памятник - Александрову
Не так давно Анастасия Герасимова из "Времени и денег" называла КАПО им.Горбунова первенцем авиастроения. Мне пришлось поправить журналистку из газеты деловых кругов - сотни самолетов были выпущены в России еще до революции. Снова "ВиД" и снова Анастасия Герасимова. Речь шла о посещении М.Шаймиевым "Красного Востока". "Экскурсия" завершилась открытием памятника основателю пивоварения в республике - купцу Ивану Александрову" - читаем в материале А.Герасимовой.
Могут сказать, что первым пивоваром Казани Александрова назвали не только во "Времени и деньгах", а во всех местных СМИ. Но то, что может позволить себе, к примеру, "Эфир", не должно позволять издание "деловых кругов" - деловые круги обычно не любят когда им преподносят что-то вроде развесистой клюквы.
А теперь о тех, кто на самом деле были первыми. В 1932 году были опубликованы писцовые книги города Казани 1565-1568 гг., с тех пор бесконечно цитируемые. Процитируем и мы.
Страница 13: "Да на Булаке ж от верхние бани к устью Булацкому три поварни по Булаку оброчные, а варят в них пива всякие казанские люди, а дают с чети по четыре деньги".
Первыми пивоварами в Казани были Третьяков, Якуня Данилов, Олешка Норохов, Нечай. А тем, кто говорит об изначальном отвращении татар к алкоголю, назову имя татарского пивовара XVI века - звали его Мурза, а пиво свое варил он за Булаком. Мало того, в Казани того времени не только варили пиво, но была даже улица Пивоваренная (её звали еще Пивоварской). Было в Казани тех лет и товарное, то есть на продажу, приготовление солода - этим промыслом занимались Костя Шахнов, некий Богданка, Максимка Яковлев, Милой Иванов и бесфамильный Микитка.
В более близкие к нам времена, в конце 1850-х - начале 1860-х годов в Казани было 4 пивоваренных завода - 3 принадлежали акцизно-откупному комиссионерству и один частному лицу. Задолго до Ивана Александрова, с 1866 года работал в Казани завод Петцольда. Часть производственных мощностей Петцольд продал наследникам И. Александрова. Снова цитата. "Казанскiй Телеграфъ", 4 января 1897 года. "Открытие завода. Перед праздниками (6 января - Благовещение - Д.Б.) пивной завод "Т.Д. Наследников Александровых", бывший "Петцольд и Ко" будет пущен в ход. Покупка зданий и капитальный ремонт обошлись Торговому дому до 100 тысяч рублей. На заводе нашли заработок до 100 человек".
Заводы Петцольда и Александрова работали в Казани параллельно до начала первой мировой войны. После введения "сухого закона" они стали продавать т.наз. "солодовый напиток" - нечто вроде безалкогольного пива, а после революции были объединены в одно предприятие под названием "Красный Восток". И если вести родословную "Красного Востока", то в начале её будет не Александров, а Петцольд.
А в утешение "Красному Востоку" добавим, что одна из казанских пивоварен в первом десятилетии после покорения Казани находилась почти на том самом месте, где сейчас находится пивбар "Раки", столь дорогой сердцу гендиректора Хайруллина.
"Республика Татарстан": лесоповал с тачкой
Несколько лет назад "Время и деньги" день 60-летия М.Шаймиева, на первой полосе поместили коллаж: у Медного всадника вместо головы Петра Великого была голова Минтимера Шаймиева. Прошло несколько лет. Перед нами первая полоса, но уже другой газеты - "Республики Татарстан" за прошлую субботу. На ней отчет Василия Шевчука из "Татар-информа" о поездке в Челябинск. У отчета изумительный заголовок - "Гость в дом - Бог в дом". Кто гость, мы знали еще в пятницу из других газет: Минтимер Шарипович. Из "Республики Татарстан" мы узнали, кто бог. "Время и деньги" отдыхают. А вообще-то с пословицами надо бы поосторожней: после гостя и бога, тут же вспоминается "Вот бог, а вот порог", - журналист должен просчитывать все, включая аллюзии и реминисценции. Впрочем, к казенным журналистам это не относится.
На фоне таких очевидных достижений в "РТ" есть и огорчительные просчеты. В номере за четверг находим материал Л. Карташовой "Как бунтарь Кузьма на каторгу попал". "Кузьму и его отца угнали на каторгу - валить лес под Архангельском. Кругом топи, - не убежишь. А если и убежишь, то с тачкой, прикованной к ноге", - пишет Л. Карташова. Может быть, я глуп как пень, но, во-первых, мне кажется, что человек, прикованный к тачке, мало приспособлен к лесоповалу. Тут, скорее всего, сыграл свою роль стереотип - раз каторжник, значит с тачкой - и все. А во-вторых, каторги в царское время в Архангельской губернии просто не существовало. Она появилась там сначала в английском концлагере на острове Мудьюг, а потом расцвела при Советах.
Удивил "Город" ТК "Эфир". Иллюстрируя склоку в Институте биологии КНЦ РАН, тележурналисты в подробностях, долго и нудно показывали ничего не подозревающим зрителям комнату N126 корпуса модельных установок совсем другого института - Института органической и физической химии. Соблазнились ребята телегеничностью аппаратуры из симаксовского стекла, не иначе.
14 сентября 2002 года