Казанский Миллениум: политика и архитектура

Юбилей как продукт суверенитета
Программа, как и само празднование казанского тысячелетия во многом стали возможны благодаря политическим и материальным ресурсам суверенитета. В марте 2004 г. президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев в своем выступлении на сессии Казанского горсовета так раскрыл историю федерального участия в казанском юбилее:

"Вы знаете, когда мы, перед выборами В.В. Путина на первый срок, обеспечивали вхождение республики в единое правовое поле, имели с ним серьезный разговор. Окончательный итог нашего разговора был таков: коль Татарстан входит в единое правовое финансовое поле
(значит платит больше налогов - авт.), то нужно принять федеральную программу социально-экономического развития Татарстана до 2006 года. Если бы не было этой программы, а в составе этой программы дела, подкрепленные капитальными вложениями к тысячелетию Казани, было бы очень трудно свершить то, что сегодня мы с вами делаем. Это я говорю к тому, чтобы мы все знали первооснову, первоисточники всего того, что нам удается. И удается делать много, особенно в столице республики".

Иными словами, Программа социально-экономического развития Татарстана, включающая "программу тысячелетия" была своего рода "компенсацией" за отказ от притязаний Татарстана на бюджетный суверенитет.

На втором заседании Государственной комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия основания Казани в январе 2001 г. Председатель комиссии, президент РФ В. Путин отметил, что самым главным является не только "сохранить и воссоздать исторический центр, памятники архитектуры и старины" но и "сделать жизнь людей более комфортной, более современной, сделать среду обитания людей такой, какой она должна быть в XXI веке". В марте 2001 года на первом заседании Республиканской комиссии по подготовке к празднованию юбилее Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, являющийся председателем Республиканской комиссии, подчеркнул, что у нас появилась уникальная возможность возродить Казань, научиться строить быстро и красиво, чтобы в конечном счете людям в столице Татарстана стало комфортно.

Программа
В марте 2001 года Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа (далее - Программа) "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани". Основные цели программы включали следующее:

"1) восстановление уникального евроазиатского культурно-исторического и архитектурно-градостроительного наследия народов, проживающих в центрально-европейской части РФ;

2) проведение инфраструктурных преобразований исторического центра города для его сохранения и функционирования, как составной части современного города;

3) развитие межрегиональных и международных исторических, культурных и деловых связей между европейскими и азиатскими народами".

Цели предполагалось достичь рядом инвестиционных проектов. Тогдашний главный архитектор Казани А. Гилязетдинов в своем интервью журналу "Дизайн и Новая Архитектура" пояснил, как определялся список "юбилейных" объектов. "Вначале был определен весь список объектов, нуждающихся в реконструкции и реставрации. Стало ясно, что восстановить все 525 объектов было невозможно. Мы понимали с самого начала, - сказал А. Гилязетдинов, что все эти объекты вряд ли будут профинансированы. Но в любом случае к тысячелетию города необходимо привести в порядок архитектурные "изюминки", знаковые объекты".

В итоге, в программу вошел комплексный 131 проект. Среди них - реставрация 82 комплексов памятников истории и культуры (включая Казанский Кремль); 14 проектов улучшения благоустройства и инженерной инфраструктуры; 8 инвестиционных проектов по развитию промышленности (с неожиданным "Расширеним ассортимента молочной продукции"), 7 проектов в транспортной сфере (включая строительство первой линии метрополитена, Большого и Малого казанского кольца); а также 5 проектов по улучшению здравоохранения. Финансирование программы планировалось вести из четырех источников: федерального бюджета, бюджета РТ и бюджета г. Казани, а также внебюджетных источников, частных инвестиций и кредитов. Общий объем финансирования должен был достичь 64,93 миллиарда рублей.

Результаты
В силу разных причин финансирование программы хронически запаздывало. В интервью "Российской газете" (6.02.04) Глава администрации г. Казани К.Ш. Исхаков заявил, что из 12 млрд. рублей, которые ранее планировалось получить в виде кредитов, фактически удалось получить только 4 млрд., так как политика Правительства РФ в отношении внешних заимствований изменилась. В марте 2004 года и.о. заместителя Председателя Правительства РФ - министр финансов РФ - заместитель Председателя Комиссии по подготовке и празднованию 1000-летия основания г.Казани А.Л. Кудрин объяснил задержки финансирования из федерального бюджета тем, что "документы долго пролежали в аппарате Правительства, хотя и были согласованы".

По сообщению газеты "Коммерсантъ - Волга-Урал" (27.05.04) к маю 2004 (или за 16 месяцев до юбилея - авт.), было освоено только 14 млрд. рублей, т.е. 21% от запланированного объема. В итоге, в июне 2005 года в своем выступлении на сессии Казанского совета народных депутатов вице-мэр заявил, что программа получила только половину предполагаемого изначально финансирования: 32,52 миллиарда рублей. Вследствие недофинансирования список программных объектов неоднократно пересматривался. В 2003 году 50 объектов были вычеркнуты из списка, но 26 были добавлены, что дало 107 в сумме.

К 2005 году стало ясно, что и это число велико. В жаркие предюбилейные месяцы стали говорить о "ключевых" объектах, без которых юбилей не справить, а на официальном сайте администрации города появился "Перечень некоторых объектов, возводимых к 1000-летию Казани" в количестве 48. Затем на официальном сайте юбилея появился "Перечень объектов, введенных к 1000-летию Казани" в количестве 42, из которых только 25 объектов имели отношение к оригинальной версии программы. К августу удалось полностью завершить не более 17 комплексных проектов, изначально внесенных в программу, среди которых Казанский метрополитен, Международный конноспортивный комплекс, Казанская Ратуша и другие. Около 14 комплексных проектов были завершены частично. Например, мост "Миллениум" через реку Казанка имеет 3 полосы вместо 6, а новое здание городской инфекционной больницы по прежнему строится (с 1992 г.).

Также был завершен ряд крупных объектов, по праву ставшими "юбилейными" уже в ходе подготовки к юбилею. Речь идет о здании Татарского государственного гуманитарного педагогического университета, ресторанном комплексе "Родная деревня" и жилом комплексе "Казань-1000", где останавливались гости саммита СНГ. Некоторые объекты, имеющие к юбилею слабое отношение, такие как здание Правительства РТ и здание Пенсионного фонда, также стали считалься "юбилейными". Другие объкты, не имеющие решительно никакого отношения к сохранению центра, преподносились как объекты, выполненные по Программе.

Фактом остается то, что большинство проектов ФЦП так и не были реализованы. В результате пересмотров списка объектов и недофинансирования только 25 из реализованных и частично реализованных проектов имели прямое отношение к программным целям. Приоритет получили "знаковые" объекты, тогда как многие памятники архитектуры, восстановление которых должно было бы стать результатом программы оставались без внимания. Более того, слишком легко принимались решения о сносе домов, построенных в стиле классицизма, эклектики, советского периода, как малоценной застройки. Центр города лишился многих зданий, которые являлись памятниками федерального и республиканского значения. Можно смело говорить о массовом сносе исторически ценной застройки, картина которого стала привычной для Казани.

Заключение
В ряде случаев тысячелетие использовалось как предлог для мобилизации инвесторов для строительства амбициозных сооружений, не имеющих отношения ни к городскому центру, ни к сохранению наследия. Примеры этому - Ледовый дворец, построенный в спальном районе, и Международный конноспортивный комплекс, построенный на площадке бывшего аэропорта. Уместно заметить, что ни тот, ни другой не имели к сохраниению казанского наследия никакого отношения. К сожалению, именно внешний эффект, способность произвести впечатление на высоких гостей, утвердить идею национального своеобразия Татарстана и позиции Казани как третьего российского города были важнейшими факторами при принятии решений о реализации проектов. Именно поэтому казанский метрополитен был важен местным правителям как политический символ, а не как утилитарный объект, решающий траспортную проблему.

Хотелось бы верить, что многомиллионный проект парадного фасада города экономически оправдан. Что метро не будет "черной дырой" городской экономики на ближайшие десятилетия, а конноспортивный комплекс принесет хотя бы рубль прибыли.
Откровенно говоря, верится с трудом. Такие объекты могут существовать только в режиме постоянной бюджетной подпитки, но не в реальной экономической ситуации.

В результате реализации ФЦП В Казани сформировалось два города: для экспорта и для внутреннего потребления. Назначение экспортного варианта - формировать позитивный имидж города и республики и помогать конкурировать за инвестиции и политическое влияние на российской и международной арене. К сожалению, образ современной и ухоженной Казани исчезает бесследно, стоит лишь отклониться от "гостевого маршрута".

Надир КИНОСЬЯН (Nadir KINOSSIAN),
докторант Кардиффской школы городского
и регионального планирования, член Союза архитекторов РФ.

© "Проект РОССИЯ" №39 (лето 2006)


 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: