Суверенная история в тоталитарном государстве

В Казани тиражом 90 тысяч экземпляров отпечатан новый учебник. Как написано в пояснении, "учебное пособие предназначено для изучения истории Татарстана в основной школе. В нем глубоко освещены вопросы сложной и зачастую драматической истории Татарстана с древнейших времен до наших дней". Даже после беглого ознакомления с книгой становится понятно, насколько глубоко будут отличаться познания татарстанских школьников в области отечественной истории от знаний их российских сверстников.
Сказать, что учебник написан для "основной школы" - это значит сильно покривить душой. Коллектив из 7 авторов под руководством профессора Булата Султанбекова готовил монументальный (544 страницы) труд, как ответ тем, кто привык изучать историю Татарстана в общероссийском контексте. Рецензировали учебник академики М.Х. Хасанов, И.Р. Тагиров и учитель-методист А.М. Прокофьев. Оставим методологию: на школу она явно не рассчитана. Авторы уже на первой странице объясняют, что в книге "историческое пространство получило новое измерение… В историю возвращены многие факты и имена, восстановлены недостающие страницы прошлого".    
Вопрос лишь в том, кому и каких страниц прошлого недоставало, а проще говоря, с какой целью в Татарстане переписывается отечественная история? Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров.

"Два-три тысячелетия тому назад в степях современной Монголии и Северного Китая, на Алтае и в Прибайкалье жили тюрко-язычные племена. В китайских источниках они были известны под названием хунну или сюнну… В 375 году гунны (так их называли на Западе) переправляются через Волгу <…> В V веке гунны во главе со знаменитым полководцем Аттилой достигают границ современной Италии, Испании, Франции и участвуют в разгроме некогда могущественной Римской империи. Завоевав бескрайние территории, государство держит в ужасе всю Европу".

Далее очень подробно описываются Тюркский и Хазарский каганаты, а также их роль в истории Евразии. Какое отношение имеет история Татарстана к истории Тюркского каганата? Ну, что вы! Ведь "в недрах этого объединения закладывались основы современных тюркских народов". А болгары, бывшие одним из сильных племен еще в гуннском союзе Аттилы, основали собственное государство - Великую Болгарию еще в VI веке. И здесь уже просто рукой подать до знаменитой Волжской Булгарии: "ранние булгары появились на Средней Волге в конце VII века". Что замечательно, во второй половине X века в централизованном государстве сложилась "единая булгарская народность".

А какое это было государство! Сказка! Вот один город Биляр чего стоит: "крупнейшие города Западной Европы - Париж, Милан, Неаполь, Кельн - имели площадь от 200 до 400 гектаров. Площадь Биляра составляла почти 800 гектаров!" Стоит ли тут говорить о незначительных поселениях типа Киева, Чернигова и Переславля, если они занимали всего-то около 100 гектаров?

Нет смысла углубляться в перечисление открытий, которые сделали авторы учебника. Можно только констатировать, что выявление корней современного татарского народа заставило их переворошить всю историю ранних цивилизаций. И везде предки татарского народа оставили свой неизгладимый след. Кстати, авторы в предисловии клянутся: "В книге нет противопоставления одних народов другим, отсутствует идеализация одних этносов и пренебрежение другими". Да и как может быть иначе, если в учебнике практически нет истории других этносов, кроме татарского?

В этой связи мне вспоминается теперь уже раритетное издание книги "Джагфар Тарихы" ("История Джагфара"), написанной неизвестным автором на заре суверенных татарстанских инициатив. В нем прямо говорилось, что протобулгары (потомками которых являются татары) построили египетские пирамиды, открыли Америку, основали цивилизацию майя и много чего еще. Особенно запомнилась фраза: "В то время как протобулгары на юге уже основали централизованное государство, их пограничные отряды на севере сражались с племенами убыров". В примечании сообщалось: "Убыр (булг.) - человек-обезьяна, зверь".

Ну, да ладно! Времена былинные, люди кремневые, дело прошлое… Еще один период истории, к которому у авторов явно трепетное отношение, - завоевание Казанского ханства. До этого периода Русь в учебнике упоминается эпизодически: гораздо важнее развитие Золотой Орды и перечисление всех достославных деяний казанских ханов (в основном, отражение агрессии русских князей и борьба с происками промосковских агентов).

Расцвет Казанского ханства описан наиболее патетически, идиллия совпадает по времени с первой половиной XVI века. Особенно цвела архитектура. Вот, например, в Казанской крепости, за пределами ханского двора было несколько мечетей. "Среди них особо выделялась своей красотой и размерами многобашенная мечеть Кул Шариф, построенная из белого камня (позднее по образцу и подобию этой мечети в честь победы над Казанью в Московском Кремле был воздвигнут храм Василия Блаженного)".
Протрите глаза! Взгляните на Красную площадь: храм Покрова Пресвятой Богородицы (по мнению татарстанских академиков - "храм Василия Блаженного") - суть мечеть Кул Шариф! Не напоминает? Приезжайте в Казань - убедитесь! Мечеть Кул Шариф уже восстановлена и действительно поражает своими размерами. Куда там Московскому Кремлю…

Взятие Казани описано с душераздирающей скорбью и изобилует такими подробностями, как будто все авторы и рецензенты учебника держали оборону на стенах родного города: "Со всех сторон русские войска ринулись на штурм. Начались уличные бои. Гремела артиллерия, свистели стрелы. Вооружившись чем попало, юные шакирды, муллы и абызы атаковали наступающих и все до единого пали в жестокой сече <…> Город был отдан воинам на разграбление. За три дня очистили от трупов одну из улиц в крепости, ведущих к ханскому двору. Иван Грозный въехал в крепость и заложил в ней Благовещенскую церковь".

Неважно, что по свидетельству летописцев, царь Иван Грозный, "въехавши в крепость, повелел построить деревянную церковь во имя Св. Киприана и Иустины", а соборная Благовещенская церковь была заложена позже. Главное - общая картина героической борьбы казанцев и русского вандализма. После этого наступает длительный период мрачного существования "народов среднего Поволжья в составе русского государства". Насильственная христианизация, в результате которой появляются "татары-новокрещены" (значит, были "старокрещены"? - А.Д.), борьба против русского колониального гнета, - все это обильно приукрашено фактами в контексте "нового исторического измерения".

Если верить авторам учебника, до февральской революции 1917 года история Татарстана представляла собой историю колониального государства, где коренное население (татары) жестоко страдало и подвергалось всевозможным гонениям со стороны оккупантов. О русском населении сведения скупые: несколько страниц, посвященных перечислению ученых Казанского университета с мировыми именами, сведения о казанских купцах и деятелях культуры…

В период прихода к власти большевиков татарский народ, поддавшись вероломству ленинских и сталинских идей, помог установить в крае Советскую власть, но потом жестоко пострадал за это. Все мусульманские лидеры были позднее уничтожены или эмигрировали. Однако здесь же так называемая "Казанская эпопея" августа-сентября 1918 года названа "поворотным пунктом в истории гражданской войны". Именно казанская. Как будто не было ни наступления Колчака весной 1919 года, ни Деникина под Москвой, ни поляков в Киеве и Минске в 1920-ом…

В Великой Отечественной войне "во всех сражениях, в партизанском движении участвовали сыны и дочери Татарстана". Что помешало авторам написать вместо "сынов и дочерей" просто "герои", остается за кадром. Может быть то, что о Татарстане в те времена никто не думал как об оккупированном государстве?

Ну, и напоследок, самое главное. То, ради чего, возможно, и писался учебник - глава "Татарстан в 90-е годы". "30 августа 1990 года произошло одно из самых знаменательных событий в истории Татарстана второй половины XX века. В этот день на сессии Верховного Совета ТАССР после бурной дискуссии была принята Декларация о государственном суверенитете республики <…> Собравшийся на площади Свободы народ ликовал". Да, уж! Есть что вспомнить. Жители Казани отлично помнят это "ликование", устроенное с помощью национальных "групп поддержки" из Набережных Челнов. Но об этом в учебнике не упоминается. Ликовал народ и - точка.

Заканчивается учебник разделом "Вопросы и задания", которые, впрочем, есть в конце каждой главы. Последний вопрос учебника сформулирован так: "Как, по-вашему, торопится ли Президент РТ М.Ш. Шаймиев, определяя главную цель республики на предстоящий период? Каким вы видите политическое будущее Татарстана? Проведите дискуссию в классе на эту тему"…

Как это ни грустно, но уже с осени дискуссии на эту тему будут проводить во всех школах Татарстана. В школах, где татарскому языку отведено для изучения 6 часов в неделю, а русскому - 4 (иностранные языки также получили по 4 часа). В школах, где всех детей заставляют учить татарский и изучать историю края по методичкам, написанным местными институтами истории и академиями по заказу министерства образования Татарстана.

Кстати, министерство образования Татарстана не только заказывает методички и заставляет учить татарский язык. Оно еще считает детей в зависимости от национальности. В Казани, например, по сведениям замначальника казанского городского управления образования Марата Лотфуллина, "детей-татар в городе 55758, детей-русских - 67651, детей от смешанных русско-татарских браков - 7560".

Считать детей по национальности - задача, требующая самоотречения. Однако на этом деятельность минобраза РТ не заканчивается. В республике семимильными шагами идет компьютеризация школ. Министр образования РТ Фарис Харисов на недавнем брифинге подчеркнул: "Мы опережаем российские регионы по этому показателю почти в два раза. Причем ориентация идет на сельские школы". Именно для них минобраз закупает программное обеспечение: учебники на мультимедийных дисках! А чтобы компьютеры по-татарски "говорили без запинок", они все подряд оснащаются драйверами татарской клавиатуры. На латинице. Почему бы и нет? Названия многих улиц в Казани уже поменяли с кириллицы на латинский "яналиф"…
За 12 лет возрождения суверенного Татарстана его власти и его идеологи успели сделать многое. Что там таблички на латыни или "национальные" вкладыши в паспорте! Чепуха. Подрастает целое поколение, которое искренне полагает, что Татарстан - самостоятельное государство, которое 450 лет находилось в условиях имперской оккупации, а теперь находится на пути к независимости. Которое нужно любить…. Любить и защищать. И пока в Москве ломают головы, как подступиться к деликатной задаче: объяснить Казани, что Россия - единое государство (а задавать вопрос "кто лучше - русский или татарин?" глупо и неприлично), в Татарстане лихорадочно пытаются завершить начатое, торопятся с той самой, "главной" целью.    

Некоторые результаты уже есть. И это отнюдь не мечеть Кул Шариф. Это сообщения мировых информационных агентств о пленных талибах на базе Гуантанамо - гражданах России. Из Татарстана там их пока только двое. А сколько осталось в Татарстане?

 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: