Кризис цивилизации лучше переждать в деревне

10.02.09   "Известия", Дарья Варламова
Оригинал статьи   http://www.izvestia.ru/special/article3125268/

Так решил компьютерщик Кошастый и уехал в село под Киевом.

Известный социолог Маклюэн предсказывал, что мир однажды станет "глобальной деревней". Правда, он имел в виду силу современных коммуникаций, объединяющих всю Землю. А вот Виктор Сергиенко, известный в интернете под ником Кошастый, предложил свою сельскую концепцию спасения от всемирного кризиса, ставшую популярной среди постапокалиптически настроенных блогеров. С владельцем родового поместья, практически независимого от состояния современной экономики, пообщалась корреспондент "Известий".

Еще в начале "нулевых", когда все радовались экономическому росту, Виктор был уверен: масштабный кризис не за горами. Причем не просто экономический, а цивилизационный, грозящий полным крахом всей прежней жизни. Проанализировав имеющуюся информацию и соответствующую литературу, молодой IT-специалист решил достичь "максимально автономного от цивилизации жизнеобеспечения". А для этого было необходимо собственное хозяйство. В 2003 году он всего за 500 долларов купил себе дом в селе под Киевом.

Кризис как предчувствие

Жилище пришлось "довести до ума" - поменять соломенную крышу на новую шиферную, вставить металлопластиковые окна. На участке Виктор разбил сад и огород, приобрел лошадей, домашнюю птицу, коз. Занявшись хозяйством, поменял график работы на более свободный, а потом и вовсе уволился. Жена последовала за ним и... Практически полного самообеспечения "родовому поместью" удалось достичь уже в 2005 году.

А в 2008-м его предчувствие масштабного кризиса начало сбываться.

...К переезду Виктора близкие и знакомые отнеслись по-разному. Большинство, в том числе и родители, - "да ты с ума сошел". Были и поделикатнее - "каждому свое". Но в одиночестве Кошастый не остался - осенью 2004 года в то же село переехала его сестра с семьей, появились соседи из Москвы. Да и с односельчанами у него сложились отношения хорошие.

- Главное - не задирать нос, со всеми общаться на равных, - объясняет он. - Сильно помогает, когда люди видят тебя за работой. И потом, обмен мелкими услугами - прочнейшая связывающая сеть в сельском обществе. Не надо гнушаться старыми бабульками. Любая из них полчаса будет тебе рассказывать всякие сплетни, а потом всем другим бабулькам передаст, что ты "хороший человек".

Типичный февральский день Виктора: "Утром встаю в 8 часов, выпускаю курей-гусей, даю лошадям сена. Растапливаю печь (дрова занес с вечера). Жена готовит завтрак. С завтрака до обеда и с обеда до ужина - свободное время, можно побездельничать или заняться чем-нибудь полезным. Вечером иду заниматься хозяйством - вывести лошадей, напоить, убрать в конюшне, насыпать подстилки, занести на ночь сена, завести лошадей, напоить и накормить коз, закрыть птицу... В 17 часов - темно, заходим в дом. Растапливаем печь (если на улице мороз). Жена готовит ужин, ужинаем. И спать ложимся рано - в 22-23 часа".

Жизнь без мусора и шампуней

"Удобства" в доме Сергиенко вряд ли придутся по вкусу изнеженному горожанину. Сельский туалет - яма с будочкой. Моются Виктор с женой в большой миске, поливая себя горячей водой из кружки. Никаких косметических изысков - для мытья тела и волос используют они недорогое туалетное мыло. "Не знаю, что мне скажут сторонники шампуней, - улыбается Виктор. - Но и у меня, и у жены внешний вид волос улучшился после перехода на мыло".

В родовом поместье нет и мусорного ведра. "Если мне надо от чего-то избавиться - вещь отправляется в соответствующее место. Если органическое - то в помойное ведро, которое выливается на компостную кучу. Если может сгореть - то в коробку, содержимое которой сжигается. Реже возникает мусор такой, как ненужные ржавые железки и битые стекляшки. Когда я что-то бетонирую, это отправляется в бетон, где остается навсегда".

Через месяц в семье Кошастого будет пополнение. Виктор уверен, что ребенку здесь будет комфортно - перед глазами ведь живой пример, 9-летняя племянница. "В городе она бывает - так что у нее есть возможность сравнивать. Но никогда не высказывала сожалений или пожеланий там остаться. Девочка очень активная, постоянно бегает, играет, много возится с животными - собаками, лошадьми, кроликами. Отлично развита, легко общается и с детьми, и со взрослыми".

Учить своего ребенка Виктор собирается самостоятельно: "Школа в гораздо большей степени отбивает у детей охоту что-то узнавать и постигать, чем дает что-то полезное". Для преподавания и собственной пользы Виктор составил целую библиотеку в 100-150 томов, начиная от школьных учебников и кончая специальной литературой. Науки как естественные и точные (математика, физика, химия, биология), так и гуманитарные (история, философия). Есть книги и прикладной направленности - строительство, домоводство, сельское хозяйство.

- Жемчужина моей коллекции - двухтомник ред. Девриена "Настольная книга для русскихъ сельскихъ хозяевъ", изданная в 1875 году, - рассказывает Сергиенко. Наиболее важную информацию он дублирует на CDR-дисках ("Кто знает, как повернется дальше - через десяток лет могут быть новые возможности, например ноутбукоподобные компьютеры на топливных элементах или с солнечной батареей на крышке"). На компакт-дисках хранится и отборная киноколлекция - поддерживать в тонусе чувство прекрасного.

"Я не Рэмбо, чтобы от всех оборониться"

Один из немногих пережитков цивилизации в доме - электрическое освещение. Впрочем, используется оно экономно, полчаса-час в летнее время и 4-8 часов в зимнее.

- Есть определенный запас свечей, но даже при самом бережном использовании их больше чем на год не хватит, - рассуждает Виктор. - Придется освоить еще освещение лучиной, или маслом, или чем-то подобным.

Еще один потребитель электричества - компьютер. Виктор на нем и фильмы смотрит, и охотно принимает комментарии к своему "методу", если они конструктивные. Многие ведь считают путь Кошастого скорее бегством от цивилизации, чем спасением от кризиса.

- Все хотят абсолютной гарантии безопасности, в качестве же конкретных советов - весь спектр, начиная от "зачем ехать в село, все равно все погибнем, не все ли равно где" до "вооружайся огнестрелом, минируй подходы, бронируй окна, делай амбразуры и т.д.". Первым я отвечаю, что даже если метод сулит понижение шансов погибнуть со 100% до 99 (а по моим оценкам, до 10-20%), то его стоит применять, из долга перед собой, семьей и богом (для верующих). Вторым говорю, что я не Рэмбо, чтобы от всех обороняться.

Далек Кошастый и от последователей религиозных движений, уходящих в село по соображениям веры: "Мои основные принципы - общность с природой; необходимость жить самому, не рассчитывая на помощь свыше; отсутствие любой загробной составляющей. А мораль отлично формируется и без участия какой-либо религии".

Конечно, концепция Виктора уязвима - кто-то все равно обзовет его ретроградом или паникером. Даже соратники по кризисному выживанию находят в ней отдельные практические недостатки. Но как ни крути, первую часть сюжета он предсказал верно. Да и выбор свой никому не навязывает.

Инструкции по выживанию от Кошастого

Как подготовиться к кризису цивилизации. Стараться урезать себя в потребностях; деньги тратить на покупку вещей, которые можно будет использовать и сейчас, и в "новой" жизни. Вполне оправданна, скажем, была бы покупка хороших инструментов, особенно неэлектрических.

Где жить. В кризисный период большие и средние города станут зоной жестокого бедствия, и от них надо будет находиться как можно дальше. Будет два рода движения из мегаполисов: мирная миграция и набеги - одиночек или небольших групп людей, пеших или велосипедных. Так что выбор места для дома в 70 км от города и 10 км от трассы - действенный и дешевый способ пассивной защиты в кризисных условиях.

Чем запасаться. Инструментами - для обработки почвы, дерева, металла. Домашней утварью и расходными материалами, необходимыми для строительства и ряда других дел. Приоритет отдается недорогим, автономно работающим, долговечным вещам первой необходимости. Желательно в момент покупки сразу запасаться возможно большим количеством запчастей и расходных частей. Вещи, которые приобретаются в одном или немногих экземплярах, должны прослужить лет 50.

(Подробно о методе выживания Кошастого вы можете узнать на сайте http://worldcrisis.ru)

Кто еще ждет катастрофы?

Двадцатый век с его войнами, экономическими кризисами и экологическими катастрофами приучил многих жить в постоянной тревоге. Из этой смутной паранойи и выросло целое движение - survivalism (от английского survive - выживать). Сюрвивалисты смирились с мыслью, что привычному миропорядку скоро придет конец, и старательно готовятся к предстоящей катастрофе, делая запасы, сооружая убежища и приобретая странноватые для цивилизованных людей навыки.

Зародилось это движение в США и Великобритании. В 1974 г. писатель Говард Рафф создал справочник "Голод и выживание в Америке" - по следам нефтяного кризиса 1973 года. Идеи Раффа развил Курт Саксон, который, собственно, и придумал термин survivalist.

С 1975 года он начал издавать справочные статьи на тему выживания, где со знанием дела рассуждал о том, как правильно заминировать собственный участок для защиты от бандитских караванов или построить дорожные заграждения для защиты города от беженцев из других регионов. О гуманизме в этих работах и речи нет - в постапокалиптическом мире человек человеку волк. И если стоит, например, вместо убийства ранить мародера в правую руку - так лишь для того чтобы сделать его обузой для подельников.

После некоторого затишья движение вернуло былую популярность в 1999 году - тогда боялись "компьютерной ошибки двухтысячного года".

Новейшая волна сюрвивализма началась с теракта 11 сентября. Исламские террористы, глобальное потепление, природные катаклизмы и эпидемия птичьего гриппа - все эти навалившиеся разом проблемы обострили интерес к выживанию.

Сюрвивалист ждет подвоха от цивилизации в любой момент и старается тратить свое время и деньги с пользой для будущего. Присматривает себе убежище или бункер, запасается пищей, водой, одеждой, лекарствами, боеприпасами и предметами первой необходимости. Умеет обращаться с оружием, ориентироваться на местности, мастерить инструменты и быстро принимать решения.

В 1970-х сюрвивалисты пытались сбежать от голода в сельскую местность и запасались товарами натурального обмена. В 1980-х ждали ядерной войны и строили убежища от радиации. А в 1990-х, опасаясь проблем с электричеством, закупали электрогенераторы и консервы.

Теперь, в начале XXI века, "выживатели" готовятся ко всему сразу и активно обсуждают это на сайтах и форумах. Среди обсуждаемых тем - карты ожидаемых ударов ядерных ракет, стратегии выживания в городской квартире, пандемия птичьего гриппа и даже вынужденный каннибализм. Обсуждают спокойно и деловито - как очередной рабочий проект или планы на отпуск. Паникеров и нытиков тут нет, только "хорошо подготовленные пессимисты".

Как им удается получать хоть какую-то радость от жизни в постоянном ожидании катастрофы - непонятно. Видимо, запас патронов и дров успокаивает, как валерьянка, в таком изменчивом мире.

Ужастик от Кошастого

В ближайшее время следует ждать дальнейшего углубления финансово-экономического кризиса. Массовой безработицы и всего, что с этим связано. Как следствие, через некоторое время - нарушения работы важнейших систем жизнеобеспечения, а именно систем ЖКХ, агропрома и транспорта. В худшем варианте сорвана будет посевная-2009, и новый урожай не будет выращен. В самом лучшем варианте те же события перенесутся на 2010 год. Я имел в виду Украину и Россию. В разных странах может быть другая ситуация.

У этого кризиса не будет длительности, пика и окончания. Это не циклический кризис на пару лет, даже не великая депрессия лет на десять. Переждать его не получится. Острая и всем заметная фаза краха начнется в 2009-2010 годах, полностью этот процесс по всей планете может занять 15-20 лет.

Замдиректора Института экономических стратегий Александр Неклесса: "Переход в новое состояние - это не крах"

"В настоящий момент происходят разные кризисы - с одной стороны, глобальный (связанный с США), с другой стороны - наш, российский, имеющий свои особые причины.

Глобальный кризис пришелся в самое сердце развивающегося экономического уклада - "денежной" или "информационной" экономики. Впервые в истории деньги могут произвольно размножаться - раньше они были привязаны к реальным данностям и материальным активам. Я бы назвал эту экономику трансфинитной, то есть не имеющей пределов. Появляются новые ответвления, ускорение производства в ряде экономик.

Как античность сменялась средневековьем, а средневековье - Возрождением, так мы сейчас входим в новый мир. Происходят революционные процессы - и в экономическом плане, и в сфере политики, культуры, мировоззрения. Это действительно можно назвать системным кризисом цивилизации. Но это не крах, а переход в новое состояние, несмотря на то, что для кого-то он может оказаться трагичным.

Государство отделяется от территории, власть - от государства, формируется нечто, похожее на воздушный остров Лапута из "Гулливера" - сообщества людей, не зависящие от госграниц. Эти "новые кочевники" решают очень амбициозные задачи, в том числе и идеологические. Все это очень интересно - никогда за всю историю человечества не происходило ничего подобного".

 




Тартария_2


Добродеи

Творческая мастерская возрождения народных традиций "Добродеи" (г. Казань)
www.dobrodei.ru








treka


Ландаун том 1


Ландаун том 2


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: