Декабрьские тезисы о комильфотности

Артем ТЮРИН

На сайте русской службы Би-Би-Си увидел объявление о студенческом конкурсе: предлагалось написать небольшое эссе на тему: "Ответственность СМИ перед обществом и свобода информации в дни мировых и национальных кризисов". Я хоть и студент МГУ, но возраст у меня уже далеко не студенческий. Однако, набросал тезисы, почитал что-то по теме…, а окончательный вариант писать не стал. Хоть возрастных ограничений конкурс не предусматривает, как-то неловко все же… Тем не менее, некоторые мысли показались интересными, захотелось поделиться.

* * *

"Под периодикой обычно понимают прессу, однако, передачи телевидения, радио, а также сетевые издания тоже выходят периодично, и здесь это определение вполне употребимо. Так вот, что касается современной массовой российской периодики, в подавляющем большинстве случаев корректнее говорить о ее безответственности.
Давайте сразу договоримся: анализировать здесь периодику и свободу слова как явление общественной природы - значит вспоминать всем известные прописные истины о недопустимости цензуры, безоговорочном условии развития демократии т. д. О чем некогда сказал Вольтер: "Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать". С тех пор никто еще не сказал лучше…

И лучше поговорить о тенденциях, о мере ответственности каждого в отдельности: средства массовой информации и тех, кто им пользуется. А то странно слышать: СМИ такие, СМИ сякие.… По воле Бога все в этом мире делают люди, и ответственность за все несут только они.
Зависимость от текущих мировых проблем и наличия кризисов разного уровня такова: в дни мировых и национальных катаклизмов мера ответственности перед обществом отдельных СМИ определяется уровнем их комильфотности. Приношу свои извинения читателям за злонамеренное искажение французского, но это слово очень точно отражает информационную политику (или ее отсутствие): "мы все делаем, так как надо, а если вас от этого тошнит - это ваши проблемы, вот им - нравиться". Тоже позиция. Хоть и ниже пояса.

В качестве наглядного примера возьмем общероссийскую газету "Комсомольская правда", как отдельно взятое издание, ярко иллюстрирующие некоторые тенденции в развитии отечественных СМИ. Газета с богатейшей историей и сильными традициями постепенно нивелирует первое и разменивает второе. Все меньше глубоких, блестящих, метких материалов, которыми она некогда славилась. Все больше дешевых сенсаций, сомнительной рекламы, сплетен и "клубнички". Все меньше различимы принципы, все явственней проступают позиции, обычно не совпадающие с авторскими.

О том, как в "Комсомолке" придумывают заголовки, среди журналистов ходили легенды… "Ни секса, ни кекса" - так озаглавлен материал в одном из последних номеров, о чем бы вы думали? О том, как православные христиане должны соблюдать Рождественский пост. Типа: смешно и познавательно.… Неужели эта пошлятина - плод коллективной фантазии уважаемых Игоря Коца, Ольги Бакушинской, Леонида Захарова, Валентины Львовой etc.?
Кто-то возразит: ничего странного. Мы живем в рыночных условиях, "Комсомольская правда" - это брэнд, а настоящий брэнд - это то, что лучше продается. Так комильфотно. Значит покупают. И большими тиражами. Так чья ответственность больше - тех, кто продает или тех, кто покупает? С одной стороны, если взял на себя ответственность называться средством массовой информации, неси ее достойно. Это как у Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручили. С другой стороны, истинно демократическое общество - это общество ответственных за чужие поступки. А кризисы - мировые ли, национальные, лишь обнажают вялые, но неотвратимые процессы, делают их яркими и заметными всем".

* * *

Что касается периодики в Республике Татарстан. Больно констатировать, но ни одной приличной газеты или достойного телеканала сейчас нет. Есть отдельные тексты, передачи, сюжеты, - нет ни одного самостоятельного целостного СМИ. Впрочем, об этом надо отдельно…



Ответить автору материала

 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: