Образ и Устав


Этот текст возник в диалоге с Игорем Ворониным из Кургана

Формальные документы (документы, создающие форму, оформляющие), конечно, имеют отношение к образу той организации, которую они оформляют. И работа над ними часто проясняет образ, конкретизирует и детализирует его. Само существование Устава, регламента собраний, должностных инструкций, описывающих обязанности лиц, занимающих должности в организации – делает образ, направляющий коллектив в его жизни и деятельности, иным. Воинская часть, действующая на основании Устава, отличается по сути (и по возможностям, по эффективности) от партизанского отряда, который управляется по наитию, а тем более от банды разбойников. Отношения мужчины и женщины, официально зарегистрировавших семью и получивших свидетельство о браке, хотя и стандартное, очень сильно (и опять-таки по сути) отличаются от отношений, живущих в «гражданском браке», «встречающихся» и т.д.
И вместе с тем, договорные документы не являются по большому счету способом создания образа, они оформляют образ, сложившийся в коллективе. Образ есть в любом достаточно устойчивом коллективе, он и определяет его устойчивость. Допустим, клуб «Кедровый дом» - устойчивое образование, хотя нет никаких документов, оформляющих его деятельность, но все знают, что каждый понедельник в 6 часов в КХТИ будут собираться единомышленники. И если приезжают барды, или надо устроить субботник, или просто есть какая-то идея, для реализации которой нужны помощники – все знают, что сначала надо идти в клуб. Есть образ, есть традиция, есть понимание, что это такое и что с этим можно делать. Традиции и коллективное понимание – важные составные части образа, управляющего коллективом. Этот образ, конечно, не является тем художественным образом, который изучают на уроках литературы. Этот образ – вполне материальное образование, эгрегор, который люди формируют своими мыслями. Если мысли совпадают, то они усиливаются, резонируют, образуют массу (главное свойство массы в физике – инерция, способность сохранять характеристики скорости и направления).
Этот образ-эгрегор становится в определенной степени независимым от людей, которые его создали своими мыслями и чувствами, люди могут уходить и приходить, а эгрегор остается. Его еще называют духом, царящим в коллективе, атмосферой и т.д. Большие эгрегоры, эгрегоры народов и наций называли богами. Есть свой бог – есть народ.  Бог уничтожен – нет народа. Поэтому завоеватели всегда стремились разрушить или подменить веру народа, его храмы, традиции, культуру, календарь, язык, тем самым отрывая его  от его богов, эгрегоров, образов, созданных его предками.
В создании таких больших образов-эгрегоров формальные документы также играют большую роль: Моисей принес Десять заповедей и Пятикнижие, которые стали своего рода Конституцией еврейского народа. Конституцию дали Соединенным Штатам отцы-основатели американской демократии – Вашингтон и Франклин. Документ является квинтэссенцией образа, но он может быть и орудием разрушения образа, народа, государства. Пример тому – сегодняшняя наша Конституция и законодательство. Их разрушительную суть  достоверно вскрыл Владимир Ланцов, книги которого «Ростовщичество и лихва» и «ЖКХ» выложены на сайте www.tartaria.ru в разделе «Изба-читальня». Эту политику можно назвать законодательной оккупацией, в КОБ она называется войной на 1-3 приоритетах обобщенных средств управления.
Т.е. документ, Устав, Конституция являются объединяющей силой, если они отражают образ коллектива (поселения, семьи, народа), но они же могут иметь чрезвычайную разрушительную силу, если искажают образ или подменяют его. Народ поселения, города, страны при этом просто исчезает. Поэтому время создания Уставов – всегда критическое в жизни любого коллектива, всегда в этот процесс стремятся включиться не только созидательные, но и разрушительные силы, питающиеся на тонком плане расточаемой энергетикой конфликтов и раздоров. В зависимости от соотношения сил в коллективе даже инициатива по созданию Устава может исходить как светлых сил, так и от темных и соответственно встречать сопротивление противоположной стороны. Светлые силы обычно стремятся зафиксировать более сложившийся образ, темные устраивает образ смутный и неясный, их задача – ловить рыбку в мутной воде. Поэтому при всей полезности формальной организации с ее созданием не всегда следует торопиться. Даже женщины, вопреки известному мифу, не всегда торопятся оформлять отношения с мужчиной официально, если не чувствуют уверенности в партнере.
Как же прояснить или заново создать образ? Когда что-то создают – полезно знать структуру создаваемого объекта. Женщина, хотя вроде бы и создает тело ребенка бессознательно, но это далеко не так. Бывали случаи, когда ребенок женщины рождался похожим на ее любимого, даже если тот не был его биологическим отцом. Так что образ в этом процессе играет очень важную роль, о чем говорит и явление телегонии. Это пример говорит, что образы человеческое сознание порождает непрерывно, важно понять технологию согласования образов, создания коллективного образа.  
Структуру образа легче всего прояснить на примере. Однажды я слышал такое определение одного из создающихся поселений – «это поселение для многодетных семей». И, действительно, из этого короткого положения становилось ясно, что делать в любой возникающей перед коллективом ситуации. Если семья не многодетная – ей надо рожать детей. Вокруг детей будет сформирована вся инфраструктура поселения – ясно, что с самого начала надо закладывать школу, спортивную площадку. Вокруг этой идеи будет вращаться и жизнь поселения – вряд ли в нем пройдет международный симпозиум по проблеме ростовщичества, но с удовольствием будет принята идея летнего лагеря, турпохода, семинара по сознательному родительству. То есть все становится ясно. Благодаря тому, что есть определение. Определение – это сердцевина образа, семя, из которого вырастают остальные составляющие.
Почвой образа (продолжая эту аналогию) является повседневная жизнь. Она питает деятельность, ставит задачи и дает возможности. Надо питаться каждый день, значит надо эту задачу решить в интересах детей – как и что выращивать, как приобщить детей к труду, как сделать его радостным для всей семьи, сделать временем общения и развития. Надо зарабатывать деньги – опять начинается деятельность и умственная (она и подкачивает образ-эгрегор), и физическая, и организационная. Надо понять – зачем нам деньги, что мы от них можем иметь, а что мы от них потеряем, научиться зарабатывать и планировать бюджет (и научить этому детей) и т.д. Выделим некоторые важные для существования образа составляющие повседневной жизни. Женщины с их врожденным любопытством в поселении отвечают за «сарафанное радио» - то есть за информационное пространство, за информационную связность в поселении. Все должны все знать обо всех – это условие существования коллектива, без него невозможны взаимопомощь, самоуправление и т.п. От чистоты этого пространства, от типов циркулирующей в нем информации зависит жизнь поселения. И здесь хотелось бы напомнить о невероятной вредоносности злословия и, особенно, клеветы (см. Наставление против клеветы). А вот за самоуправление в коллективе испокон веков отвечали мужчины – их формальная логика более приспособлена для того, чтобы договориться, организоваться и сделать. Дети в поселении «отвечают» за непосредственность (они легче на подъем, чем взрослые) и за… будущее, за цель. Ведь приживется в этом поселении, останется на века, только то, что заинтересует детей, придется им по душе – будь то искусство поделок из глины (как в Хохломе) или традиция петь былины (как в Поморье).
Дождем образа являются праздники и ритуалы. Они периодически должны быть, поливать растущее дерево образа, освежать его и наливать силою. Праздник всегда всенародный – мысли каждого должны влиться в общий эгрегор и наполниться от него – легче будет находить общий язык в будни. Тех, кто не участвовал в общем веселье, во все времена били. Кстати, полезное средство –увлекся человек делами обыденности, сидит колупается со своим сайтом, дал бы ему кто в ухо, чтобы поднял голову и увидел, что все уже встали в хоровод (шутка в порядке самокритики). Содержание праздников тоже должно быть соответствующим, вряд ли поедание блинов – масленичный ритуал, солнечный, весенний – окажется полезен в купальские дни (и физиологически, и символически, энергетически). А колядование вряд ли уместно в День победы. Человек является частью многих сообществ. Как часть народа он участвует в общенародных праздниках – Масленица, Троица, Святки и пр., которые предназначены для подпитки родных богов и общения с ними. Их ритуал более-менее известен, хотя и частично утрачен, частично искажен, главная задача состоит в осознании и восстановлении частей ритуала. Именно осознанность отличала праздники древности. Помните, старейшины родов даже не вышли к главнокомандующему римским легионом потому, что были заняты праздником. Это было очень важное дело, а не пустое времяпрепровождения. Если перевести слово «эгрегор» как «агрегат» (машина для выполнения определенных функций  -управления погодой и пр.), то праздник – время техосмотра и техобслуживания. Также существуют праздники различных подгрупп общества – местные, родовые, профессиональные (земледельческие, пастушеские, воинские - День Десантника и Перунов день), были отдельные праздники у женщин и мужчин. Праздники городские, поселенческие, семейные свои ритуалы формируют часто спонтанно, если не сказать хаотически, используя по наитию элементы ритуалов известных праздников. Интуиция, вкус и чувство меры здесь необходимы, но значение имеет и школа – кто-то должен понимать значение различных действий и обрядов и обращать внимание на их влияние на эгрегор коллектива.
Школа волхвов или Совет волхвов в том или ином виде нам необходимы, хотя бы в виде чата, чтобы поделиться мыслями, наблюдениями, планами. Как всегда на Руси, если нет готовых волхвов (военачальников, инженеров и т.д.), то их придется заменить самодеятельностью народа. Каждый будет волхвом по мере сил и интереса, и это, я думаю, именно это отличает нашу эпоху от предыдущих. Управление должно быть заботой каждого, а не отдельных личностей. Всем ведь предстоит стать богами. А боги – это творцы и управители.
Важным элементом традиции, непосредственно влияющим на образ поселения, является вече – общий совет. Это и праздник, и орган управления, и способ общения с образом-эгрегором поселения или народа, с мыслями предков, которые в нем заключены. И  опять я проведу параллель с явлением телегонии – как пройдет первое собрание, таким и быть поселению. Хотя и каждое последующее вносит свой вклад, чаще всего усиливает первоначальный образ, изменить же его – надо много ума и усилий, не меньше, чем при обряде преодоления телегонии.
А что же является Солнцем образа? Что дает жизнь и энергию всему дереву образа? Вера. Непосредственная связь с Богом. Если мы словом и действием выражаем мысль Бога – все склеивается, если противоречим ей – все погибает. Если серединка на половинку – то засохнет, то зачахнет, то немножко отойдет. Практика – критерий истины: проверили, убедились, к чему ведет – и знаем – от Бога или нет. Хотя это различение тоже не так просто и требует большой работы над собой.
Поэтому на вопрос «Как создать образ (эгрегор) поселения?» отвечаю так. Посадить семечко – дать определение – в почву повседневной жизни, соотносить каждое действие с этим определением, жить по нему, не забывая поливать свою жизнь радостью праздников и мудростью Вече, освещая и соединяя все Верой. И когда дерево образа укрепится – уточнить определение – так дерево дает новую веточку. И снова по кругу. Когда веточек станет много – наступает пора формализовать их, закрепить их документом – Уставом. Так наступает  зрелость коллектива, так девочка-подросток становится девушкой, приобретая женские формы.
Разумеется, то, что я здесь описал в образной форме, имеет и другие выражения. Процесс становления компаний описан, например, в программе Spider, но изучение и внедрение этой программы занимает годы. Потери коллектива, не желающего нововведений и стремящихся сохранить прежний образ (а точнее безобразие) достигают порой 70%. Так что весь этот процесс потребует от нас и ума, и труда, и настойчивости - у каждого на своем месте.
Этот текст вырос из общения по Skype с Игорем Ворониным из Кургана. Это удобная и оперативная форма диалога, каждый может присоединиться к нему. Меня в Skype можно найти просто по имени «Валерий Мирошников», либо по электронному адресу mir007@ramdler.ru. (если в Майл агент – то mir007@inbox.ru )




Читайте из этой серии
 




Тартария_4


Волонтерский лагерь для изучения экотехнологий и природного земледелия


Наши проекты на лето

Наши семинары:



Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: