Суфия. Корневой подход к эволюции сознания в человеке
Вы знаете, что я люблю заглядывать за кулисы творчества - своего или других людей. Поэтому и появляются у меня такие тексты, как "
Основы Царевноведения, или Как появляются сказки", "
После Троицы" или "
Профсоюз Добрых сказочников". И вот предоставилась возможность заглянуть за кулисы творчества Суфии. Она сама задумала рассказать, что же она пытается выразить своими песнями, какой процесс осознания происходит во
время сотворения музыки и долгое время после того. И сколько, оказывается, всего таится непростого и трудного за внешней легкостью ее строк. И ее наблюдения за собой и нами представляют интерес не только для создателей экологических поселений, но и для всех, кто задумывается о природе человека, подоплеке его общественной и в том числе политической жизни.
Валерий Мирошников
Суфия
С благодарностью ко всем за возможность состояться во Всём.
Корневой подход к эволюции человечности или что я имела в виду, сочиняя песню «Поле»?
Эволюция создания райского человека с точки зрения сравнительной этологии.*
Тотем, он у каждого из нас свой, или что можно обнаружить под собравшимися на «Поле».
Дмитрий Бахта. Фрагмент из сказки для взрослых «Лес и Сад»
Корневой подход к эволюции человечности или что я имела в виду, сочиняя песню «Поле»?
«Свободная стая!» - так обратился бы к сородичам верный волк, обладай он культурой речи - «Это будет славная охота! Но для многих она будет первой. Наш общий враг невидим, но вздыбленная шерсть на загривках указывает на его присутствие в каждом из нас. Когда же он исторгает запах чужака из сородича, то убивает нас молниеносным укусом в яремную вену на шее волчьими же зубами в тот момент, когда мы меньше всего ожидаем этого. В каждом из нас в отдельности, он послушен как пёс, охраняющий пещеру с детёнышами. Тогда почему он ограничил нашу свободу в стае?»
D
Бог, он у каждого из нас
Em
Свой и мы молимся подчас
G A
Так, как настроена душа
G A
Каждого из нас.
Жизнь проростает из сердец
Так, как захочет человек.
Жизнь это сердца аромат
Если сам себе не враг.
Припев:
G A D Hm
Мы соберёмся вместе на поле
Em A D D7
В нашем Пространстве Любви.
G A D Hm
Мыслью сольёмся в светлом просторе
Em A D H7
Скажем друг другу твори.
2.
Бог, он для каждого из нас - свой,
В каждом сердце искрой он той,
Что Любовью озарит
Вечность Бытия.
Бог – это вместе Я и Ты,
Бог – и планеты, и цветы,
Свет, согревающий поля,
И слеза дождя.
Припев:
3.
E
Рай, распускаются цветы.
F#m
Рай, разрастаются сады.
A H
Рай, рассыпают соловьи
A H
Трели утренней зари.
Рай - это край, где ты живёшь.
Рай, что посеешь, то пожнёшь.
Рай, там все планы бытия
Сотворит Любовь твоя.
Припев:
A H E C#m
Мы соберёмся вместе на поле
F#m H E E7
В нашем Пространстве Любви.
Мыслью сольёмся в светлом просторе
F#m H E С D E
Скажем друг другу твори, твори, твори.
|
Думаю, открытие функции управления как возможности оперировать ходом событийной Изменчивости естественного эволюционного Отбора методом Выбора как основы для принятия решений - это качественный шаг в эволюции сознания на Земле. Если это качество удастся закрепить посредством культуры в как можно большем количестве особей вида Homo sapiens, мы получим «вид» на будущее как ресурс времени для дальнейшего развития, ибо только тогда на «новшестве» будет стоять знак качества: «Одобрено Отбором»! В этой связи, у нас здесь все свои!
Поэтому я не увидела для себя смысла бороться с теми, кто хочет использовать программу «Мегре - Анастасия» для управления. Видно уж, какую крайность мы здесь держим - полное управление неосознанным сообществом, а на другом конце тоже фаталистично – неуправляемое неосознанное сообщество… значит , действующей золотой серединой* будет осознание каждым своего места в социуме по результату собственной текущей проявленности.
«Бог – он у каждого из нас свой»
Выбирая позицию «бога маленькой матрёшки», я получаю ресурс времени для развития. Время даёт мне возможность совершенствовать функцию самоуправления, наблюдая развёртку/свёртку моих выборов в пространстве (выбор- причина, событие- следствие). По мере того, как мотивы моих действий всё более подчиняются целям «бога большой матрёшки», всё больше происходит развёртка моей событийности в общую реальность. Освоение целей общей реальности снова формирует «бога маленькой матрёшки». Вся прелесть в том, что я при этом всё так же продолжаю всего лишь управлять собой!
«И мы молимся подчас так, как настроена душа каждого из нас»
Продолжаю поиски живительных капель в золотом источнике. Думаю, для эволюции нет разницы, кто скажет: «Русский бог, руками не трогать!». Был бы этот « русский бог», а в данном игровом аттракторе – «Звенящий кедр», выращенный на постколхозном поле, пустынно сухом и страшно изуродованном
« взрывами» демократического цинизма, политического авангардизма, эйфорического национализма и прочих иззверств. Но вот «агрономы» полили поле общего родового фонда «водой из таёжного озера Анастасии» и оказалось, что оно ещё плодное…
«Жизнь прорастает из сердец так, как захочет человек»
Ура! Продолжим поиски бога методом домогания. А где он собственно? Его почему- то никогда нет на одном и том же месте. «Папа-а-а (Мама)!!!»- мы бегаем за вечно пропадающим из поля зрения Родителем - «Ты где-е-е??? Мне стра-ашно!!! (грустно, скучно, гадко, пусто и т.п.)» Более старшие ребята ставят то тут, то там столбики- идолы, призванные пригвоздить наконец бога к одному образу и учат как правильно вызывать Мадонну (т.е. манну) небесную. Но Он исчезает как облака в небе и на вопрос, когда вернётся, старшие назидательно отвечают: « Терпи, непослушный (недостойный, несовершенный, неучёный, неправильный) – бог терпел и нам велел» Когда же терпящие доходят до степени бедствующих, их в парадной обстановке передают в другие руки как дубину с надписью
« Кто виноват?»… Когда пыль от сокрушения очередного кумира рассеивается, все снова видят:
« Да, тут бога нет», и грифы подбирают золотые осколки, и начинается « новый» путь к богу, путь самосовершенствования своего… незнания.
Иду в неведомый я путь,
Иду меж страха и надежды,
Мой взор угас, остыла грудь,
Не внемлет слух, сомкнуты вежды.
«Иоанн Дамаскин»
«Жизнь- это сердца аромат, Если сам себе не враг»
Подойдём к эпицентру Вседействующего с другой стороны. Разве может рождённый быть незавершённым? Да, именно такой подход: « Бог – это человек». «Эгегееей!... Мне сказали, что я – Бог!!! Куда силушку девать?» - и переметнувшийся в другую крайность богатырь лунатически берётся «наводить порядок», попутно поучая «смертных» о способе достижения силы (эгегейфории)…
Когда пыль от содеянного рассеивается, утюг и слон исчезают в измерении светлых образов. В созданной титаническими усилиями бывших громовержцев тишине из костра вымётываются пионерские галстучки вопросов: «Кто мы относительно друг друга?», « Где кто расположен в результате соотнесения?» и «Кто что делает, чтобы получалось дальнейшее совместное совершенствование рождённых?»
Для кого- то я – травинка в поле. И пусть. Это уж кто как отражает (я уже видела изображения, где я – исчадие мрази и где я – в русском сарафане Лады, и где я же то или сё). Была бы в травинке творящая клеточка, а видимые масштабы – дело самосоотносительного ландшафтного дизайна:
Вот примерно так
Всё Всегда и происходит в эпицентре Творящего… Ну или примерно об этом говорят звёзды над
нашим костром.
Я шучу не потому, что мне весело. Так тяжело видеть, на что ушли драгоценные капли человеческих жизней. « Э-эх! Вот эту бы энергию да в творческое дело!» - но жизнь ушла в доказательство от противного, или стала громоотводом для избывания накопленного сообща насилия, или положена на алтарь совершенствования болезни, или освобождена от человеческого присутствия ради святости. Можно и без сатиры, это тогда так: «Простите меня, познавшие цепи растянутых противоположностей… Мне очень жаль, что это так происходило… Благодарю, что взяли на себя всё, что сбылось…Пусть придёт к нам любовь в качестве простого человеческого общения…
А остальное – дело проектирования культурного ландшафта. И гордо обернувшись плащом вселенной, звёздные волшебники вдруг обнаружили, что это лишь крылышки жука, вылезающего из одуванчика.
«Бог, он для каждого из нас - свой,
В каждом сердце искрой он той,
Что Любовью озарит
Вечность Бытия.
Бог – это вместе Я и Ты,
Бог – и планеты, и цветы,
Свет, согревающий поля,
И слеза дождя».
Валерий Мирошников
Слава прос
тору! Однако вернусь к своей самоопределяющейся персоне.
Я не увидела смысла для себя думать, как бороться с теми, кто хочет быть использованным с помощью программы «Мегре - Анастасия» для управления. Группа людей, действующая на спонтанно и неуправляемо вырвавшихся инстинктах, страшна так же, как стадо взбесившихся слонов… Я очень люблю и людей, и слонов, и поле, по которому можно радостно нестись с флагом и барабаном, и трубить на всю округу:
«Рай! Распускаются цветы,
Рай! Разрастаются сады,
Рай! Рассыпают соловьи трели утренней зари»
Однако потенциальный барьер райских врат имеет не только энергетический уровень для вхождения, но и код для прохода под вступительной аркадой, где цифры на арках знаменуют собой определённое знание человеком как ориентировочно действовать в определённых потенциальным барьером условиях (поступки осознающего себя субъектом действия в соответствии с законом), чтобы получить реально ощутимый результат (совместное творение).
«Край - это рай, где ты живёшь,
Край - что посеешь, то пожнёшь,
Край - здесь все планы бытия сотворит любовь твоя»
Полностью согласна, что здесь нужен системный подход, но изучая сильно ветвящуюся крону Древа Знания, не забудем « порыться» в корнях его.
Эволюция создания райского человека
с точки зрения сравнительной этологии.*
Индивиду, творящему любовь методом стояния в добре насмерть, непросто признать, что «Да!... ррррр… был у меня хвостик, был…», но без оглядки на копчик как поймёшь, почему милейшие, образованные люди, только что вместе посылавшие любовь всей вселенной, столкнувшись у межевого столбика, яростно «облаивают» друг друга или же тайно «вынюхивают», чем пахнет в туалете соседа, чтобы потом с назойливостью мухи разносить это по всем навострившимся ушам…
Савицкий. Спор на меже. (Старо как мир)
Все мы не раз «строили» такой туалет, но, только ощутив на своём опыте как разваливается позитивный задел оттого лишь, что люди занялись «тайным» строительством, я ощутила, как же трудно воде подниматься по стволам деревьев ввысь!
«Мы соберёмся вместе на поле-
-Нашем пространстве любви,
Мыслью сольёмся в светлом просторе,
Скажем друг другу – Твори!»
Ура! Продолжим взращивание «звенящих кедров» методом подъёма информации от корней к ветвям!
У человека, «взявшего» землю с единомышленными товарищами (богами и богинями) и ожидающего немедленного поместного прихода в рай (вспомним, какие названия мы выбрали для поселений), бывает сильное разочарование, когда он крепко ударяется о первый же потенциальный барьер – инстинкт внутривидовой агрессии. На земле, в более естественных условиях, его гораздо труднее контролировать, т.к. спонтанные проявления врождённого агрессивного поведения по отношению к собратьям по виду усиливаются после приобретения каждым (наконец- то!) своего участка.
Конрад Лоренц "Агрессия": "...для вида, для будущего всегда выгодно, чтобы область обитания или самку завоевал сильнейший из двух соперников. Как часто случается, эта вчерашняя истина хотя и не стала сегодня заблуждением, но оказалась лишь частным случаем; в последнее время экологи обнаружили другую функцию агрессии, еще более существенную для сохранения вида. Термин "экология" происходит от греческого "oikos", "дом". Это наука о многосторонних связях организма с его естественным жизненным пространством, в котором он "дома"; а в этом пространстве, разумеется, необходимо считаться и с другими животными и растениями, обитающими там же. Если специальные интересы социальной организации не требуют тесной совместной жизни, то, по вполне понятным причинам, наиболее благоприятным является по возможности равномерное распределение особей вида в жизненном пространстве, в котором этот вид может обитать. В терминах человеческой деловой жизни, если в какой-нибудь местности хотят обосноваться несколько врачей, или торговцев, или механиков по ремонту велосипедов, то представители любой из этих профессий поступят лучше всего, разместившись как можно дальше друг от друга.
Что какая-то часть биотопа, имеющегося в распоряжении вида, останется неиспользованной, в то время как в другой части вид за счет избыточной плотности населения исчерпает все ресурсы питания и будет страдать от голода, эта опасность проще всего устраняется тем, что животные одного и того же вида отталкиваются друг от друга".
Сделаем важный «подъёмный» вывод (добродушно посмеёмся над нашей «привычкой задней собачьей ноги»): по дороге в рай нам всё- таки нужны межевые столбики!
Следующий уровень агрессивного взаимодействия возникает, когда участки помечены столбиками и можно (наконец- то!) заняться делами поселения. Здесь проецирование инстинктивной самости, взращённой на гектаре, на территорию всего поселения вызывает новый раунд борьбы за то, кто станет доминирующим самцом (главной самкой) на вновь покрываемой территории. Здесь все средства хороши, и т.к. все одновременно стать доминантными вождями не могут, то менее активные участники, попав в сферу влияния неосознанного носителя агрессивной самости, поневоле становятся участниками отравления.
Ближе к подлинной агрессии, чем нападение охотника на добычу, интересный обратный случай "контратаки" добычи против хищника. Особенно это касается стадных животных, которые всем скопом нападают на хищника, стоит лишь им его заметить; потому в английском языке это явление называется "мобинг"1.
В обиходном немецком соответствующего слова нет, но в старом охотничьем жаргоне есть такое выражение - вороны или другие птицы "травят" филина, кошку или другого ночного хищника, если он попадется им на глаза при свете дня. Если сказать, что стадо коров "затравило" таксу, этим можно шокировать даже приверженцев святого Хуберта; однако, как мы вскоре увидим, здесь и в самом деле идет речь о совершенно аналогичных явлениях.
Нападение на хищника-пожирателя имеет очевидный смысл для сохранения вида. Даже когда нападающий мал и безоружен, он причиняет объекту нападения весьма чувствительные неприятности. Все хищники, охотящиеся в одиночку, могут рассчитывать на успех лишь в том случае, если их нападение внезапно. Когда лисицу сопровождает по лесу кричащая сойка, когда вслед за кобчиком летит целая стая предупреждающе щебечущих трясогузок, охота у них бывает основательно подпорчена. С помощью травли многие птицы отгоняют обнаруженную днем сову так далеко, что на следующий вечер ночной хищник охотится где-то в другом месте. Особенно интересна функция травли у ряда птиц с высокоразвитой общественной организацией, таких, как галки и многие гуси. У первых важнейшее значение травли для сохранения вида состоит в том, чтобы показать неопытной молодежи, как выглядит опасный враг. Такого врожденного знания у галок нет. У птиц это уникальный случай традиционно передаваемого знания. Гуси, на основании строго избирательного врожденного механизма, "знают":
1. Моb - англ. толпа.
2. Святой Хуберт - покровитель животных и охоты (656 (?) -- 727) Старший сын герцога Бертрана Аквитанского. Согласно легенде, обратился в христианство, повстречав на охоте оленя с сияющим крестом на рогах. Был епископом маастрихтским и льежским. Канонизирован в 15-м в.
нечто пушистое, рыже-коричневое, вытянутое и ползущее - чрезвычайно опасно. Однако и у них видосохраняющая функция "мобинга" со всем его переполохом, когда отовсюду слетаются тучи гусей, имеет в основном учебную цель.
Те, кто этого еще не знал, узнают: лисы бывают здесь! Когда на нашем озере лишь часть берега была защищена от хищников специальной изгородью, гуси избегали любых укрытий, под которыми могла бы спрятаться лиса, держась на расстоянии не меньше 15 метров от них; в то же время они безбоязненно заходили в чащу молодого сосняка на защищенных участках. Кроме этих дидактических целей, травля хищных млекопитающих и у галок, и у гусей имеет, разумеется, и первоначальную задачу: отравлять врагу существование. Галки его бьют, настойчиво и основательно, а гуси, по-видимому, запугивают своим криком, невероятным количеством и бесстрашным поведением. Крупные канадские казарки атакуют лису даже на земле пешим сомкнутым строем; и я никогда не видел, чтобы лиса попыталась при этом схватить одного из своих мучителей. С прижатыми ушами, с явным отвращением на морде, она оглядывается через плечо на трубящую стаю и медленно, "сохраняя лицо", трусит прочь.
Конечно, мобинг наиболее эффективен у крупных и вооруженных травоядных, Которые, если их много, "берут на мушку" даже крупных хищников. По одному достоверному сообщению, зебры нападают даже на леопарда, если он попадается им в открытой степи. У наших домашних коров и свиней инстинкт общего нападения на волка сидит в крови настолько прочно, что если зайти на пастбище к большому стаду в сопровождении молодой и пугливой собаки - это может оказаться весьма опасным делом. Такая собака, вместо того чтобы облаять нападающих или самостоятельно удрать, ищет защиты у ног хозяина. Мне самому с моей собакой Стази пришлось однажды прыгать в озеро и спасаться вплавь, когда стадо молодняка охватило нас полукольцом и, опустив рога, угрожающе двинулось вперед. А мой брат во время первой мировой войны провел в южной Венгрии прелестный вечер на иве, забравшись туда со своим скоч-терьером под мышкой: их окружило стадо полудиких венгерских свиней, свободно пасшихся в лесу, и круг начал сжиматься, недвусмысленно обнажив клыки.
Сделаем следующий отчёт для подъёма корневой информации к нашему сияющему самосознанию: то, что у животных используется для выживания вида, у нас приобрело уродливую форму, разрушающую вид изнутри.
А когда противопоставление себя конгломерату Города, возникшее после неразборчивого прочтения книг только сердцем, замыкает сознание человека в размер поселенческого межевого контура (ведь бесполезно лаять на хобот городского «строительного слона»), накопленной внутри агрессии вполне хватает, чтобы разрушить любое совместное начинание.
То, что делают крысы, когда на их участок попадает член чужого крысиного клана, или подсаживается экспериментатором, это одна из самых впечатляющих, ужасных и отвратительных вещей, какие можно наблюдать у животных. Чужая крыса может бегать с минуту или даже больше, не подозревая об ужасной судьбе, которая ее ожидает, и столь же долго местные могут заниматься своими обычными делами до тех пор, пока наконец чужая не приблизится к одной из них настолько, что та учует чужую.
Тогда она вздрагивает, как от электрического удара, и в одно мгновение вся колония оказывается поднятой по тревоге посредством передачи настроения, которая у серых крыс осуществляется лишь выразительными движениями, а у черных - еще и резким, сатанински-пронзительным криком, который подхватывают все члены стаи, услышавшие его. От возбуждения у них глаза вылезают из орбит, шерсть встает дыбом, и крысы начинают охоту на крысу. Они приходят в такую ярость, что если две из них натыкаются друг на друга, то в первый момент обязательно с ожесточением кусаются. "Они сражаются в течение трех-пяти секунд, - сообщает Штайнигер, - затем основательно обнюхивают друг друга, сильно вытянув шеи, и мирно расходятся. В день травли чужой крысы все члены стаи относятся друг к другу раздраженно и недоверчиво".
Для чего же нужна эта партийная ненависть между стаями крыс? Какая задача сохранения вида породила такое поведение? Так вот, самое ужасное - и для нас, людей, в высшей степени тревожное - состоит в том, что эти добрые, старые дарвинистские рассуждения применимы только там, где существует какая-то внешняя, из окружающих условий исходящая причина, которая и производит такой выбор. Только в этом случае отбор вызывается приспособлением. Однако там, где отбор производится соперничеством сородичей самим по себе, там существует, как мы уже знаем, огромная опасность, что сородичи в слепой конкуренции загонят друг друга в самые темные тупики эволюции.
А вот это уже НАБАТ!!!
По ком, с точки зрения сравнительной этологии, звонит колокол на «Поле звенящих кедров»? По гению нашего рода, впервые открывшему возможность для человеческого сообщества эволюционировать путём выбора общих целей и достижения их с помощью энергии, что шла у наших инстинктивных предков на защиту от внешнего врага.
Замена «против кого дружим» на «для достижения чего дружим» может сделать нас подлинными людьми!
Тотем, он у каждого из нас свой,
или что можно обнаружить под собравшимися на «Поле».
Продолжаю нисходить в хтонические глубины нашей природы.
Проявляя коллективную доминанту инстинктивной самости, мы бываем похожи на какого- либо славного эволюционного предшественника в боевой (брачной) раскраске. Я веселилась как мартышка, прочитав следующее наблюдение этологов:
Каждый сколь-нибудь чувствительный человек знает, какие субъективные ощущения сопровождают эту реакцию.
Прежде всего, она характеризуется качеством чувства, известного под именем воодушевления. По спине и - как выясняется при более внимательном наблюдении - по наружной поверхности рук пробегает "священный трепет". Человек чувствует себя вышедшим из всех связей повседневного мира и поднявшимся над ними; он готов все бросить, чтобы повиноваться зову Священного Долга. Все препятствия, стоящие на пути к выполнению этого долга, теряют всякую важность; инстинктивные запреты калечить и убивать сородичей утрачивают, к сожалению, большую часть своей силы. Разумные соображения, любая критика или встречные доводы, говорящие против действий, диктуемых воодушевлением, заглушаются за счет того, что замечательная переоценка всех ценностей заставляет их казаться не только не основательными, но и просто ничтожными и позорными.
Короче, как это прекрасно выражено в украинской пословице: "Колы прапор в'эться, про голову нэйдэться".
С этими переживаниями коррелируются объективно наблюдаемые явления: повышается тонус всех поперечнополосатых мышц, осанка становится более напряженной, руки несколько приподнимаются в стороны и слегка поворачиваются внутрь, так что локти выдвигаются наружу. Голова гордо поднята, подбородок выдвинут вперед, а лицевая мускулатура создает совершенно определенную мимику, всем нам известную из кинофильмов, - "героическое лицо". На спине и по наружной поверхности рук топорщатся кожные волосы - именно это и является объективной стороной пресловутого "священного трепета".
В священности этого трепета и в одухотворенности воодушевления усомнится тот, кто видел соответствующие поведенческие акты самца шимпанзе, который с беспримерным мужеством выходит защищать свое стадо или семью.
Он тоже выдвигает вперед подбородок, напрягает все тело и поднимает локти в стороны; у него тоже шерсть встает дыбом, что приводит к резкому и наверняка устрашающему увеличению контура его тела при взгляде спереди. Поворот рук внутрь совершенно очевидно предназначен для того, чтобы вывести наружу наиболее заросшую сторону и тем усилить упомянутый эффект. Общая комбинация осанки и вздыбленной шерсти служит тому же "блефу", что и у горбящейся кошки: она выполняет задачу изобразить животное более крупным и опасным, чем на самом деле. Так что и наш "священный трепет" - это не что иное, как попытка взъерошить остатки некогда бывшего меха. Однако выводы учёного побуждают человечески ответственно задуматься:
Что переживает обезьяна при своей социальной защитной реакции, этого мы не знаем; однако вполне вероятно, что она так же самоотверженно и героически ставит на карту свою жизнь, как и воодушевленный человек. Нет сомнений в подлинной эволюционной гомологии реакций защиты стада у шимпанзе и воодушевления у человека; более того, можно очень хорошо представить себе, как одно произошло из другого. Ведь и у нас те ценности, на защиту которых мы поднимаемся с воодушевлением, имеют прежде всего общественную значимость. Если мы припомним сказанное в главе "Привычка, церемония и волшебство", покажется почти невероятным, что реакция, которая первоначально служила защите индивидуально знакомого, конкретного члена сообщества, все больше и больше брала под свою защиту над - индивидуальные, передаваемые традицией культурные ценности, имеющие более долгую жизнь, нежели группы отдельных людей.
Если наше мужественное выступление за то, что нам кажется высочайшей ценностью, протекает по тем же нервным путям, что и социальные защитные реакции наших антропоидных предков, я воспринимаю это не как отрезвляющее напоминание, а как чрезвычайно серьезный призыв к самопознанию. Человек, у которого такой реакции нет - это калека в смысле инстинктов, и я не хотел бы иметь его своим другом; но тот, кого увлекает слепая рефлекторность этой реакции, представляет собой угрозу для человечества: он легкая добыча тех демагогов, которые умеют провоцировать раздражающие ситуации, вызывающие человеческую агрессивность, так же хорошо, как мы - разбираться в физиологии поведения наших подопытных животных. Когда при звуках старой песни или какого-нибудь марша по мне хочет пробежать священный трепет, я обороняюсь от искушения и говорю себе, что шимпанзе тоже производят ритмичный шум, готовясь к совместному нападению. Подпевать - значит класть палец в рот дьяволу.
Воодушевление - это настоящий автономный инстинкт человека, как, скажем, инстинкт триумфального крика у серых гусей. Оно обладает своим собственным поисковым поведением, своими собственными вызывающими стимулами, и доставляет - как каждый знает по собственному опыту - настолько сильное удовлетворение, что противиться его заманчивому действию почти невозможно. Как триумфальный крик очень существенно влияет на социальную структуру серых гусей, даже господствует в ней, так и инстинкт воодушевленного боевого порыва в значительной степени определяет общественную и политическую структуру человечества.
Не нужно слишком большого оптимизма, чтобы предположить, что из нас, людей, может возникнуть нечто лучшее и высшее. Будучи далек от того, чтобы видеть в человеке подобие Божие, лучше которого ничего быть не может, я утверждаю более скромно и, как мне кажется, с большим почтением к Творению и его неиспользованным возможностям: связующее звено между животными и подлинно человечными людьми, которое долго ищут и никак не могут найти, - это мы!
*Конрад Лоренц (1903--1989) -- выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных.
Наступил День Земли – праздник чести и достоинства всех разумно творящих на ней силою богатств, дарованных нашей великой матушкой. Порадовавшись делам свершённым и замысленным, отметив песнями и хороводами своё многоликое единение с Творением, вкусив плоды трудов совместных, родичи, бережно обнявшись, потянулись к маленькому дубочку, что вырос сам на общем участке, уцелел чудесным образом после строительства общего дома и был замечен по весне гостившей здесь маленькой девочкой, чтобы послушать, о чем шелестят золотые листья Древа Знания!
Дмитрий Бахта. Фрагмент из сказки для взрослых «Лес и Сад»
«Настало время вспомнить о том, как возник наш мир! Всевышний Садовник решил разбить сад, и там где не было ничего, возникло то, что нельзя не любить, то, о чем нельзя не заботиться – Истинный Сад. Но еще не появилось Солнце, чтобы согревать своим теплом Сад, еще не появилась Земля, чтобы питать собой Сад, Всевышний садовник сотворил их в помощь себе – ангелов, служителей Истинного Сада. Один мог вскопать землю, другой мог разровнять её, третий – добыть воду, четвертый – донести её до семени. И было сотворено их столько, сколько нужно. И был среди них ангел, который больше других мог – инструмент универсальный, который всегда был там, где нужна была помощь. И не было такой работы, с которой он бы не справился, но не было и такой работы, которую он бы полюбил больше всего, и там, где другой доделывал все до конца, он только лишь начинал или подправлял. Мы не знаем его имени. По воле Всевышнего Садовника, стараниями могущественных ангелов возник наш мир – Истинный Сад. И был этот Сад прекрасен, и не было никого, кто бы ни возликовал, глядя на эту красоту. Но только сам Всевышний Садовник мог понять, насколько Величествен его Сад. И тогда решил Всевышний Садовник создать хозяина этому саду, чтобы тот любил его и заботился о нем, чтобы было кому восхищаться творением его. И создал тогда Всевышний Садовник, без участия ангелов, по образу и подобию своему Садовника своему Саду – человека. Наделил его способностями видеть красоту, знать истину, делать добро, чтобы отдать ему во владение Истинный Сад. И был тот человек мужчиной и женщиной, как Солнце и Земля, как зверь и зверица, как семя и плод. Привел Всевышний Садовник человека в дом его и сказал, - живи здесь, обустраивай, преображай красоту Сада сего, ибо дано тебе то, что не дано другим. И когда человек увидел Сад Истинный, возликовало сердце его, оценил он красоту замысла, тогда и Всевышний Садовник возликовал, ибо только так во взгляде человека стал Сад Истинным Садом, свершилось то, что было задумано Всевышним Садовником. И было это в самом центре Сада, куда привел Всевышний Садовник человека. И сказал Всевышний Садовник человеку, - все что растет здесь, все что живет здесь, все в воле твоей, пересаживай и переселяй - преумножай красоту Сада моего, но вот растение, что посажено мной в центре Сада моего и заповедано мной, ибо есть оно росток добра и корень зла, не трогай его, не пересаживай его из того места, которое я указал ему, чтобы не запутался ты в делах своих, чтобы не стало добро злом, а зло добром. Так стал человек Садовником и хозяином Истинного Сада.
Но ангел, тот, что был в каждом деле, но нигде не до конца, усомнился в замысле Всевышнего Садовника. Ведь это с его помощью было посажено растение в центре Истинного Сада, он участвовал в каждом деле, он знает и умеет больше чем человек, но участь его смотреть на дела человечка, который ничего не сделал в этом мире, а только восхитился красотой Истинного Сада, но стал хозяином ему. Неужели они, ангелы, не знают, что Сад этот красив, ведь было сказано им об этом самим Всевышним Садовником, разве можно не верить Всевышнему. Чего такого не знает и не умеет он, что знает и умеет человек, чего такого не знает и не умеет он, что знает и умеет Всевышний Садовник. Почему не его сделал Всевышний хозяином Сада. Позавидовал этот ангел человеку, и решил он изничтожить человека и сам стать хозяином Сада равным Всевышнему, посчитав, что такое ничтожество, что не видело Сад в момент творения, не способно знать красоту его. И появился ангел тот возле человека и спросил его о том, что знает он о Саде сем. И ответил человек, что Красоту его знает и тайну знает его, что в центре Сада заповедана. И говорил ангел тот, мол, как можно знать всю красоту, не раскрыв тайны, иди и пересади растение это из центра Сада, в другое место и будет новый центр у сада твоего, и будешь ты хозяином в саду своем, или не сказал тебе Всевышний Садовник, что ты хозяин в саду своем? Отвечал человек, что не велено, да и нет такого инструмента, чтобы мог человек пересадить растение то. Отвечал ангел тот, что он и есть инструмент, что сам Всевышний Садовник сотворил его, чтобы посадить растение то. Тогда он свернулся спиралью, как змей, и понятно стало человеку, как пересадить растение то, чтобы корней его не погубить. И свершилось тогда то, что свершилось. Пересадил человек растение то, что корень зла и росток добра. И испугался человек дома своего, стал в одно мгновение Сад Лесом, где страхи поселились, где голод и холод, где тяжким трудом пропитание добывается. И предстал человек пред Всевышним Садовником. Разгневан был Творец Истинного Сада, и было сказано человеку Всевышним Садовником: "Разве не заповедал я тебе не трогать это растение? Не увидеть теперь тебе моими глазами Сада моего, веки вечные будет род твой жить, удобряя собой корни Сада, пересаживая с места на место растения в поисках красоты, ибо вина твоя главная. И будет так, пока опять не встанет в центре Сада растение то, что будет обречено теперь скитаться по земле, и не будет оно иметь своих корней, чтобы не стал корень зла ростком зла, и не закончилось все, пусть корень добра будет ростком зла до тех пор, пока корень зла снова не станет ростком добра. Это есть путь человеческий. А тебя ангел – соучастник я изгоняю из чертогов своих и из Сада своего, обитать тебе за пределами произрастания, не находить себе дела ибо, что ты есть пока не взял тебя в руки хозяин. А все, что бы ни сделал ты сам, будет Лесом неизбывным и для тебя и для человека. Не должно было ангелу служить человеку без ведома моего, теперь ты раб всех грехов человеческих, хотя и будешь мнить себя господином его, и будет так пока не придет такой человек, который будет так чист, что, взяв тебя в руки не испортит дела своего и будет этот человек сыном мне, равен мне, и только он увидит Истинный Сад глазами моими, и увидит мой Сад Истины и станет хозяином в нем". Вспомним об этом.
Настало время вспомнить о том, что теперь мир разделен на три части, это наш мир по эту сторону произрастания, где Лес хранит образ Истинного Сада и человек хозяин этого Сада; это Сад Истины – дом Всевышнего Садовника по ту сторону произрастания, куда войдут только те, кто смог увидеть Истинный Сад через Лес; и это Неизбывный Лес, по ту сторону произрастания, куда попадают, те из людей, кто видел только Лес и не видел Истинного Сада. Почему важно помнить об этом? Преображая Лес, пытаясь восстановить Истинный Сад, мы нередко забываем о том, что этот Лес создан Всевышним Садовником как Истинный Сад, и только наша греховность не позволяет увидеть того, что есть. Вся наша история доказывает, что и Лес наш дом, поэтому мы должны учиться у Леса, что достался нам по эту сторону произрастания. Вспомним об этом.
Настало время вспомнить о первом среди нас, о Великом учителе, что вернул нам путь в Сад Истины, что встал рядом с отцом своим и принял наследство свое. Мы мало знаем о нем. Его жизнь по эту сторону произрастания была короткой, но яркой. Заповедал он нам, что Истинный Сад растет в душах наших, и только тот, кто вырастил в душе своей Истинный Сад, увидит Лес глазами Всевышнего Садовника и увидит Истинный Сад. Он пошел в лес и выкопал дерево, что корнями своими питало то растение, что зовем мы теперь Странницей, не испугался молвы толпы устрашенной и зависти садовников многоумных. Сказано было им, что нет другого центра Истинному Саду, кроме того места, где стоишь ты сейчас, если к тебе обращается Всевышний Садовник, объявляя тебя хозяином Истинного Сада. Многие из нас до сих пор боятся Странницы, не ходят в лес, если там поселилась Странница; считают святотатством любые попытки укоренить её. Сказано было нашим учителем, что корень зла в нас, а не в растении том, сказано было нашим учителем, что росток добра в нас, а не в растении том. Так почему мы до сих уподобляемся тем, кто испугался слов учителя нашего и погубил его. Мы слишком часто забываем о том, что хоть и предстал Сад Лесом, но человек оставлен хозяином в нем, и только выполнив всю работу по эту сторону произрастания, войдет он хозяином в Сад Истины. Сказано было нам учителем нашим, что мы есть островки Истинного Сада в Лесу Неизбывном. Вспомним об этом.
Настало время не вспомнить, но понять, что наш мир в опасности. Нет такого уголка на нашей земле, где человек бы не оставил свой след. Лес больше не Лес, но он и не Сад. Человек произвел уродство, он перестал быть хозяином Истинного Сада, но стал господином ему, заставил его служить себе, хотя сам должен был служить ему. Наш Лес, который содержит в себе образ Истинного Сада, все больше и больше превращается в образ Леса Неизбывного, где нет человеку места, ибо это не дом человека и не хозяин он в нем. Постараемся понять это.
Сейчас наши силы должны быть брошены не на то чтобы преображать Лес, а на то, чтобы вернуть нашему Лесу образ Истинного Сада. И не надо думать, что человек должен просто уйти, отступить, нет - человек должен дойти до конца, только свернув с пути погибели на путь выживания. И этот путь лежит через знания, через освоение современной науки и современной технологии, этот путь лежит через города. До сих пор мы бежали от городов, отгораживаясь заборами от душных улиц на виллах богатых людей. Теперь сам город должен стать садом, а другого дома у человека нет и не будет. Пора покончить с нашим затворничеством и не только поучиться красоте у Города, каким бы уродливым он не показался нам на первый взгляд, но и преподнести урок ему, урок первозданной красоты. Город – это тоже ландшафт».