Метшин с гранатой

17 мая исполнилось ровно полгода, как Казанью стал руководить Ильсур Метшин. Конечно, можно говорить о том, что это слишком короткий срок, чтобы подводить итоги, потому что какое-то время у него ушло на знакомство с городом, на предвыборный отпуск, на послевыборный… Но ведь Метшин на Казань не с луны свалился. Он часто бывал в столице, смотрел телевизор, читал газеты, а потому прекрасно знал, или должен был знать, что такое Казань сегодня. А уж про отпуска и говорить не приходится. Природа татарстанской власти такова, что даже находясь на отдыхе или в командировке, руководитель такого ранга ни на минуту не снимет руку с пульта управления.

Что касается незначительности шестимесячного срока, то Владимиру Путину, в августе 1999 года назначенному премьер-министром России, хватило четырех месяцев, чтобы переломить фронду региональных баронов. Да такой ужас нагнать на руководителей областей, краев да республик, что в январе 2000-го они устроили настоящую ярмарку лояльности, стремясь попасть в инициативную группу по выдвижению Путина кандидатом в Президенты России. Если пример с Путиным не совсем корректен, то можно вспомнить самого Метшина.

В свое время через пол года после назначения его мэром Нижнекамска нижнекамцы уже не представляли своего города без Метшина, казалось, что он не первый год сидит в кресле градоначальника, как орешки щелкая городские проблемы. В Нижнекамске ему быстро удалось добиться того, чего пока не удается в Казани: стать своим и для элиты города, и для горожан. Сегодня же складывается впечатление, что Метшин не знает, что делать с той огромной властью над Казанью, которая нежданно-негаданно на него свалилась. А делать что-то надо. Энергии и амбиций - хоть отбавляй. Вот он и мечется, не зная куда приложить удалую силушку, не обремененную политической гибкостью и серьезным опытом примирения конфликтов интересов различных групп населения.

Для полноты образа Метшину не хватает только красной косоворотки да кожанки, перетянутой портупеей. А так - комиссар комиссаром. С маузером в кобуре и гранатой с выдернутой чекой, зажатой в руке. А вокруг одни супостаты. Что с ними разговоры разговаривать? Только глотку драть: "Ложись, гады! Всех покрошу!". И стоит городской комиссар в окружении врагов и не знает, куда швырнуть гранату. То ли в частных перевозчиков, толи в цветочников, толи в прочую киосочно-лоточную контру, мешающую строить светлое будущее, стопорящую возведение города-сада, в натуре. А фоном так и слышится революционное песнопение: "Весь мир… мы разрушим, до основания. А затем мы наш, мы новый мир построим…"

Разрушение мира, выстроенного Исхаковым, Метшин начал решительно и сразу. Не успели газеты отписаться о дифирамбах, щедро выданных новым градоначальником старой команде, которая "блестяще провела 1000-летие", как начались оргмероприятия, которые иначе как чистками и не назовешь. Обещанная кадровая эволюция вылилась в кадровую революцию. И это было только началом. Конца края преобразованиям не видно. Как не видно и того ради чего все это делается. Чтобы попытаться осмыслить и проанализировать полгода деятельности Метшина и К на городском хозяйстве, надо вспомнить важнейшие управленческие решения, получившие наибольших резонанс. Некоторые - публичный, некоторые - в определенных социальных группах.

"ТОР-10" важнейших решений, на мой взгляд, выглядит так (в хронологическом порядке):
1. Кадровая революция.
2. Война с частными перевозчиками.
3. Запуск механизма социальной ипотеки, взятие под личный контроль выделение землеотводов под строительство, декларации о форсировании реализации программы "Доступное жилье".
4. Погашение 2 миллиардов рублей из 12-ти миллиардного долга города.
5. Приватизация общежитий.
6. Создание МУП "Казанская реклама".
7. Санитарная "зачистка" рынков.
8. Санитарная очистка города, приобретение мусоровозов, "ленинский" субботник.
9. Решение о ликвидации цветочных киосков.
10. Решение о демонтаже более чем 500 торговых киосков.

У всех этих решение есть как положительные стороны, так и не очень. Систему управления городом, конечно, давно надо было встряхнуть. Она громоздка, малоэффективна и более-менее функционировала исключительно благодаря персоне №1 в городской иерархии, на которого было завязано все и вся. Но проблема в том, что после ухода Исхакова, кардинальных изменений в структуре городской власти не произошло, поменялись только персоны в кабинетах. А на бирже труда, после продекларированного широкомасштабного сокращения администрации города, в массе своей оказались не чиновники, а обслуживающий да технический персонал.

Не удивлюсь, если через какое-то время все эти освобожденные вакансии снова заполняться. Но уже без фонфар, тихо и по будничному. Наступление на частных перевозчиков, на рынок наружной рекламы, зачистка рынков, угроза закрытия цветочных ларьков и торговых киосков сильно похожи на передел рынка, прикрытый фиговым листочком заботы о горожанах. Кто спорит, пассажирские перевозки действительно надо регулировать, но только в интересах пассажиров, а не муниципальных транспортных предприятий и не в интересах метро. Если же целью вмешательства в деятельность перевозчиков будет обеспечение загрузки метро и повышение рентабельности муниципального транспорта, то мы в конечном итоге будем отброшены на десяток лет назад - к столпотворениям на автобусных остановках.

С киосками тоже что-то надо делать. Это не нормально, когда у ворот школы стоит киоск, в который на переменах (и не только) бегают школьники за сигаретами и пивом. Но ведь таких торговых точек единицы. Их можно и снести (только на законных основаниях, через судебные постановления). А другие сами по себе исчезнут… когда люди перестанут в них что-либо покупать. Пока же за вакханалией вокруг киосков да рынков просматривается другая цель - загнать частных предпринимателей под крыши торговых центров. Понастроить-то понастроили, а вот с арендаторами торговых площадей возникла проблема: не идут туда предприниматели, арендная плата - непосильная. Может быть Метшину и К надо было что-то предпринять, чтобы умерить аппетиты хозяев торговых центров, в конце-концов пойти на какие-то льготы для них, а еще лучше для тех, кто решит перебраться с рынков да киосков под крышу. Нет, это слишком сложно, бороться с частниками на первый взгляд куда проще.

Меня удивляет, почему предприниматели - перевозчики да рыночники до сих пор не обращаются в Конституционный Суд. Статья 20 Основного Закона республики специально для них написана: "В Республике Татарстан не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Государственные органы содействуют развитию малого и среднего бизнеса". Своими действиями команда Метшина у огромного количества людей разрушает ощущение стабильности. У тех же частных перевозчиков, строителей, рыночников, словом у нарождающегося среднего класса появилась тревога за завтрашний день. А это очень тревожный симптом для системы.

Потому что этим людям есть что терять. И они будут защищать то, чего добились - пусть и не роскоши, но относительного уровня благополучия. Рынок наружной рекламы тоже нуждался в регулировании. Только один пример: ни в одном цивилизованном городе мира не увидишь рекламных конструкций на центральных площадях. А в Казани на Ярмарочной площади рекламных щитов - что иголок у ежика. И МУПу "Казанская реклама" до этого, похоже, никакого дела нет. Для чего его создали? Чтобы урегулировать рынок. Или переделить?

Погашение 2 миллиардного долга города - дело хорошее. Республика пошла на встречу, выделила деньги, земной поклон ей за это. Только где комиссия (хотя бы Городской Думы), которая выяснит, как эти долги образовались, насколько целесообразны были займы, много ли из занятого израсходовано не по делу или расхищено?

Программа "Доступное жилье" - это вообще тема отдельного разговора. Начало ипотечного кредитования пока дало только один результат - рост цен на жилье. Денег на жилищном рынке стало больше, а квартир не прибавилось. И нет никаких предпосылок, что в обозримом будущем ситуация измениться радикально. Для развития строительного рынка пока ничего не сделано. Наоборот, на грани банкротства ряд строительных фирм, главная вина которых в том, что они были слишком близки к прежнему хозяину города. (Есть наверное у них и другие грехи, но у нас такие законы, что если человек проработал неделю хотя бы председателем колхоза, его уже можно привлечь… Это не я придумал. Эти слова я впервые услышал от Минтимера Шариповича).

А ведь строительство жилья вполне может стать локомотивом развития всего города. Я предлагал Метшину собрать специалистов, устроить мозговой штурм, подготовить программу "Одноэтажная Казань". В городе, где две трети населения живут или вообще без квартир или мечтают улучшить жилищные условия, а вокруг города непаханых полей до горизонта, - эта программа, скорей всего, была бы принята с восторгом. Кстати, о том, что малоэтажное строительство в среднесрочной перспективе куда эффективнее (и может быть дешевле, нежели строительство многоэтажное), еще десять лет назад говорили Равиль Муратов и Талгат Абдуллин. Но дальше разговоров дело не пошло, не удалось им убедить Минтимера Шаймиева. Может быть сейчас, когда чуть ли не слово в слово аргументы в пользу малоэтажного строительства стали звучать из уст первого вице-премьера России Дмитрия Медведева, дело сдвинется с мертвой точки.

Пока же анализ "TOP-10" решений Метшина позволяет сделать вывод, что его команда работает без внятной стратегии. Зато тактика действий предельно прозрачна. Есть две технологии управления: технология цели и технология врага...

Камилю Исхакову было проще. У него были цели (достойные или нет - это другой вопрос). Справить 1000-летие, построить метро, мост "Миллениум"… У Ильсура Метшина этих козырей нет. Нет более-менее приличных или грандилзных целей, которые могли бы если не объединить весь город, то хотя бы быть на слуху у всех и при этом вызывать позитивные эмоции и желание стать соучастником процесса их реализации. (Нельзя же всерьез рассматривать как цели - "город европейских стандартов", "поступательное развитие", "повышение благосостояния населения". Это не цели, это лозунги. Как в недалеком прошлом - бесконечное строительство коммунизма).

Поэтому из-за отсутвия целей и нежелания их искать, остается одно - вооружиться "технологией врага" и размахивать гранатой с выдернутой чекой. В то же время Метшину не безразлично общественное мнение. Он часто бывает на людях, демонстрирует предельную доступность для прессы. Но только демонстрирует. Бесконечное мельтешение на экранах телевизоров и на полосах газет - это не информационная открытость, а голый пиар, маниакальное желание полюбиться горожанам только за то, что он есть.

Но люди сыты по горло мифами и ожиданиями, им нужны конкретные дела, реальные изменения к лучшему. И поэтому Метшину, возможно, надо вспомнить ленинское "лучше меньше, да лучше". Перестать мельтешить в СМИ, а вместо этого ввести в практику еженедельные обращения по радио и ТВ к горожанам. Две-три минуты - на подведение итогов минувшей недели, минут пять на то, что будет сделано на следующей и минуты две на перспективные планы.

И обязательно предлагать всем, у кого есть дельные мысли по той или иной проблеме, делится ими с мэром. Или через письма, или через постоянно действующую приемную, в которой бы с утра до ночи дежурили специалисты администрации, выслушивали, благодарили за толковые предложения. Тогда у людей возникнет чувство сопричастности к событиям, происходящим в городе, к решениям, принимаемым мэром. И не надо будет размахивать гранатой.

Ирек МУРТАЗИН,
эксперт Международного института
гуманитарно-политических исследований


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: