Руководство Татарстана продолжает делать заявления о «возвращении» иконы Казанской Богоматери. Более того, на днях в интервью республиканскому агентству «Татар-информ» Минтимер Шаймиев сказал, что «после того, как икона пропала из Казани, жители до сих пор ощущают себя «в роли казанской сироты», и возвращение иконы на родину наконец-то выведет нас из этого состояния».
Подобные заявления вызывают в республике реакцию неонозначную. Радикалы из Татарского общественного центра даже выразили свое негодование по поводу экуменических инициатив президента Шаймиева и мэра Казани Исхакова: «Татарские чиновники тратят время и деньги на дела абсолютно ненужные… И это в то время, когда город задыхается от массы нерешенных проблем».
Однако это, в основном, эмоции. Но есть и сухие факты: «В Ватикане хранится не историческая Казанская икона Богородицы ХVI века, а ее копия ХVIII века. Как определили эксперты, икона, хранящаяся в Ватикане, больше оригинала по размерам. Стиль письма походит на манеру московских иконописцев ХVIII столетия. Результаты экспертизы означают, что в Ватикан попал один из многочисленных списков с чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году. Оригинал иконы был похищен в 1904 году из Казанского Богородицкого монастыря, его судьба неизвестна», - это сообщение ИТАР-ТАСС опубликовало еще год назад. И что же? Официальная Казань упорно не замечает заявлений экспертов продолжает готовить общественное мнение к «долгожданному возвращению православной святыни».
В местных СМИ сообщается, «что по всей республике прошли мероприятия, приуроченные к 425-летию приобретения иконы Казанской Божией Матери: во всех православных храмах Татарстана прошли службы, а также Крестный ход, в котором участвовало более 5 тысяч верующих»… Чувствуете стиль обкомовской передовицы? Так ликуют сейчас в казанских газетах, даже не потрудившись исправить «приобретение» на «обретение» в спущенном сверху пресс-релизе. Но ученые также не дремлют и продолжают наносить официальной доктрине удар за ударом. На днях, наконец, выяснилось подлинное происхождение ватиканского списка.
Газета «Вечерняя Казань» опубликовала статью известного краеведа Юрия Фролова, представившего документы, из которых становится ясно, где был создан легендарный список, и как он попал в папские покои. Неопровержимые свидетельства указывают на Серафимо-Дивеевский монастырь. Именно там, неподалеку от Саровской пустыни, образ находился до 1927 года, а в 1943 году был вывезен за границу. «Когда разорялся Дивеев в 1927 году... эту Казанскую икону отдали иеромонаху Серафиму (Смыкову), который в это время был в Дивееве, после чего он ушел в полнейший затвор в г. Краснодаре, в котором пробыл до 1942 года. После его бегства за границу в 1943 г. он взял ее с собой и по дороге остановился у нас в Таганроге, где я видел ее и хорошо запомнил. Она была в золотой ризе и украшена 16-ю настоящими уральскими изумрудами (смарагдами), настоящим жемчугом и одним на груди синим сапфиром, в короне были бриллианты и один рубин. Рубины малые были еще и в 6 других местах иконы. В нимбе были еще 16 других прямоугольных изумрудов. И много других мелких камней».
Это отрывок из второй части «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и описание иконы, составленные протоиереем Стефаном Ляшевским. Саму же икону основательница монастыря схимонахиня Александра (урожденная А.С. Мельгунова) привезла из Казани примерно в 1772 году, в год освящения храма, воздвигнутого в Дивееве во имя Казанской иконы Божией Матери. То, что список создавался с оригинала – знаменитой иконы, явленной в 1579 году девочке Матрене и прославившейся многочисленными чудесами, никто не отрицает. Только хранился он и, следовательно, должен быть возвращен не в Казань, а в Дивеево. Иначе, по православным представлениям о морали, город возьмет на себя грех – присвоит чужое.
Однако у руководства Казани представления о морали иные. Поэтому 28 августа ватиканский список, переданный одним из представителей Святого престола российской стороне, отправится не в Дивеево, а в столицу Татарии. Для этого властями были приняты все возможные меры. Ведь 30 августа в Казани состоится великий праздник – День Республики (раньше отмечавшийся как День независимости). И ценная христианская реликвия, «приобретенная» в упорной политической борьбе, станет одним из атрибутов торжества. Такая вот ситуация…
© "Русский курьер", № 344