Минздрав предупреждают: ревизии опасны для его здоровья

Дележ денег - зрелище не для слабонервных. Особенно если деньги бюджетные, что в Татарстане стало синонимом безотчетных и почти что дармовых. Странное чувство охватывает, когда наблюдаешь, как депутаты Госсовета, не щадя живота своего, бьются за правильное распределение народной копейки. Странное - потому что те, кто призван эту копейку бережно расходовать и следить, чтобы ни одна не пропала зря, походя разбрасываются миллионами рублей.
Передо мной свежие и горячие, как пирожки, акты проверок Министерства здравоохранения РТ. Первую в сентябре минувшего года проводила рабочая группа Кабмина РТ, она исследовала результаты конкурсов, проведенных в Минздраве за полугодие. Вторая, завершенная Контрольно-ревизионным управлением Минфина РТ 15 декабря, брала шире, изучив финансовую деятельность республиканских здравоохранителей за 2001-й и 9 месяцев 2002 года.


Оставим в стороне переплаты сотрудникам министерства (112 тысяч рублей). Не стоят внимания ничем не обоснованные надбавки "за вредные и опасные для здоровья условия труда при работе с персональными компьютерами" (114 тысяч). Снисходительно пройдем мимо платежей размером в 4,8 млн. из резервного фонда Минздрава "на цели, противоречащие ст. 81 Бюджетного кодекса РФ" (большая часть их потрачена на отдых в карловарском санатории "Ульрика"). Все это и многое другое - обычные для чиновников шалости. Сосредоточимся на том, что составляет одну из главных статей расходов Минздрава, - закупках медикаментов и оборудования.

Из акта КРУ: "В нарушении ст.1 указа президента РФ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд от 08.04.97 за № 305 и ст. 72 Бюджетного кодекса РФ в 2001 году закупка товаров, работ и услуг на сумму 45,8 млн. рублей осуществлена без проведения конкурсов". Иными словами, российский президент указал на способы предотвращения коррупции и сокращения бюджетных расходов, а Минздрав РТ ими пренебрег. По логике это означает одно из двух: либо министерство способствовало коррупции, либо предотвращало ее, но каким-то иным, неведомым ни науке, ни президенту способом. Третьего не дано.

За 2001 год проведено 5 открытых и 7 закрытых конкурсов, 2612 закупок способом запроса котировок и 160 закупок у единственного поставщика. Проверено лишь 3 закрытых и 2 закрытых конкурса. "Документы по остальным конкурсам, а также по закупкам способом запроса котировок и единственного поставщика в ходе ревизии не представлены". Однако и по тем, с которыми Минздрав посчитал возможным ознакомить проверяющих, существенных замечаний набралось немало.

Так, извещения о проведении одних конкурсов в СМИ не публиковались, стало быть, будущие поставщики подбирались конспиративно, по особому приглашению, каковое получал отнюдь не всякий. Другие проводились при участии единственного поставщика (по президентскому указу участников должно быть не менее двух), поэтому, с кем тот конкурировал, неизвестно. Характерно, что при этом ревизоры доступа к спискам фирм-победителей так и не получили. Да и зачем - разве не очевидно, что победа всегда остается за своими?

Приблизительно такая же картина по 9 месяцам 2002 года. Проведено 9 открытых и 7 закрытых конкурсов, 3323 закупок способом запроса котировок, 558 закупок у единственного поставщика. Проверены результаты 8 открытых и 6 закрытых конкурсов. Далее в акте следует стереотипная формула: "По причине непредставления документов по закупке способом запроса котировок и закупок у единственного поставщика проверить правильность их проведения не представляется возможным".

Примечательно, что от рабочей группы Кабмина Минздрав документацию не прятал, и та, неблагодарная, констатировала: как разрешения о проведении закрытых конкурсов, так и большинство закупок у единственного поставщика осуществлены "в нарушение действующего законодательства". Похоже, столь обескураживающий вывод послужил причиной того, что Минздрав счел за благо больше никому своих бумаг не показывать. В самом деле, если проверять правильность расходования казенных денег начнет КРУ, работать станет решительно невозможно.

Понимаю, вы будете огорчены, но в телефонном справочнике "Здравоохранение Республики Татарстан" (Казань, 2002) начальник отдела экономической безопасности Минздрава А.А. Зайнуллин не значится. И в штатном расписании министерства, утвержденном постановлением Кабмина РТ от 9.07.01 за № 427, должность начальника отдела экономической безопасности, равно и сам отдел, отсутствуют. Ежели быть до конца честным, то согласно справке, предъявленной КРУ, А.А. Зайнуллин в штате Минздрава вообще не числится и начисление зарплаты ему не проводится. Что, конечно, утешает.

Тем не менее, человек с такой фамилией в системе республиканского здравоохранения существует. Он не какая-нибудь там мертвая душа, а самая что ни на есть живая и страдающая. Хотя г-н Зайнуллин сражается на невидимом фронте, многие думают, что знают его в лицо. Утверждают, что при счастливой оказии его можно не только лицезреть, но и осязать. Во всяком случае, в приказах и иных документах Минздрава он фигурирует в качестве то председателя, то члена различных комиссий. И проверяющих, и весьма многообещающих.

Например, проведение конкурсов по размещению заказов на закупку товаров, работ и услуг поручено комиссии, состав которой определен приказом Минздрава от 16. 11. 01 за № 1080. Среди почтенных членов мы находим все того же А.А. Зайнуллина., без которого, надо полагать, Минздрав, как без рук. Или, точнее сравнить, как император Павел без подпоручика Киже. Правда, здесь он уже трансформировался в "начальника отдела экономической безопасности РЦ Медсоцэконом МЗ РТ". Излишне говорить, что такого РЦ в МЗ РТ нет. Наверное, в МЗ РТ его намеревались создать, но что-то помешало это сделать.

Напрашивается вопрос: законны ли договора, заключенные по итогам конкурсов, если один из членов конкурсной комиссии являлся, по выражению юристов, "ненадлежащим лицом"? Пришел человек с улицы, подмахнул бумаженции на многие милльоны бюджетных рублей - и с плеч долой? В этой истории более всего забавляют два обстоятельства.
Во-первых, понятно, что Минздрав, озабоченный хворями страждущего человечества, мог и забыть про отдельного, даже выдающегося начальника отдела. Но как последний упустил из виду, что в течение полутора лет не получает ни зарплаты, ни премий, ни отпускных? Это какой же скромностью нужно обладать и как самозабвенно любить экономическую безопасность, чтобы заниматься ею на общественных началах!
Во-вторых, спохватившись, что неладно вышло, министерство задним числом издает приказ, согласно которому Альфред Абдуллович назначается заместителем главного бухгалтера Минздрава. Несмотря на то, что он закончил Ульяновское танковое училище по специальности "эксплуатация гусеничной техники" и никогда не то что заместителем главного, но и заместителем рядового бухгалтера не служил, у меня нет сомнений в том, что сведение дебета с кредитом в Минздраве достигнет новых высот. Неясно лишь, кто теперь возглавляет отдел экономической безопасности министерства. Или, как спросил бы Жванецкий, "где начальник транспортного цеха"?

Годы нынче пошли урожайные - прямо напасть. Пшеницы и прочих зерновых - завались. Чтобы разгрузить хлебозаводы от избытков ржи урожая 2000 года и подготовить их к приему щедрого урожая-2001, Кабмин задумал и провернул поистине гениальную комбинацию. Своим распоряжением от 28 августа 2001 года за № 873-р он выделил Минздраву 100 млн. рублей на закупку прошлогодней ржи. Причем разрешил средства, полученные от ее реализации, израсходовать на приобретение медицинской техники и оборудования. Стороннему наблюдателю может показаться, что разумнее было бы закупить рожь посредством Минсельхоза. Но тогда это было бы не комбинацией, а операцией, причем не гениальной, а просто целесообразной.

Благословляемый Кабмином, Минздрав, до сих пор отличавший злаки от плевел лишь на вкус, отчаянно бросился в пучины зернового рынка. В то время как рожь котировалась по 1400 рублей за тонну, он предлагал за нее 3384 рубля, то есть в два с половиной раза дороже. Добытый с таким трудом товар был передан на комиссию московскому ООО "Дэлард" (казанских, видать, не нашлось) по цене, которую даже видавшие виды ревизоры постеснялись доверить бумаге. А уж на полученные от "Дэларда" деньги - естественно, за вычетом комиссионных - закупалось медоборудование.

Вот как последняя процедура описывается в сухих строках акта КРУ: "Стоимость рентгенодиагностического комплекса Duo-Diagnost (Philips) по данным прайс-листов "Тангенс Медсистемы" составляет 10,6 млн. рублей, фактически она закуплена по цене 27,5 млн. (завышение - 16,9 млн.). Стоимость ультразвуковой системы фирмы ATL модификации HDI 1500 - 5,8 млн. рублей, фактически закуплено два аппарата на сумму 25,5 млн. (завышение - 13,8 млн.)".

Итак, сначала 100 млн. нечувствительно сократились до 53-х, затем выяснилось, что 31 из них составила переплата. Какая ее часть ушла в так называемый "откат", представляю гадать читателю.

Разумеется, руководитель Минздрава, как и любого другого ведомства, без персонального авто - это все равно, что райкинский товаровед без "дифцита". Все им пренебрегают и, словно зачумленного, сторонятся, чем наносится ущерб его тонкой душевной организации. В результате министр делается неспособным к подаче медицинской помощи населению. Во избежание этого несчастья в бюджет закладывают средства на приобретение министерских машин и их обслуживание (зарплата водителям, бензин, ремонт и т. д.). Средства немалые, но, видимо, все-таки недостаточные.

Понимаете, дело в том, что люди в ранге министра передвигаться на отечественных "Волгах" не очень-то стремятся. Они их как-то не уважают. Как-то брезгуют ими, что ли. Поэтому всеми правдами и неправдами, чаще всего неправдами, обеспечивают себя иномарками. Хотя при этом и от "Волг" не отказываются. Те бросаются на обслуживание родных и близких. На чем-то же нужно им гонять за хлебом и молоком, не пешком же в булочную топать?

Как известно, страсть к иномаркам зашла так далеко, что потребовалось вмешательство Самого, который, собрав ближний круг и сурово сдвинув брови к переносице, дал понять, что с автомобильным расточительством пора кончать, а то этак республиканский бюджет скоро по гаражам растащат. Не прошло и недели после грозного предупреждения, как на баланс РКБ поступила сияющая, будто новогодняя игрушка, "АУДИ" шестой, супернавороченной модели. Стоимость - 48 тысяч долларов.

На кой черт РКБ, и без того терзаемой многими хроническими нехватками, еще и "АУДИ" - не анализы же тети Даши спешно доставлять в лабораторию? Нет, анализы подождут. Как докопались ревизоры, "АУДИ" понадобилась, чтобы оказывать "транспортные услуги" своему родному министерству и, не побоюсь слова, министру. Из акта КРУ: "На 2001 год заключен договор с РКБ, к возмещению были предъявлены и оплачены 152,7 тысяч рублей по автомашине "АУДИ А6", по остальным автомашинам расходы на их содержание не оплачивались, а необоснованно покрывались за счет сметы расходов вышеуказанных организаций. За девять месяцев 2002 года к возмещению было предъявлено 315 тысяч рублей".

Читатель поинтересуется: какие такие "остальные" автомашины и что за выше не указанные "вышеуказанные организации"? Поясняю: помимо министра в Минздраве имеется еще несколько замов. Трое из них также не довольствовались "Волгами", но предпочитали, в соответствии со своими чинами, кто "Кондор", кто "ДЭУ". Нюанс в том, что расходы на "АУДИ" открыто и благородно проходили по счетам министерства, а вот обслуживание прочих иномарок стыдливо шло по сметам различных минздравовских контор. В частности, центра медицины катастроф, станции переливания крови, информационно-аналитического центра. Всего жалких 315 тысяч, за год набежит 400. Пустяки.

С одной стороны, если стоимость "АУДИ" и ее обслуживания разделить на число больных, госпитализируемых РКБ, можно удвоить расходы на питание, превратив его из злостно-диетического в диетическое. С другой, начни прилично кормить пациентов, на чем тогда станет перемещаться в пространстве Его Превосходительство - опять на занюханной "Волге"? Задачка-с.

© "МК в Татарстане", 6-13 января 2003 года.

Узнай актуальные требования банка к страховым компаниям. Полный перечень.
 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: