Михаил Щетинин: «Всё в этой жизни касается лично меня!»
Источник - http://www.lean-academy.ru/biblioteka/Kompan%2019/index.html#/14/ журнал «Lean-Компаньон»
Предисловие: Слово о Личности
Юрий Петрушин, шеф-редактор журнала
Как бы сегодня ни хаяли советский режим, как бы ни выпячивали его гримасы, оставляя за кадром достижения и позитивные моменты, никто не решится оспорить тот факт, что в то
время в стране существовала чётко налаженная система профориентации и подготовки кадров. В ней действовали механизмы, вовлекающие человека буквально с детсадовского возраста в поле зрения социальных институтов. Они – с помощью множества приёмов и способов – помогали ему в профессиональном выборе. Обычным явлением было шефство заводчан над ведомственными детскими садами и школами, проведение семейных мероприятий, где ребёнку давали понять, что он должен продолжить дело родителей. Возможностей получить профессию у школьника было немало. И потом, когда студент становился дипломированным специалистом, на предприятии ему объясняли: как нет предела совершенству, так не существует конечной станции в накоплении знаний и расширении кругозора. Интенсивность продвижения по карьерной лестнице напрямую зависела от стремления человека повышать свою квалификацию.
Увы – переход на рыночные рельсы если не полностью разрушил вместе с другими полезными институтами и упомянутую профессиональную эстафету, то изрядно сузил и сократил её коридор. Существующая ныне система образования и повышения квалификации кадров в России (если отдельные фрагменты можно назвать таковой), по мнению доктора философских наук, президента-ректора Российской академии государственной службы при Президенте РФ Владимира Егорова, не в состоянии предложить экономике достаточного количества специалистов, способных работать в рыночных условиях. Как и удовлетворить требования, которые предъявляются к ней работодателями, будь то государство или бизнес. Он справедливо полагает, что «не только бизнес, но и государство в лице руководителей экономических министерств готовы платить большие деньги, чтобы привлечь необходимых специалистов, но часто их просто нет на рынке труда. Из-за подобного дефицита ценность хорошего специалиста возрастает многократно. Учитывая, что вознаграждение за труд у нас и в развитых странах отличается существенно, лучшие кадры выталкиваются за границу. Прежде всего это касается подготовки квалифицированных управленцев высшего звена, которых на Западе именуют топменеджерами».
Именно потому, что наш журнал разделяет тревогу о будущем России, которое не может быть благополучным, если каждым механизмом этого огромного корабля не будут управлять подлинные мастера своего дела, мы и решили посвятить данный номер проблеме воспитания и профессионального совершенствования кадров. Повторю: говорить о том, что данная система полностью покоится в руинах, неправильно, она пока держится на плаву за счёт старых накоплений. Но ключевое слово здесь – пока. Россия пока еще обладает кадровым потенциалом, способным решать масштабные задачи социально-экономического развития страны. Пока ещё формирование и развитие кадрового потенциала хотя бы частично обеспечиваются созданной в предшествующие годы системой профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. Пока ещё сохраняется высокий образовательный уровень кадров предприятий и организаций. К примеру, в ряде отраслей почти 2/3 занятых в экономике имеют специальное образование. Пока ещё мы надеемся на достойную смену: в высших и средних учебных заведениях обучается около 7 млн студентов. Оптимизм внушает и то обстоятельство, что есть в нашей стране люди, которые не просто констатируют проблемы и сетуют об утратах, но реально решают одни и восполняют другие. Об одном из таких подвижников, создавших свою уникальную школу подготовки специалистов самого разного профиля, а главное, патриотов Отечества, готовых творить и созидать, мы и расскажем в этом выпуске. То, что сегодня делается в России для профобразования, не в состоянии предложить экономике достаточное количество специалистов, способных работать в рыночных условиях. *** Таков уж, видимо, наш менталитет, только людей ярких, неординарных никогда особо в России не любили. В школе их называли выскочками, ботанами и, сбиваясь в стаю, доказывали преимущество силы над умом и талантом. Став взрослыми, вчерашние «выскочки» ощущали себя травой, пробивавшей асфальт. Сумели – честь им и хвала, есть возможность сказать своё слово, оставить свой след, воплотить в
жизнь свои идеи. Нет – становись, как большинство, зимой и летом одним цветом – серым. У нас ведь тех, кто высовывается, отстреливают беспощадно и без права на суд присяжных.
Мы с Михаилом Петровичем Щетининым знакомы не один десяток лет, и я всегда восхищался мужеством этого человека. «Выстрелы» в его сторону начались практически сразу после того, как он бросил вызов традиционной системе образования. Нельзя сказать, что он был неким пассионарием, посвятившим жизнь борьбе с существующим строем. Его заслуги на «школьной ниве» время от времени отмечались наградами и званиями – почётными грамотами, значками «Отличник народного просвещения РСФСР» и УССР, медалью «За трудовую доблесть», званием «Заслуженный учитель России» . С 1991-го года М.П.Щетинин – член Российской Академии Образования. Тем не менее для этого мятежного человека «покой» был скорее в бурях, нежели в «почивании на лаврах». Вовсе не охота к перемене мест толкала его к частым переездам: дагестанский Кизляр, посёлок Ясные Поляны Белгородской области, село Зыбково на Кировоградчине (Украина), затем станица Азовская в Краснодарском крае и, наконец, нынешняя прописка – Текос, посёлок близ Геленджика. Причина проста, как мир: как только школа Щетинина начинала своими очевидными достижениями входить в противоречие с традиционной, «возмутителю спокойствия» указывали на дверь. Точнее, создавали все условия для того, чтобы его
деятельность стала невозможной.
Так было до тех пор, пока педагог-новатор не пришёл к закономерному выводу: встроить свою методику образования в уже существующую не получится. Необходимо отмежеваться и создавать собственную школу, где процесс длится непрерывно и без помех со стороны «доброжелателей». Так появилась школа-интернат в Текосе. И новая порция оплеух в СМИ и Интернете, где щетининский лицей именовали и сектой, и профанацией, и бантустаном для зомби. А в «бантустан» ежедневно приезжают по 2-3 делегации из разных городов России и зарубежья. Сюда хотят устроить своих детей огромное количество родителей – конкурс иной раз доходит до 4 тысяч на место! На базе школы защищают кандидатские и докторские диссертации, проводят мастер-классы. Лицеисты при желании получают одновременно по 2-3 высших образования.
Кстати, мой сын год провел в школе Михаила Петровича – дольше там учиться не позволили обстоятельства. Но этот год наложил позитивный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Мы со Щетининым стали друзьями, часто созванивались, встречались. Одно время я мечтал, чтобы его школа нашла прописку неподалёку от Набережных Челнов. Не получилось по целому ряду причин, но зато завязались тесные контакты Текоса с Татарстаном. Вот уже пять лет воспитанники лицея получают базовое образование в Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов.
Впрочем, не стоит повторяться, рассказ о школе, надеемся, убедит даже махровых скептиков в том, что методика Щетинина имеет право не только на существование, но и достойна того, чтобы её взяли на вооружение педагоги с незашоренным восприятием мира. В каждом фрагменте статьи основатель Школы III тысячелетия так или иначе присутствовал, это естественно – нет ни одной стороны жизни лицея, которая остаётся без его пристального внимания. Но та позиция, которой М.П.Щетинин остаётся верен практически полвека, заслуживает отдельного интервью.
И последнее – то, что мне кажется важным ключом к пониманию личности моего собеседника. Всемирно известный американский психолог, автор бестселлеров «Игры, в которые играют люди», «Введение в психоанализ для непосвящённых» Эрик Берн выдвинул очень интересную теорию – о зависимости характера и даже судьбы человека от того, какие сказки он любил в детстве. На примерах из своей практики Берн показал, как в раннем детстве закладывается жизненный сценарий человека, из каких «кирпичиков» и «камешков» он строится и на чём замешан. Не упрощая и не принижая роли родителей и влияния на ребёнка окружения, он высказал предположение, что немалое значение в сочинении жизненного «сценария» имеют сказки, песни, стихи и рассказы. Выбирая любимые сюжеты и истории, малыш таким образом сам пишет себе азимут судьбы. Процесс этот неотвратимый – ведь, как правило, к четырём годам у каждого человека имеется первый, самый важный набросок жизни. Опираясь на свою практику, американский психолог Берн показал, как в раннем детстве закладывается жизненный сценарий человека, из каких «кирпичиков» он строится. Сотрудники Красноярского педуниверситета пришли к выводу: малыши любого возраста готовы «креативить», им это нравится!
Михаил Петрович интуитивно это понял в раннем детстве. Как и то, что страх перед школой, учителями, гневом родителей за невыученные или прогулянные уроки убивает в ребёнке, рождённом созидать, творческое начало. И вот всё чаще мы видим, что учёные и педагоги от совести бьют тревогу: дети, пару лет поучившись в школе, перестают творить! Например, сотрудники Красноярского педуниверситета пришли к таким выводам: малыши любого возраста готовы «креативить», им это нравится! А вот система образования, постоянные тестирования, натаскивание на ЕГЭ направлены не на развитие способности детей, а на утилитарное потребление готовых знаний. Так что «думайте сами, решайте сами», прав ли Щетинин в своём противостоянии стереотипам и доверили ли бы вы ему и его соратникам своих драгоценных чад.
Михаил Щетинин: «Всё в этой жизни касается лично меня!»
Татьяна Дронова
О своем гражданском и профессиональном кредо правдиво и искренне говорит в интервью нашему журналу известный в России, республиках бывшего Советского Союза и в дальнем зарубежье педагогноватор, автор экспериментальной модели обучения, профессор, член Российской академии образования Михаил Щетинин.
Вопреки противодействию недоброжелателей и консерваторов ему удалось создать единственный в своем роде у нас в стране поистине уникальный образовательный центр – Государственный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков.
– Ну и как мы построим нашу беседу? – Михаил Петрович пригласил меня в просторный зал с камином, где он обычно принимает гостей.
Пока усаживаемся, потихоньку рассматриваю своего собеседника. Глядит не очень приветливо, но внимательно, на беседу явно не настроен, однако готов выслушать.
– Я знала, куда и к кому еду, – пытаюсь сразу расположить к себе собеседника. – Прочитала много статей в Интернете, в том числе злобных, и хочу сказать сразу, что мне лай из подворотни глубоко омерзителен. Потому и приехала не чиркнуть по касательной, а на несколько дней, чтобы всё посмотреть, со многими поговорить и сделать собственные умозаключения. Не заметила, как под испытующим взглядом собеседника завелась и стала высказывать свою негативную точку зрения в адрес нынешней системы образования, назвала ЕГЭ диверсией, а современную школу – местом, где отвращают детей от знаний. – И тут, – видя в глазах Михаила Петровича одобрение, уже буквально закипаю праведным гневом, – появляется человек, который не словами, а делом показывает и доказывает, что можно и нужно относиться к ребёнку подругому, что школа способна стать для него не в тягость, а в радость. Что можно одновременно учиться самому и учить других, обустраивать своими руками собственный быт, заниматься танцами и спортом, осваивать школьную программу не за 10, а за пять лет, получать сразу два, а то и три высших образования и чувствовать себя счастливым! Всего лишь день провела в вашем лицее, а уже сумела понять: здесь персональная вселенная каждого ребёнка встроена в такие высшие категории, как гражданственность, любовь к Родине, ощущение рода. Кто же воспримет с симпатией устремления человека, которому удалось построить такую школу, где питают, растят, развивают и раскрывают, а не подавляют, гнут и заставляют отбывать повинность? Я говорю о чиновниках, конечно. Потому хочу, чтобы мой голос, пусть слабый, не столь авторитетный, как мощные голоса ваших сторонников и последователей по всему миру, тоже влился в этот поток. Душа протестует, когда слышу, что у России нет будущего, что нынешнее поколение – это генерация потерянных людей с обрубленными корнями.
–Угу, – отреагировал на мою пламенную эскападу Щетинин. – Вообще-то вся наша жизнь складывается из микроскопических деталей, почти незаметных, иной раз кажущихся нереальными мгновений. Я давно обратил внимание на эту «капельность» огромного мира. В макромире любит, страдает, строит связи микрокапелька, которая называет себя человеком. И когда эта капелька живет в огромном мире, то и мир живет в ней. А если капелька погружена только в свой внутренний мир, то она быстро высыхает и исчезает, не сделав ничего важного. Так получилось, что
Бог возложил на мои плечи счастливую ношу – создание Школы третьего тысячелетия. Мне даны от природы такие качества, как сочувствие, предвидение, интуиция. Всегда чувствую, что должно случиться что-то серьёзное, и начинаю переживать.
– Равнодушными руками и холодной головой можно создать бетонный забор, но не такую школу, – не удержалась я от реплики.
– Да, наверное. Главное – я сумел понять: вот в этом микроскопически малом, собственно, и заключается вся наша жизнь.
На ошибках учатся только идиоты
– Михаил Петрович, вы чем-то расстроены?
– Только что не стало одного хорошего человека, и я переживаю потерю, как утрату частички самого себя. Размышляя о человеке, о ребёнке, я всё время думаю о жизни, и прежде всего о том, почему так мало живёт человек. Ведь для того, чтобы разобраться, как жить, ему надо включиться в то, что было до него. Потом пройти то, что предстоит, промыслить каждый шаг, каждое мгновение. Чтобы быть адекватным окружающему миру, ему необходимо держать в себе всё древо жизни. Иначе он будет ошибаться. А ошибаться человек не должен! Я пришёл к проблеме одарённости именно в процессе своего размышления об ошибках. Человек, если он гений, не имеет права совершать ошибки. Гений – это абсолютно адекватное явление действительности. Ген происходит от слова род. Для меня это означает, что все пра-пра-прадеды существуют в своём потомке. А значит, ему никак нельзя оборвать свой род! Нельзя поступить неточно, неправильно.
–А говорят, на ошибках учатся!
– Идиоты – да. На ошибках мы только теряем жизнь. Если понимать, что человек создан по образу и подобию божьему, если смотреть на него как на носителя образа Бога с точки зрения русского понимания (для нас образы – это лики святых, это высшее, совершенное, святое), то ему нельзя ошибаться. Подумайте, ведь это безнравственно по сути – думать, что ошибаться можно. А не кроется ли тут некое послабление требовательности к себе? Один ошибся, другой, понаошибались вволю и державу потеряли. Страна рухнула!
– Но вы ведь не безупречны, наверняка тоже делали ошибки!
– Как человек я не ошибаюсь. Ошибки делает то, что во мне недостаёт до человека. Проще говоря, чем больше в нас человека, тем меньше мы делаем ошибок. Нельзя превращать ошибку в нормальное явление. Иначе ты расслабляешься. А как в расслабленном состоянии жить в столь напряженном мире, где всё меняется каждую секунду? Где надо на все перемены успеть отреагировать и не ошибиться? Ошибся – вылетел на обочину жизненного потока. А когда я позиционирую себя как человека, который не должен ошибаться, я буду к себе круглосуточно требовательным. А послабление своим ошибкам есть распущенность. Человек же должен быть сильным, упругим, собранным, мужественным, умным и не допускать права на ошибку.
– А как же слова Христа «пусть бросит в меня камень тот, кто без греха»?
– Грех и ошибки – разные вещи. Ошибся на поле боя – всё, смерть. А у нас разве сейчас не битва? Нельзя ошибаться в определении людей, Родины, своего места в жизни. Надо точно понять, кто ты для России. Я могу выбирать, кто я для моей Родины? Нет. Я могу быть патриотом России? Конечно, нет! Парадокс? Нимало: ведь я её сын. Я – сама Россия. А можно ли быть патриотом самого себя? Глупо. Как и быть патриотом мамы и папы. Я их сын, их продолжение. Я не могу выбирать Родину – я у неё уже есть, я ею рождён и я её рождаю. Я продолжаю её путь. Вместе со мной рождается концепция развития человека. Вы же так или иначе находитесь в образовательном поле, и мы с вами говорим об образовании. И говоря о том, что человек ошибаться не должен, мы возвышаем человека. Но тогда и поднимаем уровень требований к тому, кто осознал себя как человека.
Безобразный – тот, кто не держит образа
А дальше пошли шаги: а кто я как человек? И возникают разные возможности для того, чтобы определить своё место в мире и следовать этому определению. И тогда начинается саморазвитие, самообразование. Тогда сам образ начинает человека развивать – того, кто его принял. А вот безобразный становится очень опасным. Такого персонажа можно сразу узнать – он не держит образа. В его жизни нет святости, зова к высоте, к высшему, к идеальному. Слово «образ» синоним к слову «идеальный». И когда зовёт образ – зовёт идеал. Однажды дед Иолий, наш сосед, старый казак – он много работал со мной по осмыслению значения русских слов, – сказал: – Если у тебя есть честь, то ты мужчина. Нет – ты вообще никто. Тогда не надевай штаны, не позорься!
– Михаил Петрович, вы знаете, каков сегодня уровень учительского корпуса? Умные, талантливые, любящие детей педагоги отнюдь не в большинстве. Вот почему меня так поразило, что именно вам вменил в вину один из хулителей школы. Якобы ваш воспитанник сказал о вас с придыханием: это же Учи-и-тель!
– Я хочу, чтобы вы понимали: ваш приезд сюда не связан с моей историей жизни, вообще со мной как с личностью. Он связан с самой сутью образования. Я бы хотел, чтобы вы больше размышляли об образовании, это важнее, чем всё остальное. С первых слов я попытался раскрыть перед вами именно суть процесса образования. Во-первых, мы коснулись методологии нашей работы: всё начинается с того, с кем ты встречаешься. Чтобы контакт состоялся, надо прежде всего познакомиться с самим ребёнком, с его родом, вникнуть в его заботы, проблемы, надежды. Если ты начинаешь демонстрировать себя, выдвигать те требования, которые приняты в нашем учреждении, – это встречей назвать нельзя. Ребёнок никогда в таком случае не будет с тобой работать. Сам по себе образ жизни человека – это главное, что лежит в основе образования. К сожалению, словом «образование» мы с лёгкостью именуем
обычный учебный процесс. Но образование – это участие человека в созидании всего мира! «Образовалось пространство», «образуется государство» – следовательно, есть то, что созидает его целиком. Если ребёнок образует мир – мир образует его. Если ребёнок образует всё, что его касается, – в этот момент он становится образованным. Как только он перестал входить в отношения со всем потоком жизни – он перестал быть образованным. Если ты перестал работать на жизнь, на всех окружающих тебя людей, на природу, на звёзды – можно в два счёта стать глупым, недалёким, необразованным. Когда ты работаешь на все элементы жизненного поля – ты, собственно, и являешься живым! Если ты своим образом, своим поведением, своей мыслью, своим словом зовёшь, и тебя слышат и отвечают – тогда твоя образованность продолжается. Как только ты замолкаешь – образованность прекращает своё существование. Учительница Мариванна никогда не занималась образованием, если не была в соучастии, сопереживании со своим Отечеством, в единстве с болью и страданием своего народа. Она не была частью этого народа, если не видела весь звёздный мир, в котором искони жил её народ. А если была, то непременно понимала, что народ и общество – это не одно и то же. Общество – образование временное, а народ – явление космическое, бесконечное, божье. Тогда она бы стала думать: а ведь я работаю не просто с Васей Петровым, а с сыном народа, с сыном бесконечности жизни. А чем живёт народ? Образом! Иначе говоря, смыслом, который передаётся из поколения в поколение. Тогда бы Мариванна знала, что она ничего не начинает – слава Богу, если хотя бы продолжает путь отцов. И как дочь своего народа служит ему в лице пришедшего к ней мальчика или девочки. Тогда бы она понимала, что в классе ребёнка не образуешь, надо раскрывать стены её учреждения, растворять их в самой жизни – чтобы ребёнок немедленно реагировал на то, что беспокоит его маму и папу, друзей и соседей. Что завтра может потревожить его детей. Немедленно, сейчас, мгновенно – а не откладывать его вхождение в жизнь. Иначе потом появятся проблемы с кадрами, потому что они потеряли ориентир: а для чего? А кому это надо? В чём смысл того, что я делаю? Мотивационная сфера для личности – это самое главное! И чтобы Мариванна перестала работать на некую программу министерства образования, а стала бы работать на своё Отечество, ей необходимо очень любить жизнь. Своих родителей, дедушек и бабушек, всех своих пращуров и будущих внуков-правнуков. Тогда в ребёнке она будет видеть соотечественника. Он же живёт в одном с ней Отечестве. Она строит его вместе с ним. Это и есть образование.
– Ну, предположим, Мариванна все это поняла и осознала. Но рядом с ней трудится
Вера Петровна, которой на все эти заморочки глубоко наплевать. А один, как известно, в поле не воин...
– Как я люблю такие повороты мысли, потому что в этом случае мне хочется ответить дерзко: один может ВСЁ! Если он един во всём. А вот арифметическая сумма тех, кто каждый сам по себе, не способна ни на что. И метафору про рычаг, которым можно перевернуть землю, не люблю. Лучше взять земной шар в тёплые ладони, бережно согреть его всей душой, всем сердцем и, аккуратно обнимая этим теплом всё, что на нём происходит, любя его, служить ему. И тогда земной шар ответит тебе взаимностью. А таких, кто ищет рычаги переворота, и без тебя много. Это может привести только к катастрофе. Возвращаюсь к тому, с чего я начал. Когда я образ жизни несу, тогда я сильный, потому что никогда не одинок. Ведь образ – это не только идеал моей жизни, это идеал жизни вообще! Когда у народа есть образ – у него есть жизнь. Мы же так и говорим: каков образ жизни народа – не представление его о жизни, а именно образ. «Об» – отвечающий Богу, «Ра» – космический стрежень, охватывающий собой всё вокруг, «Аз» – означающий «я часть всего творческого процесса, развивающегося по божьей воле мира». ОБРАЗ – это очень крупное, весомое слово. Чтобы не спорить с лингвистами, остановимся вот на чём: коль скоро лики святых именуются образа, значит, образ – это святость. И когда мы говорим об образе, мы имеем в виду высшее, или идеальное. Вот и получается, что когда я несу в себе идеальное – я созвучен всему миру. Если я всему миру созвучен – тогда я универсум в этом универсуме. Если я веду себя в соответствии с ожиданиями мирового пространства, тогда мои мысли – суть моё дело, мои слова – инструмент, которым я пользуюсь, чтобы улучшить качество всего, что вокруг. Только выстроенный таким образом, я могу всё изменить. Точнее, всякий раз менять, потому что я правлю в процессе служения, в процессе любви. Вдумайтесь в суть слова «власть» – это же ластиться, ласкать. А ластятся только к близкому человеку! Владеть – значит, быть в ладу. Владелец – это тот, кто уладил и потому правил. И когда мы всё время ладим, мы постоянно занимаемся образованием.
Будьте, как дети
– К сожалению, значение этих слов сегодня очень далеко от их этимологии. Власть не ласкает, владелец ничего не улаживает. И что самое ужасное, образование не образовывает, а всё больше подавляет изначально заложенный потенциал.
– Вот почему – и в этом я с вами солидарен – ЕГЭ действительно очень опасная вещь. И прежде всего в его превалировании как способа проверки знаний, определения эффективности школы, да ещё и узаконенного Госдумой. Да, он может быть одним из множества элементов, дающих возможность понять, что ребёнок запомнил из того, что ему давал учитель. Но существуют же и другие – размышления, его собственные идеи, взгляды. А не проще ли, не правильнее ли вести с ребёнком диалог, слушать, что он говорит сам, о чём думает? Ведь это значит участвовать в его образе жизни. И тогда он продолжает путь отцов. А иначе получается, что ему высказывают презрение: мало ли что и о чём ты думаешь! Ивообще – кто ты такой? Твоё дело запоминать, что тебе говорят. И то, что ты запомнишь, и будет определять твою судьбу в обществе. И оно тебя примет прямо пропорционально набранным на ЕГЭ баллам. Получил 100% – дорога открыта в любой вуз. А ежели у ребёнка голова Моцарта? А если он способен мыслить, как Ломоносов, Пушкин, Нильс Бор? Да, досужие статистики подсчитали, что Пушкиных, Моцартов, Эйнштейнов рождается не более 3% от общего числа генерации. Но какой родитель согласится с тем, что его ребенок «не тянет» на Пушкина, что он серость, бездарность? И если это случается – всё, катастрофа. Когда ребёнок не видит себя бесконечно большим, важным, значимым – для мамы и папы, для Родины, для всего мира, для своих друзей – то он снимает с себя ответственность и становится очень опасным следователем по чьим-то пятам. И всю жизнь будет лишь ловить спины. Наблюдая за воспитанниками своей прекраснейшей школы, выдающийся педагог 20-го столетия Сухомлинский скажет: «Много тревожного в том, что умственные способности ребёнка угасают к годам отрочества». Мы все это наблюдаем. В первый класс дети приходят высокоодарёнными, а к одиннадцатому же таких остаются единицы. Так у нас устроен образовательный процесс в средней школе, рассчитанный на среднего человека. А куда же подевались Ломоносовы? Кто за это будет отвечать? Мы, педагоги. Не здесь ли всё-таки ключ к тому, чтобы сегодня пересмотреть всю систему образования? Во всяком случае, хотя бы несущий принцип той дидактики, которую мы унаследовали от ЯнаАмоса Каменского. Он звучит примерно так: школа – фабрика, печатающая людей. Как же так? А где же тогда человек, созданный по образу и подобию Божьему?
– Тут меня удивляет такой момент: любой экзамен – это проверка знаний. Но когда тебе предлагают четыре варианта ответов, нетрудно подсчитать, чт
о 25 процентов верных попаданий – это случайность. Неужели сторонники ЕГЭ, распространившие этот принцип на всю страну, этого не понимают?
– Конечно, с таким пониманием задач педагогики удобнее вести родословную ребёнка от обезьяны. Ведь как обычно в тех же фильмах изображают детей – кривляющимися, визжащими, с беспорядочными движениями. Не дать, не взять – обезьяний потомок! А ребёнок не нуждается в снисхождении, поскольку в ней не нуждается высота. Будьте, как дети – то есть высокими! Если бы Государственная Дума помнила о том, как воспринимал ребёнка Христос, разве она издала бы закон о внедрении ЕГЭ? Это же есть по сути клише, некий стереотип оценки знаний, который обязан быть усвоен. Получается, этот стереотип выше божественной сущности человека! И дети, идентифицируя себя с клише, сами становятся клишеподобными. А где же в этой системе координат творчество? Мы с вами теряемобразование– идёт только обучение. А когда есть процесс обучения, но нет процесса образования, тогда главным мерилом оценки личности и становится ЕГЭ. Что мы спрашиваем у ребёнка при встрече? Как он учится, какие получает оценки, что проходят по тому или иному предмету. У Пушкина с математикой было неважно, и как знать, если бы тогда был ЕГЭ, случились бы, явились бы миру его гениальные стихи? Я много занимался проблемой одарённости и могу сделать вывод: самые одарённые люди, как правило, плохо учились в учебных заведениях. А образовательных – их просто не было и, к сожалению, и сейчас нет. Школа, которая занимается образованием, – это сама жизнь. Именно участие в ней образовывает человека. Чем дальше школа уходит от жизни, тем она меньше занимается образованием. Хочу, чтобы вы поняли: то, что я утверждаю, заложено в моих генах, в генах любого человека. Не надо нам создавать какие-то модели учебных заведений. Надо просто любить Родину, любить жизнь и ей служить! И в этой любви всегда будет рождаться какое-то новое явление. Вы приезжайте к нам в Текос через неделю – и он будет уже другой. Мы постоянно пребываем в движении, у нас не может быть какого-то клише или стандарта! И не дай Бог, если он появится. Вот вы приехали – для всех нас это первая встреча с уникальным человеком. У нас возникают отношения, значит, мы друг друга образовываем. А если это не так – тогда что мы все здесь делаем? Чей трамвай, в который я вошел? Мой! Чей город, в котором я живу? Мой. Чей мэр, который этим городом руководит? Тоже мой. Я со всем миром нахожусь в отношениях, значит, за всё отвечаю. На первый взгляд, это максима, но она же не выше предназначения человека – отвечать за всё мироздание. Вот мы поговорили, и что-то изменилось, стронулось в вашей душе. А значит, вы начинаете вместе с нами творить школу. Это и есть главное. Ведь школа – не моё произведение, а наше с вами. Проще говоря, не для себя, а для своего внука вы начинаете размышлять, какой должна быть система образования. И по здравому смыслу придёте к тому, что делаем мы. Человек внутри себя несёт систему жизненных ценностей, которую мы утверждаем. Внутри себя мы имеем школу божественного движения к истине. Она есть у каждого! Я это знаю как профессионал: никогда не присваивай себе то, что не является твоим. Ты можешь только сам себя отдать тому, чему мы все принадлежим. Когда мы к миру прикасаемся, мы ему отвечаем. Когда он нас трогает, мы начинаем впервые себя ощущать. Вы никогда не думали о том, что когда к нам обращаются, мы начинаем себя осознавать? И кто, зачем и каким образом к нам прикасается – так мы к себе и относимся. Мы – это не наше суждение о себе, а тех, кто вокруг нас. И слава Богу, что есть те, кто судит о нас с любовью. Тогда мы начинаем эту любовь к себе нести. Для ребёнка очень важны прикосновения учителя любовью, а не ненавистью, не упрёками. Никогда не судите ребёнка, никогда не говорите ему о недостатках, никогда не произносите вслух, что он что-то делает плохо! Не корректируйте его поведение, указывая на то, где он неправ, – корректируйте, указывая на то, где он прав! Только вскользь можно заметить, где он сделал не так, но акцент делайте только на хорошем! Иногда бывает так: мама на собеседовании начинает рассказывать, как нехорошо в такой-то ситуации поступил ребёнок, какие плохие поступки совершил. Тогда я прошу ребёнка выйти и говорю ей: это был последний раз, когда вы сказали о своём сыне плохо. Вы – мама, вы самое лучшее, что у него есть. Вы – его защита. Как же вы в его присутствии говорите мне о его недостатках?! Вы же убиваете самое главное в нём! Он же вырос на вашей любви. Вы его не принижайте, а превозносите.