Разбор полетов

Анастасия Герасимова: во сне как наяву
"Казанские самолеты спасали челюскинцев и папанинцев", - не веря своим глазам читаю заголовок на первой полосе пятничного номера "Времени и денег". Под заголовком - материал Анастасии Герасимовой о праздновании 75-летия КАПО им. Горбунова.
Удивление нарастало по мере чтения: "В довоенные годы первенец отечественного самолетостроения выпускал...", "именно наши самолеты доставили первую экспедицию на Северный полюс", "именно наши самолеты смогли спасти экспедицию Шмидта с застрявшего во льдах парохода "Челюскин", "В начале 30-х годов авиазавод дал путевку в жизнь... Ли-2, выпускавшемуся по лицензии американской фирмы "Дуглас".
Пойдем по порядку.

Первое. Казанские самолеты не спасали ни челюскинцев, ни папанинцев. Челюскинцев спасали военные летчики под командованием Каманина на самолетах Р-5, которые не имеют ни малейшего отношения к Казани. И я вместе с остальными читателями "Времени и денег" был бы очень благодарен Анастасии Герасимовой за разъяснение, как именно казанские или какие-либо вообще самолеты спасали папанинцев - до сих пор считалось, что со льдины в Гренландском море их сняли 19 февраля 1938 года суда "Мурман" и "Таймыр".

Второе. КАПО ни в коей мере не является "первенцем отечественного самолетостроения", если, конечно, считать отечеством всю Россию, а не отдельно взятую Татреспублику. Ведь авиазаводы в России существовали еще до революции 1917 года. Самолетостроительные заводы Лебедева, Щетинина, Руссско-Балтийский и Слюсаренко в Петербурге, "Дукс" и "Москва" в Москве, Анатра в Симферополе, Щетинина и Лебедева в Ярославле, а также завод в Таганроге давали до 380 самолетов в месяц, и в 1917 году на них работало 9200 человек - об этом нам рассказывает "Советская военная энциклопедия" в своем 1-м томе. Так что какой уж там первенец!

Третье. Самолеты АНТ-6 действительно доставили папанинцев на Северный полюс. Эти самолеты, вполне возможно, были построены на 22-м заводе (811 подобных самолетов были выпущены на двух заводах - 22-м и 39-м, а на 124-м казанском их только ремонтировали). Только вот к Казани эти самолеты опять же никакого отношения не имели - 22-й завод в то время находился в Москве, в Филях, и лишь с началом войны был перебазирован в Казань и вскоре слит в одно предприятие с местным 124-м авиазаводом. Так что спасали челюскинцев и высаживали на полюсе папанинцев московские, а не казанские машины.

Ну и четвертое. Выпуск Ли-2 был освоен заводом не "в начале 30-х", а в 1940 году - именно тогда был выпущен первый десяток советских "Дугласов".

Мне велели поискать. Я поискал
Вновь приходится возвращаться к истории написания Тимуром Латыповым из "Времени и денег" заметки о событиях на острове Даманском в марте 1969 года. Я обратил в своих прошлых заметках внимание на то, что засекреченный собеседник журналиста говорит фразами, которые задолго до него были сказаны другими журналистами, причем в издании, имеющем электронную версию. Т. Латыпов в том же пятничном номере, в котором А.Герасимова рассказала нам о спасении папанинцев казанскими самолетами, разъяснил, что прямую речь своего собеседника он выделил в соответствии с правилами, русской пунктуацией, а "все остальное - историческая справка о тех событиях, информацию о которых где же взять, как не из исторической литературы".

В таком случае приходится признать, что исторической справкой является весь материал, за исключением небольшого абзаца: "Кстати говоря, в многочисленных статьях о Даманском, я не встречал рассказов о том, как китайцы издевались над нашими ранеными пограничниками: отрезали уши, носы, выкалывали глаза. Поэтому и решил написать - думаю, любые новые подробности о событиях такого масштаба небезынтересны. Свои слова мой собеседник подтвердил и сделанной на месте событий фотографией забитого насмерть жгутом из колючей проволоки советского пограничника. По причинам излишней натуралистичности мы не решились тогда поставить ее в номер. Из уважения к Дикобру Бобровскому делаем это сегодня (Интернет к вашим услугам, ищите)".

В марте 1969 года я был взводным, разумеется, все мы жадно ловили все слухи о событиях на Даманском. В газетах той поры снимки исколотых штыками мертвых пограничников были вовсе не редкостью - в этом можно убедиться, взяв подшивки "Красной звезды" и окружной газеты ДВО "Суворовский натиск" (второе название - "Гальюн-таймс").
Но вернемся к интернету. Из уважения к Тимуру Латыпову я поискал. Кое-что нашел.
"В том бою полегли тридцать два советских пограничника. Ночью разведчики собрали трупы. Вид их был ужасен. Тяжело раненых китайцы добивали штыками, у мертвых отрезали уши, выкалывали глаза", - эти слова можно прочесть в обстоятельном материале Александра Чудакова в электронной газете "Спецназ России". И больше года висят в интернете и те самые снимки, один из которых показал, если верить Т. Латыпову, его собеседник, отрекомендованный им как "сотрудник одной из республиканских силовых структур". Однако снимки эти имеют своего автора - Владимира Гречухина. И находится все это по адресу: http://old.specnaz.ru:8100/kakbylo/br_moi.htm

И еще. Продолжая разговор о пресловутых хиджабах, Тимур Латыпов пишет: "И не надо выставлять нас "борцами за веру". Мы просто хотим, чтобы дело не доходило до маразма".
Сначала приписать кому-нибудь не написанные им слова, а потом с жаром, используя энергичные слова вроде "маразм", восставать против этих слов - прием сколь старый, столь и недостойный: всем, включая и Т. Латыпова, понятно, что слова "показная, нарочито конфликтная благочестивость людей, заранее знающих, что волос не упадет с их головы в "борьбе за веру", у меня не вызывает симпатии" относятся к подавшим иск носительницам хиджабов, а никак не к журналистам газеты деловых кругов, в ношении хиджаба не замеченным.

Подведем итог всей этой истории. Меньше всего мне хочется вступать в перебранку с Тимуром Латыповым. Тем более, что, на мой взгляд, он пишет лучше многих местных журналистов: по крайней мере, он никогда не напишет подобно Дмитрию Вишневскому из "Казанских ведомостей", что "Авиационный комплекс углубляет горизонты сотрудничества".
Нет греха в том, что журналист прибегает к ресурсам интернета, особенно когда получает задание быстро слепить что-то к какой-нибудь дате, например ко Дню пограничника. Просто делать это надо аккуратно, не топорно, а уж если случился прокол, то пережить его по возможности спокойно - в конце концов, не рубль же у старушки украл. А то какая-то детская запальчивость: "интернет к вашим услугам, ищите". Поискал. Нашел.
Полегчало?


 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История успеха руководителя, который все доверенные ему предприятия вывел из отсталых в передовые.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: