Подмоченное право
31 января Верховный суд Татарстана уже во второй раз оставил без удовлетворения заявление Александра Звягинцева, заместителя Генерального прокурора РФ, об установлении факта уклонения Государственного Совета РТ от исполнения судебных решений. По мнению прокурора, в новой Конституции РТ воспроизведены нормы и положения, ранее признанные судебной властью не соответствующими федеральным законам, недействующими и не подлежащими применению. И это не есть хорошо.
Комментируя решение суда, Фарид Мухаметшин заявил, что "Татарстан живет по федеральной Конституции". К сожалению, говоря о серьезных материях, председатель Госсовета редко позволяет проявляться, несомненно, свойственному ему чувству юмора. Когда б позволил, тогда б заметил, что у него получилась весьма забавная штука. В самом деле, если наша праведная республика привержена федеративным добродетелям, то выходит, обратившись в суд, прокурор продемонстрировал свое намерение совратить бедняжку, увлечь ее на стезю беззакония и порока, принудить жить по какой-то иной, отнюдь не федеральной Конституции. Ну, не смешно ли?
"У Государственного Совета Татарстана не было никакого умысла уклоняться от решений судебных органов", - заверил г-н Мухаметшин. Смысл этого утверждения находится за пределами человеческого понимания. Ведь все без исключения великолепно осведомлены, что заветная цель Госсовета в том и состоит, чтобы, как-нибудь изловчившись, объехать на кривой известные решения Конституционного суда РФ, согласно коим у субъектов федерации нет никакого, даже ограниченного суверенитета.
Можно обсуждать, был ли прав КС, вынося подобный вердикт. Лично я согласен с Фаридом Хайрулловичем, что не прав (см. подр.: "Суверенитет, Или два года спустя" - "МК" в Татарстане", 9-16 июля 2002), но в то же время нельзя отрицать очевидного. Именно: вполне умышленного уклонения от исполнения решения КС. Оно имело, имеет и, можно не сомневаться, еще долго будет иметь место.
"Правомочным, - продолжил Ф. Мухаметшин, - выступает и наше стремление конституционно закрепить знание кандидатом на пост Президента Татарстана двух государственных языков - татарского и русского. Что, кстати, абсолютно не противоречит ч. 2 и 3 ст. 68 Конституции России: "Республики вправе устанавливать свои государственные языки"; "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Поэтому говорить о том, что наша позиция идет вразрез с конституционными нормами Российского государства в данном случае, на мой взгляд, не приходится".
Еще как приходится! Из того, что республики вправе устанавливать свои государственные языки, никак не следует, будто они могут, руководствуясь языковым признаком, одним гражданам оказывать предпочтение, а других дискриминировать, не допуская к борьбе за президентский пост. Например, 28 статья (часть 2) последней гарантирует равенство прав и свобод "независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств".
Понимаете, г-н Мухаметшин, - независимо! А вы, вопреки закону, пытаетесь установить зависимость между моим правом баллотироваться в президенты и языком, на котором я говорю. Отчего равенство тотчас превращается в неравенство. Между тем Конституция РТ строго-настрого запрещает "любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам" (статья 29, часть 1).
Между правом на сохранение и развитие родного языка и цензом двуязычия нет никакой связи. Лишнее тому доказательство - последние президентские выборы. К участию в них было невозбранно допущено, по крайней мере, три кандидата, не владеющих татарским языком (Грачев, Федоров, Шашурин). Несмотря на это никому, кроме ярых националистов, не пришло в голову, что из-за этого над татарским языком нависла угроза исчезновения или ухудшились условия для его изучения.
Наконец, стоит заметить, что ценз двуязычия для кандидатов в президенты РТ еще в октябре 2001 года был признан противоречащим закону, не действующим и не подлежащим применению. Он также был отвергнут Конституционным судом РФ, единственным легитимным толкователем Основного закона.
Итак, Верховный суд РТ определил, что требовать от кандидата знания какого-нибудь языка (пусть даже одного и притом родного) незаконно, а Конституционный суд РФ - что неконституционно. Со своей стороны, председатель Госсовета РТ уверяет, что весьма законно и очень даже конституционно. Поневоле задумаешься, что же он имел в виду, когда упомянул о "правомочности". Неужто - "право мочить"?
"На состоявшемся судебном заседании, - заключает интервью Ф. Мухаметшин, - представители Госсовета внесли пять ходатайств…Однако судья отклонил все ходатайства, что свидетельствует о его принципиальной позиции".
Когда законодательная или исполнительная власть одобрительно похлопывает судебную, это верный признак того, что с последней далеко не все в порядке. Ей бы внимательно на себя оборотиться: может, бретелька с плечика соскочила или, напротив, ширинка осталась распахнутой. По мысли спикера, каковую он старается внушить почтенной публике, коли суд сначала отверг все наши ходатайства, а затем признал нашу правоту, то это сообщает судебному решению дополнительную убедительность. Вот, дескать, какой у нас суд - весь из себя объективный да взвешенный.
Действительно, объективный, но, правда, лишь в глазах простофиль. То есть тех, кто пребывает в глупейшей уверенности, будто ход процесса и его исход и впрямь определяются людьми в мантиях, зачитывающими бумаги "именем Российской Федерации". А не теми, кто вне судебных стен предварительно согласовывает правила игры, сценарий заседания и определяет, каким быть окончательному результату.
© "МК в Татарстане", 12 - 19 февраля 2003 года