Китайский городовой

"22 июня на площадке перед конноспортивным комплексом "Казань" состоялась презентация 50 новых автобусов китайской марки "Higer". По словам мэра Казани, новые автобусы поступают в столицу Татарстана практически каждый день. В сентябре их будет уже около 800. Всего же до октября будет поставлено более 1100 единиц техники. Разработка транспортной схемы и закупка более 1100 новых автобусов обошлись Казани в 3 млрд. рублей".

ИА "Татар-Информ"

Несмотря на яростные протесты казанских перевозчиков, власти города приступили к осуществлению своей давней идеи - внедрению новой транспортной схемы и замене "Газелей" и ПАЗов на новые крупногабаритные автобусы. Причем из всех возможных вариантов был выбран китайский Higer. Почему? Свою версию предлагает Ирек МУРТАЗИН, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований.

Вряд ли кто будет спорить, что к 2005 году проблема пассажирских перевозок в Казани была фактически решена. Ушли в прошлое утомительные ожидания и штурмы автобусов в часы пик. Конечно, оставались еще проблемы культуры обслуживания, но и они постепенно решались. Владельцы автобусов сами наказывали - вплоть до увольнения - водителей, замеченных в хамском отношении к пассажирам. А вот с улучшением качества подвижного состава - заменой старых автобусов на новые - возникла "неувязка". Почему? Городские власти наложили "мораторий на обновление", а попросту ввели негласный запрет на покупку новых машин. Приобрести новый автобус предприниматель, конечно, мог, но не мог получить разрешительные документы, чтобы выпустить ее на линию… А потом в городе сменилась власть. И началось.

Едва возглавив город, мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что первоочередная городская проблема, с решения которой он начнет работу - "проблема с перевозками, весь этот бардак с "Газелями"… "Газели" свою роль выполнили, и на сегодняшний день они уже вчерашние". Большинство перевозчиков тогда решили, что молодой градоначальник, не разобравшись с реальным положением дел в сфере пассажирских перевозок, погорячился. Казалось, что упорное желание властей очистить городские улицы от "Газелей" и ПАЗиков - обычное проявление удивительного качества любых не очень профессиональных чиновников - не реагировать на проблемы там, где они есть, а создавать там, где их нет. Но чем больше было разговоров о грядущих революционных преобразованиях в сфере перевозок, чем больше произносилось красивых слов о том, что вместо "Газелей" да ПАЗиков пассажиров будут возить более вместимые и комфортабельные автобусы, тем сильнее становилось ощущение, что городская власть чего-то недоговаривает.

Ну а когда, было объявлено о широкомасштабном исследовании пассажиропотоков (с заранее предсказуемым результатом), стало очевидно, что за заботой о горожанах готовится банальный передел рынка перевозок, продиктованный стремлением городской власти установить в этой сфере новый "порядок". Ценой полного разрушения установившейся системы и введением диктата чиновников. Судите сами. Ежедневно общественный транспорт Казани совершает около 2 миллионов пассажироперевозок. Даже если предположить, что только половину тех, кто полностью оплачивают свой проезд, перевозят автобусы (хотя эта цифра намного больше - метро, троллейбусы, трамваи реально не перевозят и трети пассажиров), то получается, что ежедневный денежный оборот этого рынка составляет около 5 миллионов рублей. В 2005 году из этой суммы около половины приходилось на частников.

Правда, говорить о баснословных доходах предпринимателей не приходилось. С каждого проданного билета частнику доставалось чуть меньше рубля, 6-7 рублей составляли расходы, связанные с организацией бизнеса (амортизация, выплата кредита, бензин, запчасти, аренда базы, зарплата водителя, кондуктора и т.д.). А около 2 рублей с каждого проданного билета, уходили в негласный, но жесткий коррупционный "налог" - взятки, благодарности и откупные за саму возможность работать. Вероятно, именно эти 2 рубля с каждого билета (а это около 1 миллиона рублей в день!) и не давали покоя властям. Решено было сконцентрировать эти деньги в руках как можно меньшего количества людей. Так было бы легче договариваться. "По честному". Или "по совести".

Стоило ли привлекать экспертов из Санкт-Петербургского НИИ транспортной инфраструктуры, финансировать, скажем прямо, недешевые исследования, чтобы "выяснить" очевидные вещи? Например, что центр города перегружен. Можно было заглянуть в "Стратегию развития Казани до 2015 года", в раздел 3.3.1 и узнать, что "транспортная ситуация в Казани с каждым годом усложняется". Там же можно было прочесть, что "количество автомобилей с 1993 по 2002 годы возросло с 92 до 144 на 1 тысячу жителей, и рост парка продолжается. По прогнозам к 2015 году произойдет следующее двукратное увеличение количества автомобилей. В то же время, строительство магистралей осуществлено на 46%, транспортных развязок на 26%, путепроводов на 26% от объемов предусмотренных генеральным планом 1969 года. В результате нагрузка на ряд основных транспортных магистралей превышает 200% от нормативной". Вот ведь где была собака зарыта! Автомобилей стало много, а улицы не расширились, про дорожные развязки никто и не думал. А нас уже два года пытаются убедить, что стоит избавить город от "Газелей" и ПАЗиков, заменить их на более вместимые автобусы, и сразу исчезнут пробки.

Год назад зампред Комитета по транспорту и связи Людмила Алешина так и говорила: "В городе - 2103 автобуса, из них порядка 450 - автобусы большой вместимости, остальная часть - "Газели" и ПАЗы. Это количество превышает пропускную способность дорожной сети Казани". Святая простота! Да даже если загнать в гаражи и на стоянки все без исключения автобусы - большие и маленькие, комфортабельные и не очень - казанские улицы этого почти не заметят. Потому что общее количество автобусов составляет менее 1% от всего автомобильного парка города. И этот самый автопарк продолжает стремительно увеличиваться - на 5 тысяч единиц в год. 29 сентября прошлого года в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" Ильсур Метшин заявил: "С начала 2007 года на 27 маршрутах появятся 200 комфортабельных автобусов большой вместимости, на остальных - чуть позже. Малые автобусы останутся и на некоторых маршрутах, где нет экономической целесообразности вводить автобусы большой вместимости. Мэрия планирует приобрести автобусы производства ОАО "НефАЗ", входящего в группу компаний "КамАЗ". Кроме того, и сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов. Приобретаться они будут по лизингу".

И вот… Первая партия НЕФАЗов появилась в городе не с начала года, а только в мае. И не 200 автобусов, а на порядок меньше. Но прошлогоднее лукавство градоначальника было адресовано не столько горожанам, сколько перевозчикам. Готовился конкурс на право работать на рынке пассажирских перевозок. И предпринимателям был дан четкий сигнал: если вы не способны быстро обновить подвижной состав, то на конкурс можете не соваться, делать там вам нечего. Дело в том, что по условиям конкурса половину автобусов перевозчики должны были заменить на новые уже к 5 апреля. А к 1 августа обновление автобусного парка должно было быть завершено. Именно завершено, а не "заключено договоров на приобретение автобусов", как сегодня мямлят городские чиновники. Многие перевозчики, прочитав предельно жесткие условия конкурса, прикинув свои возможности, решили на конкурс не идти. А пошли на него те, кому, по всей видимости, "шепнули", что условия выполнять совсем не обязательно, что сроки покупки новых автобусов можно будет перенести. Так оно и вышло.

К 5 апреля ни один - НИ ОДИН! - победитель конкурса его условия не выполнил. И формально, конкурс можно и нужно отменять уже только по этой причине. К тому же, как решило татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы, условия конкурса противоречат российскому законодательству. Было вынесено предписание ФАС - отменить итоги конкурса. Но городские власти предписание игнорировали, подали жалобу в Арбитражный суд и, не дожидаясь его решения, объявили, что с 1 июля новая схема пассажирских перевозок будет введена. А если суд оставит в силе предписание ФАС? Откуда такая уверенность, что суд отменит предписание антимонопольщиков? У нас что, суд работает по звонку из мэрии? Или решение судей уже неким образом "простимулировано"?

Впрочем, если в скором времени в Казани разразится арбитражно-мэрский коррупционный скандал, лично меня это ничуть не удивит. И вот почему. В сентябре прошлого года, как я уже писал, Ильсур Метшин заявил, что "сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов". А недавно татарстанские официальные СМИ проговорились. Оказалось, что переговоры вели не "сами перевозчики", а лично руководитель исполкома Казани Марат Загидуллов. Который договорился о покупке 800 китайских автобусов на сумму почти в 2,5 миллиарда рублей. Злые языки поговаривают, что китайцы умеют договариваться. Что тем, кто лоббирует контракты, возвращают до 10% суммы контракта. У кого проблемы с математикой, напомню, что с 2,5 миллиардов - это 250 миллионов рублей.

У меня нет оснований слепо верить этим утверждениям, как нет оснований и не верить им. Пусть проверкой то ли слухов, то ли фактов прокуратура занимается. Но однозначно и доказательно, в случае проявленного интереса, могу заверить, что для Марата Загидуллова "китайский контракт" далеко не первый, когда он оказывается в эпицентре подобных разговоров. Никто не будет спорить, что китайский автопром получил от Казани мощную финансовую подпитку. А наши производители остались в стороне. Цинизм еще и в том, что в историю оказались втянуты казанцы, а забота об их интересах стала дымовой завесой -приобретение Казанью 200 НЕФАЗов оказалось не более чем операцией прикрытия, предпринятой для отвода глаз. Якобы город покупает автобусы разных производителей. А то, что камазовскому дочернему предприятию достанутся деньги несоизмеримо меньше суммы, которая уйдет в Китай, это уже никого не должно волновать. Конкуренция!

Да, НЕФАЗы немного дороже китайских автобусов. Но их обслуживание дешевле. К тому же все деньги остались бы в России, а не ушли в Поднебесную. В свое время Никита Хрущев, советовал "догнать Америку, но не обгонять ее. Чтобы американцы не увидели наш голый зад". Казанские власти своего голого зада не стесняются. Даже не думают о том, что Казань расположена не в Африке, дожди и снегопады у нас не редкость. А состояние ливневок и процесс расчистки зимних снежных завалов - оставляют желать лучшего. Смогут ли китайские автобусы ездить по нашим сугробам и огромным лужам? Вопрос остается открытым. Под радостный шум презентаций незаметно отошли на второй план разговоры о новой транспортной схеме.

Сегодня подконтрольные властям СМИ изображают перевозчиков, сопротивляющихся волюнтаризму мэрии, противниками обновления автобусного парка. Мол, они хотят и дальше возить казанцев "на ржавых ПАЗиках и "Газелях". Хотя это совершенно не так. Перевозчики изначально выступают под лозунгом "Большие автобусы не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с "Газелями" и ПАЗами!". Справедливости ради надо сказать, что перевозчики сами дали повод, чтобы вектор общественного настроения несколько изменился. Дело в том, что на следующий день после того, как в город пришла первая партия НЕФАЗов, часть перевозчиков вышла на пикет. Власть немедленно использовала этот инцидент, чтобы выставить всех казанских перевозчиков в невыгодном свете - ретроградами, заботящимися только о своей выгоде.

Тем не менее, борьба продолжается. Борьба за пассажиров. В которой, увы, и перевозчики, и пассажиры Казани оказались заложниками куда более серьезных интересов людей, облеченных властью.


 




Дожить до светлого будущего








Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Дожить до светлого будущего


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: