Кто такие кряшены и чего им нужно?
Они носят русские имена и фамилии, но читают "Отче наш" по-татарски. Ну… или      почти по-татарски. Татарские националы называют их предателями своего народа      и изменниками нации. А они говорят, что они никого не предавали. Просто они      - другой народ, и у них теперь есть своя историческая миссия.
В октябре татарстанские СМИ сообщили, что на состоявшейся конференции национально-культурных      объединений кряшен Республики Татарстан была одобрена "Декларация о самоопределении      кряшен как этноса". Принятие Декларации намечено на начало будущего года.      Это сообщение вызвало сенсацию в среде казанских политологов, бурю негодования      националистов и откровенную тревогу местной власти. Теперь вся информация      о кряшенском движении старательно замалчивается. 
Получить какой-либо комментарий от официальных лиц в президентском аппарате      мне не удалось. При упоминании темы беседы все чиновники испуганно ссылались      на нехватку времени и срочные дела. Впрочем, компетентный источник в руководстве      Татарстана все же подтвердил, что "проблема кряшен действительно имеется,      но пока конкретного решения нет". 
Кто же такие кряшены и отчего их так боятся в руководстве республики? 
Для начала немного истории.
С IX - Х веков значительная часть булгар (которых большинство современных      татар считает своими предками), стала исповедовать ислам. Однако население      региона постоянно испытывало и влияние христианства, христианской культуры.      Наличие в Среднем Поволжье общин тюрок-христиан давно известно историкам.      Часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар между представителями      большинства мусульманской и меньшинства христианской общин в 1230 году. Активным      проповедником христианства среди горожан был тогда некий Авраамий. Его проповеди      приводили к недовольству среди мусульман, которые однажды "расправились с      земляком-вероотступником", то есть, попросту убили. 
Православные христиане булгарской общины по церковной иерархии подчинялись      тогда Владимирской епархии. Ввиду налаженных торговых отношений между Владимиром      и Булгаром инцидент замяли. Мощи Авраамия были переданы представителям Владимирской      епархии, которого позднее причислили к лику святых. 
После завоевания Казани Иваном Грозным (1552) и присоединения Волго-Камского      региона к России, условия изменились. В крае стало активно насаждаться христианство.      Делалось это достаточно жестко. И ненависть к землякам, исповедовавшим одну      и ту же религию с захватчиками, а также к новокрещеным татарам усиливалась.      Самоназвание этноса - кряшены связывается с понятием крещеный,      которое происходит из русского языка. 
Последствия крещения были такими. Крестившиеся простые сельские общинники,      не зная русского языка и резко сократив общение с мусульманами, вели закрытый      и крайне замкнутый образ жизни. Они, тем не менее, были постепенно вовлечены      в оборот русской бытовой культуры. Однако до середины XIX века о христианских      формах письменности на родном языке, о религиозном просвещении тюрок-христиан      на татарском языке особой заботы со стороны госу-дарства не проявлялось. Кряшены      продолжали пользоваться арабской графикой. По сути, они были вынуждены "откатиться      назад" и ограничиться рамками структуры сельской общины, основанной на симбиозе      тюркских и финно-угорских традиций. 
Возможно поэтому менталитет кряшен до сего времени характеризуется приверженностью      к своим древним верованиям, что отмечают многие исследователи их традиционной      культуры*. 
Тем не менее, как было отмечено на конференции, до 1926 года на территории      современного Татарстана кряшены имели около 100 национальных школ и собственные      храмы. Позднее, в результате сталинской национальной политики, кряшены были      причислены к татарам по "принципу схожести языков". О самобытном этносе было      приказано более не вспоминать. 
Сейчас по данным Института этнологии РАН и Госкомстата в России насчитывается      300-320 тысяч кряшен. 200 тысяч живут в Татарстане, но не имеют ни своих школ,      ни своих храмов. Точнее имеют… один храм на 50 тысяч человек. Об этом заявил      на конференции председатель Исполкома республиканского национально-культурного      центра кряшен Татарстана Виталий Абрамов. Докладчики говорили также о      дискриминации кряшен по национальному признаку со стороны татарских чиновников      и о некой новой роли, которую кряшенский народ должен сыграть в современных      исторических условиях. Роль эта, согласно утверждению кряшенских лидеров,      заключается в "цивилизационном буфере" между русским народом,      с которым у кряшен одна православная 
вера, и татарским народом, с которым      у кряшен одни генетические корни… 
Скорее всего, именно разговоры о новой роли в "современных исторических условиях"      заставляют татарстанских чиновников так нервничать. Ведь согласно заявлениям      президента Татарстана Минтимера Шаймиева, "Татарстан - это остров стабильности      и пример межнационального согласия для всей России". А инициатива кряшен      с самоопределением никак не вписывается в идиллическую картину. Еще совсем      недавно лидеры Татарстана в дискуссиях о модели российского федерализма заявляли:      необходимо сделать так, чтобы регионы России сами захотели остаться в ее составе.      Мол, никто не бежит оттуда, где хорошо. 
Очевидно, лидеры "цивилизационного буфера" учли этот тезис. А политика властной      вертикали, проводимая федеральным центром, поможет в полной мере использовать      шанс, чтобы договориться с теми, у кого с кряшенами одни генетические корни.      
*При написании      исторической справки была использована монография Г.М. Макарова "Перспективы      развития традиционной культуры кряшен в современных условиях"